Страсти по фантастике. Часть 3: Слово в защиту массовой культуры или апология мелкобуржуазной свиньи

Sep 19, 2018 21:18

И так - в прошлой части мы говорили о том зачем люди в принципе читают фантастическую литературу. Из двух предыдущих заметок я могу сделать вывод о том что фантастика является частью поп-культуры. Я бы сказал очень важной и существенной частью. То есть фантастика является не инструментом "философствования" а скорее одним из способов занять себя чем-нибудь после рабочего дня (например). А раз так, то надо поговорить о массовой культуре. А именно о том какую роль играет массовая культура?

"Массовая культура" - это явление пропитывает всё наше существование, при этом это слово чаще всего звучит в негативном контексте. И на самом деле у этого есть определённые основания. Для масскультуры характерны некие упрощения, примитивизм, потакание вкусам зрителя. Но начать надо не с этого.

Некоторые проводят аналогию между поп-культурой и народным творчеством. Тем не менее гораздо справедливее утверждать что она является продуктом капиталистической эпохи. Обычно об ней говорят в контексте развития общества в XX веке, хотя ещё в XIX веке мы можем найти факты существования данного феномена - сенсационные романы, кабаре, и кровавые постановки в Гран-Гильоне. Для появления массовой культуры требуется два условия - возможности поточного производства произведений искусства, и наличие массового зрителя. Первое хорошо заметно на примерах коммерциализации литературного труда, подчинённости автора издателям, и бесконечного копирования и самокопирования (на что обращал внимание Карл Маркс). В итоге мы получаем 1600 страниц историй о похождениях Вампира Варни или бесконечные сиквелы о команде супергероев. Но что же нужно для массового зрителя? Прежде всего это слой людей который вынужден зарабатывать себе на жизнь, но имеет средства для досуга. Другими словами изначально это пресловутый "средний класс", а затем и рабочий (на самом деле многие явления в поп-культуре сформировались в низших слоях населения - так блюз зародился и распространился в среде заводских рабочих афроамериканского происхождения, первые группы игравшие в стиле Heavy Metal образовались в индустриальных центрах Великобритании). Таким образом возникла потребность в упрощении культуры и в необходимость делать много и желательно недорого.

А какую роль эта самая масскультура играет в нашем существовании? Прежде всего отмечу что грань между поп-культурой и её элитарным аналогом куда более размыта чем нам кажется. Так большинство произведений Артура Конана Дойла (в том числе и серия о Шерлоке Холмса) являются образцами викторианской масскультуры. Далее я выделяю два направления, над которыми "массовые авторы" работают. Первое - концентрация на "экзотических историях". В них зрителя погружают в неведомые страны, другое время, знакомят с эксцентричными личностями, и показывают необычайные пришествия, и дарят необычные эмоции. Именно в таком направлении работают фантастика, приключения, шпионски триллеры и т.д. Второй путь - преувеличения повседневных переживаний. Для примера возьмём такой неоднозначный жанр как "мыльная опера". Большинство персонажей американских мыльных опер изначально являлись бизнесменами, однако позднее сосредоточились на воспроизведении жизни "обывателей" (например врачей). Во время повествования показываются как правило бытовые сцены... в которых всячески нагнетаю напряжение, добавляют драму.... короче стараются делать так чтобы зритель не заскучал. Первый вариант соответствует сигналу "да заберите меня уже от сюда", а второй тому что в психоанализе называют отрицанием (что-то вроде "Моя жизнь интересна и полна событий.Я личность, а не всего лишь офисный клерк"). Можно сказать что поп-культура "опиум для народа". Если до революций у нас был один Бог, то теперь у тысячи богов которые меняются каждый сезон (но при этом никто не запрещает обращаться к тем кто вышел из моды). Религия не способна даровать утешения в мире который может обойтись себе без бога. Это делают боевики и комиксы. Если первый вариант говорит что "возможна иная жизнь", то второй заставляет нас замкнуться на этой стадии эволюции социума. Может быть в этом и есть смысл фантастической литературе (включая фэнтези и мистику) - показать что иной мир возможен (пусть даже это продолженное настоящее, или воскресшее прошлое).

Фэнтези, Искусство, Литература, Кино, Фантастика

Previous post Next post
Up