Облом как метод терапии

May 03, 2009 16:32


Запись опубликована Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте комментарии там.
Метадон

Материал из Википедии - свободной энциклопедии




Химическое соединение

Фармакокинетика

Биодоступность
40-90 %

Метаболизм
в печени

Период полувыведения
24-36 ч.

Экскреция
с мочой

Лекарственные формы

Метадо́н (6-(диметиламино)-4,4-дифенил-3-гептанон) - синтетический лекарственный препарат из группы опиоидов, применяемый как анальгетик, а также при лечении наркотической зависимости. Химическая формула C21H27NO.

Синонимы: фенадон, amidone, аданон (anadon), фенадон (phenadone), долофин (dolophine), физептон (physeptone), гептадон (heptadone).

В России метадон входит в Список I Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (оборот запрещён).

Метадон широко применяется в ряде стран в заместительной терапии употребления тяжёлых наркотиков как заместитель героинаметадоновая программа»).


[ История

Впервые был синтезирован в 1937 германскими исследователями Максом Бокмюлем и Густавом Эрхартом с использованием аминирования дифенилиодгептанона (диметиламином под давлением). В 1942 был налажен промышленный выпуск препарата амидон, использовавшегося в качестве анальгетика в экспериментальных целях.

Владельцем патента на производство (до его истечения) являлась медицинская компания «Еly Lilly & Co.».


[ Клинические эффекты

При терапевтических дозах метадон проявляет анальгезирующее и седативное действие. Он воздействует на ЦНС, сердечно-сосудистую систему и гладкую мускулатуру. Эффект наступает спустя 20-30 минут после орального приема. Анальгезирующее действие проявляется через 4-6 часов.

Метадон действует от 24 до 72 часов, в зависимости от дозы и индивидуального метаболизма. Толерантность к метадону развивается медленно. Наркотический потенциал и длительность эйфорического эффекта сопоставима с известными для морфина. Минимальная летальная доза для случайного потребителя - 50 мг.

Побочные эффекты: расслабление, потение, головокружение, тошнота, рвота.

При передозировке отмечается угнетение дыхания, подавление кровообращения, отек легких, миоглобинурия и острая почечная недостаточность.

Симптомы хронического использования: расслабление, подавление дыхания, гипергликемия, повышение температуры и давления, брадикардия, запоры, спазмы желчных протоков. В ряде случаев с ним связывают клинические эффекты, включающие генерализованные боли и бессонницу.

При регулярном применении в дозах, превышающих рекомендованные врачом, вызывает тяжёлую лекарственную зависимость.

Это был эпиграф. Тот факт, что данная дурь эффективно заменяет героин, знает каждый наркот. Не знаю, о чем думали голландцы, когда выдумывали метадоновую программу, скорее всего мелкобуржуазно постеснялись просто раздавать героин всем желающим. Чтоб ширялись тихонько и жить не мешали.

Сидим на “Скорой”, вечер, за окном темно, вечерний вал вызовов иссяк, капает уже по одному. Гоняем чаи, дописываем карточки. Традиционная конференция “У кого что было за день” в рамках обмена практическим опытом и сеансом вечерней смехотерапии. Выясняется, за день уже три передоза, все метадоновые, не иначе, как в Город новая партия дури поступила.

Тут по трансляции врубается “21-я, на вызов, срочно”. Я в диспетчерскую, фельдшера (их у меня двое) глотают остатки чая и выносятся к машине. Читаю “ 22 года, без сознания, посинел и не дышит”. Надо полагать, уже четвертый за день, и другой конец города. Полетели, с мигалкой и сиреной. Четвертый этаж,блин. Ну это закон Мерфи, адаптированный для “скорой помощи” в редакции “Чем толще пациент, тем выше этаж”, следствие №1 “Если лифт работает, то пациент живет на втором этаже”.

Ну что, повезло клиенту с родителями. Папаша работает электриком и курсы по реанимации проводили им на совесть, похоже. Подышал его рот-в-рот, подергал за уши (одно прилично надорвал) и к нашему приезду пробужденный пациент сидел на диване и дурковато улыбался. Уже хорошо. Диагноз  был написан поперек лба большими красными буквами. Точечные зрачки, бледное с голубоватым отливом рожа, губы, как у лежалого покойника и сладенькая улыбочка. Некоторые уроды, говорят, повадились подкалывать себе атропин перед ширевом, чтоб, если что, затруднить доктору диагностику и усложнить план спасения его жизни.

“И чего употребляли, юноша?”. “Водки выпил, устал на работе”. Подвел его к зеркалу, показал на зрачки, на дорожки на руках, посетовал. Вообще, сбор анамнеза порой напоминает допрос комсомольца деникинской контрразведкой. “Говори, сволочь, пока звезды на спине резать не стали?”. Про звезды мои фельдшера не упоминали, просто объясняли, что времени у нас с ним возиться нет, что один телефонный звонок и он уже безработный, да в ментуре с ним не так поговорят, я их одергивал, призывал к деонтологичности, улыбался и ласково клиента увещевал. “Помрешь ведь, дурак, если не скажешь”. Короче говоря, стандартная процедура “горячий душик-холодный душик”. Метадоном закинулся клиент, когда водка кончилась.

И что с ним делать? Госпитализировать не надо, депрессия дыхания короткая, раз пробудили, с большой долей вероятности уже дышать не перестанет, правда поверх алкоголя…

“Лекарство” то  у нас с собой было, налоксон называется. Блокирует опиоидную систему мозга и снимает все эффекты наркоты. Хотя цель применения его-снятие блокады с дыхательного центра, практически вся “система удовольствия” блокируется от любых воздействий на нее, как внешних, так и внутренних. Эффект длится часа 4. Кайф клиенту снимается на игле. Фармакологический облом, можно сказать. Дальнейшие зависит от реакции клиента, часто агрессивной. Рассказывали, как одного так на улице  полечили, так спасенный потом в бессильной злобе бросался на машину и пытался укусить бампер. Мир становится серо-коричневый и холодно-тоскливый. Завтрашняя ломка уже сейчас, дешево и сердито. Правда, меня предупредили, что запасы чудо-препарата заканчиваются, а следующая партия поступит неизвестно когда, чтоб не разбрасывался.

Пока я писал карточку и размышлял “воткнуть-не воткнуть”, ну такой я жмот, клиент повернулся к нам спиной и задремал. Сижу, считаю частоту дыхания. 16 в минуту, 12, 10, 8, 6. Ушки начали синеть. Все ясно.

Пнул несчастного ногой по ягодице, сутки работаю, просто лень со стула было вставать “Проснись, братан, замерзнешь”. Геройский папаша, которого я известил о причинах острого расстройства здоровья любимого сынули, с готовностью подскочил и прописал чаду парочку оплеух по физиономии “Проснись,………………….”.  “Давай руку, укольчик будем делать, чтобы осложнения не наступили”. Системные наркоты, извещенные об эффектах наших препаратов, на такое не покупаются, нужно ждать, пока не обрубится, ну этот лохом оказался, с готовностью протянул конечность, даже жгут не понадобился, сам любезно рукой зажал и вену покачал.

Ввели. Первый фельдшер собрал чемоданы и вынес поближе к дверям, я встал и отодвинулся назад, оставив между собой и пациентом стул, фельдшер №2, двухметровый парняга, сместился в сторону на ударную позицию, мало ли что. Стоим смотрим за эффектом, стараясь не включать в свои обычные доброжелательные улыбки злорадного подтекста.

Толково пошло. Первой исчезла улыбочка. Пациент замер и начал прислушиваться к новым ощущениям. “Как себя чувствуете, больной, что-нибудь беспокоит?” Максимально участливо его спрашиваю. “Голова болит” простонал больной и рухнул на диван. Его начало знобить, клацанье зубов разнеслось по квартире, “Одеяло дай” прорычал он с такой злобой, что мороз пошел по коже. Свернувшись калачиком, он колотился на диване. Розовый, морда аж фиолетовая, с одышкой под 24. Есть контакт. “Ведро принесите, его еще рвать может” говорю папаше. “Ничего, доктор, когда я с ним поговорю, он еще сраться начнет” пообещал тот в ответ.

Вышли на улицу. Звоню в милицию, чтоб адрес сообщить, таков порядок. “Какой, вы говорите, дом?” “………” “Да чтоб он сгорел, этот дом, в сердцах выдохнул мой собеседник, задолбались туда сегодня ездить”.

Знаменитое место, оказывается.

путевые заметки

Previous post Next post
Up