Проект Венера и Коммунизм

Jun 04, 2017 20:18

Недавно умер весьма неординарный человек - Жак Фреско. Много лет он руководил "Проектом Венера" - попыткой "создать лучшее будущее". Правда Проект интересен скорее как способ пропаганды прогрессивных идей, так как по отношению к Левому Движению этот проект второстепенен. Жак не обладал необходимыми познаниями в экономике, и поэтому его теория строиться только на технология и организационных решениях. Тем не менее, он (сам того не зная) фактически смотрит в ту-же сторону, что и Маркс.
Как известно, Жак Фреско всячески отделяет себя от коммунизма, тем не менее многое в его идеях от учения Маркса. Прежде всего он предлагает признать природные ресурсы Земли достоянием всего человечества - то есть передать ресурсы в общественное пользование, и ликвидировать частную собственность. Обратимся к FAQ Проекта Венера - "Коммунизм предполагал наличие денег и труда, социальной стратификации и избрание руководителей для сохранения коммунистических традиций." Это не соответствует воззрениям марксистов - деньги при коммунизме отомрут. Деньги это универсальная мера стоимости, то есть деньги нужны когда есть необходимость покупать и продавать и вы продаете свой труд в обмен на ракушки, золото, бумажки или последовательность единиц и нулей на банковских серверах. При коммунизме необходимость в торговле отпадет ибо все потребности человека будут удовлетворяться. Труд - Фреско превратно трактует это понятие. Труд - целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый в таком общем виде труд есть, как писал К. Маркс, «…вечное естественное условие человеческой жизни, и потому он не зависим от какой бы то ни было формы этой жизни, а, напротив, одинаково свойственен всем её общественным формам». В условиях товарного производства труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он является трудом конкретным (например, труд слесаря, портного и т.д.) и создаёт потребительную стоимость товара. И вместе с тем в каждом товаре воплощён человеческий труд вообще, независимо от качественных различий многообразных видов труда - абстрактный труд. В качестве абстрактного труд образует стоимость товара. Двойственный характер труда отражает объективно существующее противоречие между трудом частным и общественным. Труд при капитализме непосредственно выступает как труд частный и является скрыто общественным. Наличие частной капиталистической собственности на средства производства - причина разъединения людей. Труд каждого отдельного производителя - его частное дело. Поэтому труд отдельных товаропроизводителей при капитализме не может быть согласован в масштабе всего общества. В то же время достигнутый уровень общественного разделения труда объективно требует всесторонней связи между товаропроизводителями и вызывает зависимость их друг от друга. Но общественный характер труда при капитализме проявляется лишь на рынке, и в этом заключается одно из глубоких антагонистических противоречий капиталистического общества. По мере развития капитализма усиливается эксплуатация наёмного труда и обостряется классовая борьба между трудом и капиталом, основное противоречие капитализма.
Вместе с тем Фреско описывает "скучную, монотонную работу" - здесь он говорит об отчуждённом труде. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо другими людьми, либо сверхъестественными силами. В центре внимания Маркса - анализ отчуждения труда, при помощи которого он характеризует систему капиталистических отношений и положение пролетариата. По существу научная деятельность тоже считается трудовой, Фреско говорит лишь о поиске выхода из отчуждения. Исходя из предыдущего можно предположить что и стратификация будет отсутствовать. Что до руководителей - коммунизм предполагает ликвидацию государства- следовательно и правительства (в современной его форме).

Что-же предлагают участники Проекта - "Проект Венера предлагает использование науки и технологий во благо всего человечества и работает над постепенным устранением всех искусственных границ, разделяющих людей. Эта система не использует деньги и предоставляет товары и услуги без ценника, займов или бартера. Если применять технологии разумно, мы сможем производить товары и услуги в изобилии для всей планеты. Проект использует машины и автоматизацию для того, чтобы произвести и транспортировать все товары, которые будут доступны каждому в центрах распределения. Цель этих высоких технологий - дать людям свободу для реализации их личных интересов и устремлений.

Мы призываем к уходу от правительства людей. Оно всегда было неэффективным. Компьютеризированные системы и кибернетика будут применяться к социальной системе, и они должны будут гармонировать с несущей способностью ресурсов планеты. Главная задача машин - это производство и распределение товаров и услуг на благо каждого человека в равной степени с учетом охраны окружающей среды. Когда людям будут доступны все необходимые ресурсы, большинство преступлений исчезнет. С ними исчезнет и потребность в полиции, вооруженных силах и тюрьмах. Конечно, такие перемены будут одновременно происходить и в образовании."
Тут мы можем заметить главную ошибку проекта - подмена технологий классовой борьбой. Фреско понимает что развитие новых способов производства тормозиться капитализмом, и предупреждает о грядущем социальном катаклизме. Однако похоже что история движется как раз подобными катаклизмами. Фреско хотел построить сеть обновлённых городов - но похоже что без Мировой Революции ни каких данных о ресурсах мы не получим.

Коммунизм, Проект Венера, Утопия

Previous post Next post
Up