Чёрный треугольник. Часть 3. Новый город.

Feb 21, 2017 20:39





Часть 1. Левый берег
Часть 2. Парадный центр

Продолжаем рассказ о Магнитогорске. Сегодняшний рассказ будет о новом городе - застройке 60х и более поздних лет.

Монумент "Тыл-фронту" со стороны Урала.




Правый берег Урала идёт на подъём на всей территории города, поэтому при взгляде с востока за счёт перепада высот монумент не выглядит большим. На снимке от проспекта Ленина вы его вряд ли заметите.




Но на самом деле скульптура в высоту более 16 метров.







Памятник появился на высоком берегу в 1979 году. Создан в Ленинграде скульптором Львом Головницким.




Суровый и выразительный памятник композиционно связан с Родиной-Матерью в Волгораде и Освободителем в берлинском Трептов-парке - у всех трёх фигур в руках один и тот же меч (хотя по размерам и технологии изготовления, подозреваю, они сильно отличаются).




Дополняет композицию Вечный огонь-звезда. К сожалению, в тот день он не функционировал, хотя, по словам местных, это лишь временные технические неполадки (в работе выглядит вот так)




Панорамный вид от скульптуры на пруд.










Вид от проспекта Ленина на центральную площадь и администрацию города. Администрация имеет функциональную архитектуру и совершенно безликий вид, при этом она достаточно немаленькамя по размеру, хотя и невысокая.




Центральная площадь - третий цетр города, появившийся вслед за первым левобережным 30х и парадным северным 50х. Здесь же кругом царят 60-70е. Новый город начинается примерно от улицы Ленинградской и идёт дальше на юг ещё на восемь километров. На площади - ледяной городок.




Башня с часами - магнитогорские Куранты. 29-метровая конструкция была построена одновременно со скульптурами "Тыл-фронту" и администрацией, к юбилею города в 1979 году.







Счастье с большой буквы С.




Цирк. Проект аналогичный тагильскому и кировскому.




Солнечные часы с какой-то неведомой живностью.







Корабль на стене дома пионеров.




Просто труба просто пересекает улицу. В Магнитогорске даже такой функциональный объект стараются выполнить эстетично.




Магнитогорский музей. В праздники не работал, поэтому посетить не получилось.




В городе много панно и барельефов советских лет. Оформление детской поликлиники.




Пятиэтажки.







Барельеф на здании бывшего классического университета.




В южной части города есть аллея с оригинальными скамейками.










Надо отметить, что застройка 60-70х имеет довольно мрачный вид, а точнее, цвет стен.




Выглядят серыми и закопчёными что пяти, что девятиэтажки. Так и не понял, оригинальный или приобретённый цвет они имеют.




В целом, новый город выглядит как-то вот так. Хотя труба к заводам отношения не имеет, это обычная котельная.




Постсоветская застройка выглядит повеселее не в малой степени за счёт цвета.




Дом на ногах на проспекте Ленина.




Торговый центр "Тетрис" с оригинальным оформлением.




Новодельный Свято-вознесенский кафедральный собор, 2003.










Соборная мечеть, 2004.




Площадка с боевой техникой у Дома обороны ДОСААФ.




Вид на пруд от площадки.







Памятник Лермонтову. Сзади металлическая панель со стихами поэта, таких здесь несколько. Они интересно выглядят с подсветкой.




Драматический театр имени Пушкина.







Гора Сосновая и ТЭЦ из разных точек.







Река Урал с южной оконечности города.




Частный сектор слева - всё, что осталось от основанной ещё при Елизавете станицы Магнитной.




Часть станицы была затоплена при заполнении пруда, от неё осталось только две улицы - современные Рабочая и Приозёрная. Сохранилось несколько дореволюционных зданий на территории бывшей усадьбы купца Починского, сейчас там городская психиатрическая больница. К сожалению, на момент съёмки об этих постройках мы не знали, поэтому их снимков у меня нет.




Правобережные виды с Сосновой. Микрорайоны на улице Труда, станица Магнитная, Казачий мост, Тетрис, Свято-вознесенский собор.




Южный переход и ТЭЦ ММК




Магнитогорский трамвай




Можно было бы назвать раздел "Городской транспорт", но фактически другого общественного транспорта, кроме трамваев, в Магнитогорске нет, маршрутки и редкие большемерные автобусы не в счёт. Итак, трамвай.




Трамвай появился здесь давно, ещё в 1935 году, первая линия была в левобережной части. За последующие годы в Магнитогорске была создана одна из самых развитых трамвайных систем в стране - на пике развития в конце 80х в эксплуатации было почти четыреста вагонов, мощная ячеистая сеть вполне сравнима с Екатеринбургом и Самарой.




Сейчас, конечно, упало и число вагонов, хотя оно всё равно значительное - в эксплуатации их на сегодняшний день около 230. Многократно менялись маршруты. Но сеть сохранилась, ни один участок путей не был уничтожен, даже при том, что в случае необходимости путевое развитие можно серьёзно упростить без нарушения связности. Разобраться в маршрутах непросто - есть пиковые, есть маршруты с одним-двумя рейсами в день, расписание различается в рабочие и выходные дни. С небольшим интервалом работают только внутриправобережные маршруты, поэтому поездки на левый берег приходилось планировать заранее. Спасает то, что на каждой без исключения остановке есть подробное расписание для всех маршрутов.




Расписание для каждой остановки можно посмотреть и в интернете . А вот онлайн-отслеживания трамваев, к сожалению нет. Но здесь, как и в Тагиле, расписание соблюдается очень строго, сбои бывают редко, поэтому вполне достаточно руководствоваться им.




Основу парка составляют КТМ-5 (опять же, неудивительно, всё-таки мы в Челябинской области). Новых вагонов очень мало, что опять-таки типично для области - новейшие вагоны производства Усть-Катавского завода закупают другие регионы. Причём, состояние самих вагонов различное - например, нередко попадались трамваи с неработающим отоплением.




Пути во всём городе - строго на выделенке, автомобилисты на пути не лезут, хотя в целом культура вождения здесь довольно низкая. Состояние путей - на мой взгляд, не очень, особенно в левобережной части. Создаётся впечатление, что на поддержание системы в рабочем состоянии затрачивается недостаточно средств, на трамвае экономят.




Уникальный вагон местной разработки. В ходе капитального ремонта к 605му КТМу приделали голову от 623го КТМ.




Диспетчерская.




Разные детали
Шушпанцер, созданный, если не ошибаюсь, на основе БТР-60. Стоит в парке Берёзки.




Какая-то зенитная ракета, там же.







Душанбинский люк. Найден в левобережной части города.




Пересчитал. Действительно, семь, не обманули.




Магнитогорск - столица суровости.




Объёмный герб у ДОСААФ.




Железный баян из сквера музыкальных инструментов.




Граффити. Есть несколько крупных настенных росписей - обычная уже норма российских городов.




Что хотел довести до нас художник?..







Троллейбус и характерный решётчатый купол выдаёт, что автор - из Екатеринбурга.




Ну как же без котиков?




Котики в Магнитогорске есть, более того - их есть много




Сказывается более южное расположение города - кошкам на улице здесь выжить всё-таки легче, чем у нас. Ну и собак явно меньше, чем в Перми или Березниках. Большое количество кошек на улице я замечал и в Башкирии.










Вот и всё на сегодня.







Постскриптум. Почему серия постов называется Чёрный треугольник?
Потому что - посмотрите на официальный магнитогорский герб.




Треугольник многозначителен, это и гора Магнитная, и первая палатка, и символ железа, металлургии. Простой, суровый, но в то же время и ёмкий символ. Этот герб уже современный, а вот так выглядел советский - ему также не откажешь в суровости.




Ну, теперь уже точно всё. На этом серия заканчивается, спасибо за внимание.

Магнитогорск, 2017

Previous post Next post
Up