Запись опубликована
Из жизни доктора. Пожалуйста, оставляйте
комментарии там.
http://www.nv-online.info/by/31/10/5065/
Байнет возьмут за жабры?
15 снежня 2009 г. 09:46
В Байнете появился документ, сразу поставивший на уши сетевой народ. Он оформлен как проект президентского указа “О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет». Общий тон комментов: ну, началось!
Документ мало похож на фальшивку. “Составлено со знанием дела”, - отмечает юрист Андрей Бастунец, заместитель председателя Белорусской ассоциации журналистов. В отличие от первых, кондовых проектов регламентации Байнета, составлявшихся здешними чиновниками, тут чувствуется хватка настоящих профи.
Даже если предположить, что это мистификация, то она удивительнейшым образом совпадает с чаяниями белорусского начальства. Большие шишки и мелкие сошки не единожды негодующе высказывались насчет интернет-крамолы и упоминали в этой связи передовой опыт китайских товарищей. Квинтэссенцией стало указание самого Александра Лукашенко: “Анархию в интернете пора прекращать”. Доходили сведения, что некая рабочая группа уже ваяет проект указа.
Все независимые эксперты, с которыми я успел побеседовать, почти не сомневаются, что соответствующий нормативный акт вскоре может появиться на свет. И рождественские каникулы, когда либеральная Европа напропалую гуляет, вероятно, весьма удобное время. Пока прочухаются…
Власть и так непростительно прохлопала технологическую революцию. Печатную прессу взяли под колпак давно и надежно. А вот виртуальную угрозу подсекли не сразу. На фоне зажатых бумажных изданий и в целом жесткого политического режима сетевая вольница выглядит для Беларуси аномалией. Теперь ее, видимо, исправят.
Подступались и раньше. Помните: строчку насчет регистрации интернет-изданий вбили уже в закон о СМИ, вступивший в силу в начале года. Другое дело, что реализацию этого пункта притормозили. Как раз был медовый месяц со старушкой Европой. Пугать западных либералов интернет-секирой не стали. До поры до времени.
Но выборы - это бой не на жизнь, а на смерть. Тут уж не до реверансов перед западниками. Заигрывание с Европой уже сменяется металлическими заявлениями по разным поводам.
Показателен свежий инцидент. Вылетела из универа Татьяна Шапутька, съездившая без разрешения вузовского начальства в Брюссель на Форум гражданского общества. Казалось бы, это иррационально, когда госмашина воюет с отдельно взятой девчушкой. Тем более - если в тот же Брюссель летит обсуждать “Восточное партнерство” министр иностранных дел Сергей Мартынов, а ему там тычут этим некрасивым случаем. Но верхам важнее, чтобы тут все боялись. Прости одной студентке - завтра все распустятся!
Так и в интернете. Если нормативный акт, выдержанный в духе вот этого “слитого” проекта, станет реальностью, то Байнет не задушат, а скорее возьмут за горло. Прижмут, напугают и провайдеров, и сетевых журналистов, и обычных пользователей (в проекте предусмотрена идентификация даже тех, кто юзает в интернет-кафе).
Вряд ли здесь готовы идти на столь же одиозные меры, как в Китае или Иране. Тотально фильтровать контент не станут. Но, как считает руководитель ТUT.BY Юрий Зиссер, в случае появления подобного указа соответствующие органы получат легальную возможность “отсекать неугодные сайты”.
Естественно, полностью отгородить от них белорусских пользователей не удастся. “Будет как с “вражескими голосами” в советские времена, - говорит Юрий Зиссер. - Глушилки, конечно, мешали, но кто хотел, тот слушал. Так и здесь: будут ходить через прокси. Впрочем, если учесть, сколько в Сети “чайников”, и такие барьеры могут оказаться серьезными”.
Далее: провайдеры, ощущая над головой дамоклов меч, станут дуть на воду. Регистрация интернет-СМИ - тоже петля. Заметьте: за свиной грипп получили предупреждения газеты, но не сайты, хотя именно в Сети неприятная для властей тема муссировалась особенно активно и остро. Но кому горчичник показывать? Когда же сетевую журналистику захомутают лицензированием, это станет делом техники. Следующий шаг - приостановка выпуска СМИ. Это уже отработано до автоматизма.
Ну и так далее, вплоть до рядовой сетевой публики. Поди напиши едкий коммент, зная, что в любой момент могут взять за жабры, под каким ником ни прячься!
Таким образом на всех этажах включается самоцензура - механизм более действенный, нежели когда некий служака-цензор “фильтрует базар” по старинке.
Медиаэксперт Андрей Бастунец отмечает именно комплексный характер проекта. Разработчики предусмотрели закрутку всех гаек в Байнете. При этом ведется игра в одни ворота. “Государство налагает жесткие требования, в то время как и речи нет о свободе слова, праве граждан на получение и распространение информации”, - говорит представитель БАЖ. Бастунец не исключает, что “слив” информации о проекте - это пробный шар, зондаж общественного мнения.
Если отечественная публика и заграница сильно возмутятся, то документ можно немного подредактировать, убрать самые одиозные моменты: там ведь, по обыкновению, тройной запас репрессивной прочности.
Но перед выборами тот или иной вариант борьбы с “анархией в интернете” властям нужен позарез. Что имеется в виду под “анархией”, “экстремизмом” - нетрудно догадаться. Ну кто же вам скажет открытым тесктом, что надо отсечь неприятные для высокого начальства вещи? Ярлык же “информации экстремистского характера” развязывает руки и заодно помогает отбиться от Европы: а вы разве с экстремистами не боретесь?
В общем, расчет на то, что после нескольких показательных порок провайдеров, веб-изданий и отдельных не в меру ретивых комментаторов на форумах - остальные будут сидеть как мышь под веником. Это белорусская специфика: не надо пускать много крови, достаточно точечного воздействия. Так держат в ежовых рукавицах бизнес, бумажную прессу, НГО - все сферы. Всё контролировать и выборочно давать по голове - вот он, стиль здешней Системы. Многажды битый народ с трудной историей в массе своей предпочитает не героическое, но спасительное кредо: не высовывайся!
Псевдорадикализм на форумах, в общем-то, верхам не так и страшен. В каком-то роде даже полезное выпускание пара. Опаснее острая профессиональная журналистика, когда четко показывают, что король голый. Еще опаснее организационный потенциал интернета. Власть помнит кошмар флеш-мобов 2006-го. Знает о твиттер-революциях (как в Молдове, пусть там и много легенды, но - береженого бог бережет!).
Жестче всего будут действовать, конечно, во время избирательных кампаний. И особенно - в день, когда считаются голоса. Тогда наступает миг виртуального качания весов легитимности. И вот тут будут гасить по полной. В общем, главное - не допустить Площади в том или ином виде. Люди в больших кабинетах больше всего боятся, что когда-нибудь народ выйдет из Матрицы.
Крынiца:
naviny.by Вот он текст (если верить первоисточнику, конечно)
http://nn.by/index.php?c=ar&i=32806 Проект
Указ Президента Республики Беларусь
2009 г. № г.Минск
О мерах по совершенствованию использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет
В целях обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере, создания условий для дальнейшего развития национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет*:
1. Установить, что:
1.1. оказание услуг на территории Республики Беларусь с использованием национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет (далее - сеть Интернет) осуществляется с помощью размещаемых на данной территории и зарегистрированных в установленном порядке информационных сетей, систем, ресурсов, в том числе сетей электросвязи и комплексов программно‑технических средств (далее - ресурсы национального сегмента сети Интернет).
Регистрация ресурсов национального сегмента сети Интернет осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Оперативно‑аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь.
Сведения о зарегистрированных ресурсах национального сегмента сети Интернет передаются в Оперативно‑аналитический центр при Президенте Республики Беларусь в порядке и объемах, определяемых этим Центром;
*Под национальным сегментом глобальной компьютерной сети Интернет понимается совокупность информационных сетей, систем, ресурсов, в том числе сетей электросвязи и комплексов программно‑технических средств, имеющих подключение к данной сети, ограниченная территорией и (или) доменным пространством Республики Беларусь.
1.2. операторы электросвязи, а также иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по использованию сети Интернет (далее - поставщики услуг сети Интернет), обязаны идентифицировать* пользователей сети Интернет**, которым они оказали данные услуги.
Информация об идентификации пользователей сети Интернет подлежит хранению поставщиком услуг сети Интернет не менее одного года и предоставляется по требованию государственных органов, осуществляющих оперативно‑розыскную деятельность, органов прокуратуры, предварительного расследования, налоговых органов, судов;
1.3. размещение информационных ресурсов и доступ к сети Интернет государственных органов и организаций, а также иных организаций, использующих в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, производится уполномоченными поставщиками услуг сети Интернет.
Уполномоченные поставщики услуг сети Интернет:
обеспечивают целостность, конфиденциальность, доступность и сохранность информации государственных органов и организаций, размещаемой в национальном сегменте сети Интернет;
определяются Оперативно‑аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь по согласованию с Главой государства;
1.4. при нарушении поставщиками услуг сети Интернет, пользователями сети Интернет требований настоящего Указа, а также иного законодательства в сфере использования национального сегмента сети Интернет, оказание услуг с использованием данной сети может быть приостановлено или прекращено в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Приостановление оказания услуг с использованием сети Интернет осуществляется по требованию уполномоченных государственных органов, а также государственных органов, осуществляющих оперативно‑розыскную деятельность, органов прокуратуры, предварительного расследования и налоговых органов при наличии достаточных оснований полагать, что продолжение такого доступа будет способствовать совершению правонарушения.
Государственным органом, выявившим правонарушение, выносится предписание (представление) об устранении нарушений и устанавливается срок для их устранения, который не может превышать одного месяца.
*Под идентификацией понимается фиксация сведений, необходимых для установления поставщика услуг и (или) пользователя сети Интернет.
**Под пользователями сети Интернет понимаются юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, использующие информационные сети, системы, ресурсы, в том числе сети электросвязи и комплексы программно‑технических средств сети Интернет.
Если указанные в предписании (представлении) нарушения в установленный срок не устранены, государственный орган обращается в суд для решения вопроса о прекращении оказания услуг Интернет.
Поставщики услуг сети Интернет, осуществляющие деятельность с нарушением требований настоящего Указа, подлежат ликвидации (прекращение деятельности) по решению суда в порядке, установленном законодательными актами;
1.5. поставщики услуг сети Интернет по запросу пользователя оказывают услуги по ограничению доступа к информации, содержание которой направлено на:
осуществление экстремистской деятельности;
разжигание национальной и религиозной розни;
незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, сильнодействующих, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
организацию незаконной миграции и торговлю людьми;
распространение порнографических материалов;
пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.
Уполномоченные поставщики услуг сети Интернет обеспечивают в обязательном порядке ограничение доступа к указанной информации при оказании услуг с использованием сети Интернет государственным органам (за исключением государственных органов, указанных в части второй подпункта 1.2 настоящего пункта), государственным организациям, учреждениям образования, культуры;
6. поставщики услуг сети Интернет в своей деятельности обязаны соблюдать технические нормативные правовые акты в области электросвязи и других услуг с использованием сети Интернет;
7. ответственность за содержание информации, размещаемой и передаваемой в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие эту информацию, а поставщики услуг сети Интернет - за непринятие мер по ограничению ее распространения в соответствии с законодательными актами;
8. специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет является Оперативно‑аналитический центр при Президенте Республики Беларусь, который:
координирует деятельность государственных органов, поставщиков услуг сети Интернет по предотвращению несанкционированного распространения защищаемой информации и обеспечению безопасности при использовании ресурсов национального сегмента сети Интернет;
определяет по согласованию с Президентом Республики Беларусь перечень операторов электросвязи, имеющих право непосредственного доступа (присоединения) к международным сетям электросвязи, а также уполномоченных поставщиков услуг сети Интернет;
устанавливает порядок оказания услуг по ограничению доступа пользователей сети Интернет к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
представляет Республику Беларусь в международных организациях по вопросам безопасности использования национального сегмента сети Интернет;
регулирует деятельность в области регистрации доменных имен в национальных доменных зонах;
осуществляет контроль за соблюдением поставщиками услуг сети Интернет законодательства в сфере обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
2. Совету Министров Республики Беларусь:
2.1. в трехмесячный срок:
2.1.1. определить:
компетенцию республиканских органов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в сфере использования сети Интернет;
перечень услуг, оказываемых с использованием национального сегмента сети Интернет и обязанности поставщиков услуг сети Интернет по их учету;
порядок предоставления государственным органам,
осуществляющим оперативно‑розыскную деятельность, органам прокуратуры, предварительного расследования, налоговым органам, судам информации, необходимой для последующей идентификации пользователей сети Интернет и оказанных им услуг;
порядок приостановления и прекращения оказания услуг в национальном сегменте сети Интернет;
2.1.2. обеспечить определение уполномоченными республиканскими
органами государственного управления, подчиненными Правительству
Республики Беларусь, порядка регистрации ресурсов национального
сегмента сети Интернет и предоставления сведений о владельцах
информационных ресурсов в национальном сегменте сети Интернет;
2.2. в шестимесячный срок:
разработать и представить на утверждение Президенту Республики 1 Беларусь проект Концепции по развитию национального сегмента сети Интернет;
определить:
порядок государственной регистрации средств массовой информации, распространяемых через сеть Интернет, и порядок распространения их продукции;
порядок идентификации пользователей сети Интернет в местах коллективного пользования, в том числе пользователей интернет‑кафе, домашних сетей;
порядок регистрации интернет‑магазинов, используемых для осуществления розничной торговли, в Торговом реестре Республики Беларусь и механизм контроля за их функционированием;
обеспечить централизованный учет сетей электросвязи, используемых для оказания услуг в сети Интернет, адресного пространства национального сегмента данной сети и предоставление этих сведений в Оперативно‑аналитический центр при Президенте Республики Беларусь;
обеспечить проведение мероприятий по стандартизации услуг с использованием сети Интернет, механизмов идентификации пользователей, порядка учета оказываемых услуг, структуры информации, предоставляемой операторами услуг Интернет государственным органам;
выработать меры по оптимизации стоимости услуг, оказываемых пользователям сети Интернет;
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации;
2.3. в течение одного года:
внести на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проект закона Республики Беларусь о национальном сегменте сети Интернет;
принять меры по присоединению Республики Беларусь к Конвенции Совета Европы о компьютерных преступлениях, подписанной 23 ноября 2001 г. в г. Будапеште;
внести предложения по порядку совершения сделок с использованием национального сегмента сети Интернет.
3. Национальному банку совместно с Советом Министров Республики Беларусь в шестимесячный срок принять меры по совершенствованию системы электронных платежей в Республике Беларусь.
4. Национальному центру законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом, Комитетом государственной безопасности, Министерством внутренних дел и иными
5.
заинтересованными государственными органами в течение года подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Главы государства предложения по установлению административной, уголовной и иной ответственности за нарушения законодательства в сфере использования сети Интернет.
5. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь и Оперативно‑аналитический центр при Президенте Республики Беларусь.
6. Настоящий Указ вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования, за исключением подпункта 1.8 пункта 1, пунктов 2‑4 и настоящего пункта, вступающих в силу со дня подписания данного Указа.
Президент Республики Беларусь