И так - в прошлой части мы говорили о том зачем люди в принципе читают фантастическую литературу. Из двух предыдущих заметок я могу сделать вывод о том что фантастика является частью поп-культуры. Я бы сказал очень важной и существенной частью. То есть фантастика является не инструментом "философствования" а скорее одним из способов занять себя чем
(
Read more... )
>>А массовые авторы не обязательно профессионалы - есть такое явление как фанфикшн. Также известны случаи когда авторская деятельность служила как хобби или как дополнительный заработок, и "творец" имел основную работу.
Если они и не профессионалы, то, по крайней мере, хотели бы стать профессионалами. Впрочем, сейчас, когда доступ к читателю стал максимально легким, ситуация вообще несколько изменилась. Я же пишу, прежде всего, о "доинтернетной" эпохе.
Что касается фантастики, то думается, это вообще не жанр, а прием. В общем-то любой чувствует интуитивно, что сваливать вместе "Игру в бисер" и "Человека-амфибию" не вполне корректно. Если же мы говорим о жанрах, то здесь их несколько и, в общем, можно говорить о том, что все они в равной степени себя исчерпали.
Reply
Тут свои моменты. Во-первых существует различные методы определения жанра. Во-вторых мы также понимаем, что в этих книгах есть нечто, чего быть не может.
А вот с "исчерпанным" я был-бы осторожным, существует много случаев когда говорят "это уже мертво", а нет - пациент восстал из мёртвых... вновь.
Reply
>>Но по мне всё-таки следует начинать с XVIII века, с появлением авантюрного романа и приключенческой литературы. Данная литература писалась простым языком но в ярком стиле, и ориентирована на невзыскательного читателя.
Тогда можно вспомнить и плутовские романы, и рыцарские романы 16-17 веков, и народные книги типа "Истории Фауста". Опять же, понятия "невзыскательный читатель" и "простой язык" слишком расплывчаты и субъективны.
>>Тут свои моменты. Во-первых существует различные методы определения жанра. Во-вторых мы также понимаем, что в этих книгах есть нечто, чего быть не может.
Так не это главное. Масскульт от "элитарной культуры" отличается не столько содержанием, сколько формой. Поэтому собственно разрыв я бы отсчитывал от зарождения модернистов. Первый индикатор -появление (точнее осознание) понятия "проклятый поэт", которое устранило тождество качества произведения и его успеха у аудитории. Апогея раскол достиг в 20 веке, причем в кинематографе - только на рубеже 50-60-х годов. И уже в конце 20 века наметилась некая конвергенция, связанная, видимо, с упадком гуманитарного образования.
Фантастическая литература в общем понимании, конечно, никуда не денется.
А в целом Blau Kraehe верно уловила связь фантастики с философией. Другое дело, что эта связь существует уже несколько столетий как минимум.
Reply
Рыцарские романы я всё-же исключил-бы... поначалу. Я не задумывался на сей счёт.
Представление о "проклятом поэте" мы обязаны прежде всего эпохе романтизма, когда появляется противопоставления поэта и мещан и порой жёсткая критика вкусов обывателей. Но что любопытно - романтизм очень многое дал масскульту, даже во многом определил развитие сего феномена. Насчёт кинематографа согласен - замечу что именно на рубеже 50-х и 60-х кино наконец-то было признано искусством (точнее европейское кино, голливудчики добились признания в начале 70-х). Впрочем как-раз таки я люблю эти десятилетия за прекрасные образцы жанрового ("массового") кино.
И я уже три поста говорю что я об этом думаю - мы имеем дело с массовым жанром, где философия играет вторичную, или даже четвертичную роль. Главное - увлечь читателя. Вот скажите - что за глубокая мысль скрыта в романах Эгара Берроуза? Или в сратых Сумерках?
Reply
Да это понятно. Появление масскульта можно отнести к эллинистической эпохе.
>>Представление о "проклятом поэте" мы обязаны прежде всего эпохе романтизма, когда появляется противопоставления поэта и мещан и порой жёсткая критика вкусов обывателей.
Романтизм заложил основу, но все-таки понятие "проклятый поэт" было сформулировано Верленом. Впрочем, понятно, что это был долговременный процесс становления.
>>Но что любопытно - романтизм очень многое дал масскульту, даже во многом определил развитие сего феномена.
Вы бы уж определились. Либо у вас масскульт возник в 18 веке, либо уже после романтизма.
Reply
Тот же "байроничский герой" -этот персонаж часто используется в массовых произведениях.
Reply
Reply
Reply
Стиль - главное, что разделяет массовое и элитарное искусство. А темы, сюжеты, герои - все это может и совпадать.
Reply
Reply
Я не понимаю, почему вы столь настойчиво отрицаете очевидное: элитарность элитарной культуры заключается в том, что для массовой аудитории её язык слишком сложен. Все остальное - второстепенно. Собственно, можно привести достаточно большой список произведений, содержащий элемент фантастического, но явно не относящиеся к масскульту (даже если для чистоты мы будем брать только искусство 20-21 веков).
Reply
Reply
Но, насколько я могу судить отзывам, у Германа получилось нечто весьма далёкое от того что прочли читатели у Стругацких. И как бы он не снимал, если его иде фикс - фекальные фиксации, то про дерьмо получилось бы даже если бы он снимал комедию в гайдаевском стиле.
Reply
Нет, дело, разумеется, не только в языке. Но язык первичен. То есть для того, чтобы выразить некие смыслы, автор должен подобрать для них адекватный язык, иначе у него ничего не получится. Но и аудитория, чтобы воспринять смыслы, заложенные в произведении, должна уметь воспринимать его язык, иначе она ничего не извлечет.
Reply
Reply
Подтверждаю. Я ТББ в кино смотрел, треть зала ушла, мы с женой высидели, но были здорово разочарованы старческой мизантропией и деградацией талантливого режиссера.
Нелепость декораций тоже бросается в глаза.
Reply
Leave a comment