Конкуренция среди детей (в обычных, многодетных и приемных семьях)

Feb 09, 2012 01:27

-*грозно* Кто тут у нас главный?
-Я, а что?
-*тихим голосом* Да нет, я так, спросить…
(анекдот)

Многодетные и приемные семьи иногда сталкиваются с тем, что среди детей есть ярко выраженная конкуренция и постоянная борьба за лидерство. Также такое явление бывает и в обычных семьях, где есть 2 и более детей. В целом, это явление встречается достаточно часто. Почему?
С точки зрения системного подхода, есть вполне понятное объяснение одной из возможных причин (их больше, но сейчас рассмотрим только эту).

1. Семьи многодетные.
Когда в доме становится 2 и более детей, любые родители сталкиваются с необходимостью разделять свое время и внимании между ними, и это совершенно нормальное явление. То, насколько много времени родитель уделяет ребенку - не всегда определяет степень удовлетворенности ребенка вниманием. Во-первых, кроме параметра «количество», у внимания есть еще параметр «качество» (можно формально быть с ребенком хоть весь день, а реально душой быть совершенно не с ним, и тогда такое внимание ни кого не «насыщает). Во-вторых, существуют разные виды внимания (ругань - тоже вид внимания, иногда даже более яркий для ребенка, чем ласка или совместная деятельность). А в первом случае (см. выше), ругань чаще становится желанна для ребенка, потому что он знает: хотя бы в этот момент родитель таки действительно эмоционально с ним связан, а не только внешне присутствует. Чем больше в семье детей - тем сложней становится родителям организовать свое время так, чтобы всем детям в достаточной мере доставалось бы «качественное» внимание. И не редко за «место под солнцем» может начинаться борьба. Чаще это случается там, где нарушается порядок или нет правил, выделяющих роли и статус каждого из детей. Это может выглядеть так: «мама с папой мне выделили особую роль в семье, и это по негласным правилам важней, чем мой возраст. Пусть Вася думает, что он старше, а я буду главней!» (Вася почему-то не согласен с младшим братом, и решает вопрос кулаками). «Когда надо мыть посуду, мама помнит, что я уже большой. А когда есть одна конфета, то она почему-то говорит, что маленьким надо уступать». (Вася опять не доволен и готовится к драке. Почему бы это?).
2. Приемные семьи.
В "обычных" семьях схема внутренней иерархии среди детей отталкивается от календарного возраста: это ребенок старший, этот средний, это младший. Иерархия и порядок очевидны, ни у кого в этом нет сомнений. А в приемных семьях, когда есть два разных временных параметра: рождение и приход в семью, может возникать некая путаница - «по календарному возрасту я старше, а в семью пришел позже/я в этой семье с рождения, и был старшим, а теперь пришел новый ребенок, и он считает, что старше он.. А как же теперь я, и как видят мое место родители?». Или - «я старше, но ко мне приравнен другой сиблинг, и тогда перестает быть понятным - кто ж главней-то?!»

С точки зрения системной семейной психологии, иерархия среди детей напрямую связана с возрастом: чем старше ребенок, тем больше у него должно быть прав и привилегий по отношению к младшим. Это строго противоположно логике «младшим надо уступать» в том прямом бытовом смысле, который мы часто можем увидеть в реальной жизни. Также, в этом подходе существует идея о том, что те, кто ранее принадлежали какой-либо системе (семье) обладают большим статусом по отношению к тем, кто присоединился позднее.
Практически всем обычным детям в любых семьях очень ценно знание о том, какое они занимают место, какие у них есть в связи с этим местом есть права (значение этого для многодетных и приемных семьях делается еще большим). Некоторым детям бывает мало разных сигналов о том, КТО они в этой семейной системе, какую роль они должны выполнять. Испытывая особую потребность и необходимость получать тому дополнительные подтверждения, некоторые дети могут усиленно "воевать" за признание своего особого (например, лидерского) места, в т.ч. конфликтуя с братьями и сестрами. Это их способ раз за разом подтверждать себе свое лидерство, или силу, или статус. Иногда - это также как сигнал-послание к родителям: «наведите порядок среди нас!».
В «быту», правильная иерархия среди детей может проявляться тем, что у более старших есть свои особые права, а не только обязанности. Важно учитывать то, что дети иначе, чем взрослые воспринимают информацию, и им может быть совсем не очевидно то, что кажется таким простым и понятным для родителей. И даже «само собой разумеющиеся» моменты бывает важным обсуждать еще и еще, делать открытым и явным для всех, используя не только «вербальные способы».
В реальной жизни, «сигналами» об «иерархии» могут быть такие правила:
• По праву самого старшего - первенец может на 5 (10, 15) минут позже ложится спать, чем более младший ребенок.
• Он же может быть всегда-всегда тем «первым», кого обнимет мама, которая пришла с работы.
• Старший может один на один с папой ездит в какое-то особое место.
• Есть что-то еще, что достается ему просто за то, что он - первый, и в этом навсегда для семьи особенный.
(Аналогично можно и полезно выделять и очерчивать роли и место в семье для любого другого ребенка - для среднего, для младшего). И всегда хорошо, когда права уравновешены обязанностями, в соответствии с возрастом.
В качестве еще одного примера: вместе с детьми из одной приемной семьи, (которых было 7) мы нарисовали схему-календарь, на котором отмечали на те даты, когда каждый из кровных и приемных детей присоединялся к этой семье. Этот календарь был потом очень значимой вещью для той семьи, и вокруг него было много важных обсуждений: и истории о том, как жили разные ее члены «до» знакомства друг с другом, и как складывается жизнь в «сегодня», и о том, что возможно будет в «завтра».
Существуют еще очень много разных способов и вариантов того, как можно помочь ребенку поверить в то, что его место никто и никогда не займет. По опыту работы с разными семьями, эти идеи, примененные в реальной жизни, показывали то, насколько эта простая идея эффективна, тк количество ссор и скандалов получалось существенно снизить, просто наведя такой вот «порядок» в правилах.

p.s. На самом деле, есть много чудесных семей, где растет много детей, и описанных проблем нет. Но может быть их нет и потому, что в этих семьях дети получают достаточно "сигналов" и "знаков" о том, какое их место, какие у них есть права? Вышеописанное - ни в коем случае не является аксиомой, это лишь гипотезы, имеющие различные теоретические и практические обоснования. Лично мне они кажутся вполне логичными.
p.p.s. Описанное выше - только одна из возможных причин.

мысли вслух, работа, psy

Previous post Next post
Up