Feb 08, 2009 21:11
предыдущий пост хочется закрыть поскорее. не потому, что он неактуален, а потому что от него тошнит.
подумал сегодня, что жж - прекрасная медицинская помощь для мозгов многих из нас. для меня вот например это чуть ли не единственное место, в котором я позволяю себе пиздеть только о себе любимом. в общении с другими людьми все таки приходится хоть иногда отвлекаться на них (что мне, сраному эгоисту, конечно не всегда по душе), а вот здесь - пиши и пиши, и везде ты - главный герой, везде ты в центре внимания.
сегодня последний день каникул. в следующий раз увидимся летом.
не скажу, что соскучился по универу или одногруппникам за это время. нееее.
но с другой стороны и сидеть дома надоело. сейчас появятся новые обязанности, задания, и уже не будет времени, которое можно терять. так по крайней мере, мне кажется. я надеюсь, что оно так будет.
хочется углубиться и хочется вылазить потихоньку из анабиоза. зима близится к концу, можно уже начинать заниматься своей физической формой, планами на лето и т.п.
и нужно что-то решать. черт, как же мне не хватает старшего советчика. надеюсь, он появится в моей жизни не слишком поздно. мне очень нужен наставник именно сейчас, когда я по-прежнему кусок глины, податливой глины довольно высокого качества, из которой нужно лепить что-то достойное.
за каникулы я прочел две книги. "Казус Кукоцкого" Улицкой и "Волхв" Фаулза. Обе - отличные.
О "Волхве" хочется сказать. Я дочитал его вот-вот - пару часов назад. До сих пор под впечатлением.
Не хочу углубляться в сюжет и героев, но что-то об этом нужно говорить.
Там три части: две (1 и 3) - короткие, меньше ста страниц каждая, а вторая - собственно, основная часть книги (почти шестьсот страниц). Но, когда дочитываешь все до конца, понимаешь, что вторая часть - это по сути то, что потом забывается. Она содержит средства, суть же - в окаймляющей дилогии.
О чем эта книга?
О свободе, случае и любви. Или же о любви, просто.
По сути вся книга - история очищения главного героя, самовлюбленного псевдоинтеллектуала и эгоиста.
Настоящая свобода - это когда тебя что-то ограничивает (мораль, совесть). Если этого нет, это уже не свобода, а преисподня. Тогда ты не человек.
Человеком тебя делает именно такая "осмысленная" свобода. И только таким ты способен на любовь.
А что же случай? Всё - случай. Всё случайно.
Фаулз выше всех десяти заповедей ставит одиннадцатую, которая консолидирует в себе все предыдущие: "Не терзай ближнего своего понапрасну". Об этом в общем-то вся книга. Большая часть ее - о страданиях, причиняемых людьми друг другу.
Вся вторая часть книги - такой себе постмодерный балаган, в котором очень скоро теряешь ощущение реальности. Это театр театра в театре. Должен признаться, что эти последние дни я сам потерял ощущение реальности, потому что в книге главный герой постоянно раскрывал всё новую правду, которая на следующий день оказывалась очередной ложью, а позавчерашняя ложь потом выходила не такой уж и ложью. Ужас! Но в конце все выходит на такой уровень, когда просто понимаешь: всё это была область эксперимента, в котором участники не так и важны, как не важны и средства, ведь результат - перед тобой, и результат воистину гениален.
Не могу удержаться и не процитировать здесь маленькую сказку из "Волхва". Она передает всю суть второй части романа.
ПРИНЦ И КУДЕСНИК
Жил-был юный принц. Он все принимал на веру и только три вещи на свете
принять на веру не мог. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, он не
верил в Бога. Отец его, король, не однажды повторял, что всего этого просто
не бывает. А коль скоро в королевстве не водилось ни принцесс, ни островов,
да и Бог себя ничем не обнаруживал, юный принц с отцом соглашался.
Но вот как-то раз принц сбегал из дворца. И очутился в соседнем
государстве. А там - что за диво!
- острова виднелись с любого лукоморья, и на островах этих обитали
чудные и поразительные созданья, которых он и про себя-то назвать побоялся.
Пока он искал лодку, на берегу ему встретился человек в парадном, чин
чинарем, костюме.
- Неужто эти острова взаправдашние? - спросил у него юный принц.
- Конечно, взаправдашние, - ответил человек в парадном костюме.
- А кто те чудные и поразительные созданья?
- Истинные и безобманные принцессы, все поголовно.
- Так, получается, и Бог есть! - воскликнул принц.
- Я и есть Бог, - с поклоном ответствовал человек в парадном, чин
чинарем, костюме.
Юный принц со всех ног помчался домой.
- Ага, вернулся, - сказал отец его, король.
- Я повидал острова, я повидал принцесс, я повидал Бога, - гордо заявил
ему принц.
Король и бровью не шевельнул.
- Не бывает взаправдашних островов и взаправдашних принцесс, и Бога
взаправдашнего не бывает.
- Но я же их видел своими глазами!
- Ну, скажи, как Бог был одет?
- Он был в парадном, чин чинарем, костюме.
- А рукава у пиджака закатаны?
Припомнил принц, что закатаны. Король улыбнулся:
- Это одеянье кудесника. Тебя провели.
И принц немедля устремился в соседнее государство, на тот самый берег,
к тому самому человеку в парадном, чин чинарем, костюме.
- Отец мой, король, объяснил мне, кто ты таков,
- с негодованием сказал ему принц. - Сперва ты провел меня, а сейчас не
проведешь. Теперь-то я знаю, что и острова, и принцессы невзаправдашние - ты
ведь кудесник.
Человек на берегу усмехнулся:
- Не я тебя провел, мальчик мой. В королевстве отца твоего полным-полно
и островов, и принцесс. Но отец твой наслал на тебя чары, и ты всего этого в
упор не замечаешь.
Призадумался принц и побрел себе восвояси. Пришел к отцу, посмотрел
тому прямо в глаза:
- Ты что, папа, действительно не взаправдашний король, а всего лишь
навсего кудесник?
Улыбнулся король и закатал рукава:
- Да, сынок, я всего лишь навсего кудесник.
- Выходит, тот, на берегу, - Бог.
- Тот, на берегу, - тоже кудесник.
- Но я хочу понять, что есть взаправду, что останется, когда рассеются
чары.
- Когда рассеются чары, ничего не останется, - ответил король.
Пригорюнился принц.
- Убью себя, - сказал он.
Король чародейством призвал во дворец смерть. Встала смерть на пороге,
поманила принца. Задрожал принц. Вспомнил острова, прекрасные, но
невзаправдашние, вспомнил принцесс, невзаправдашних, но прекрасных.
- Ладно уж, - сказал, - вытерплю как-нибудь.
- Знай же, сын мой, - сказал ему король, - что и ты теперь вот-вот
станешь кудесником.
По-моему, гениально =)
Но вот вторая часть заканчивается, все "чары" рассеиваются вместе с кудесниками, а остается основная проблема произведения: вечная проблема человеческих взаимоотношений.
Последняя фраза героя, сказанная им уже после осознания всего, после усвоения урока Волхва, обращенная к его возлюбленной, которая, кажется, и затеяла весь цирк, такова:
Нельзя ненавидеть того, кто стоит на коленях. Того, кто не человек без тебя.
Прекрасное произведение. Много говорить не хочу - всё по большей части внутри.
existentia,
lit