Армяне, белорусы, мусульмане, христиане

Jul 11, 2015 16:59


В свое время, просматривая латинские хроники крестовых походов на предмет сообщений об армянах, я подметил один интересный момент. Как известно, Антиохия была сдана крестоносцам неким Фирузом, командиром башни "Две сестры", расположенной близ ворот св. Георгия. Известно, что Фируз был армянином, принявшим ислам и перешедшим на службу к тюркам. Однако в большинстве латинских хроник, описывающих события Первого крестового похода, Фируз назван тюрком. Насколько могу судить, всего три хрониста сообшают о его христианском прошлом. Участник Антиохийской осады Раймунд Агильский называет Фируза "некто из отуреченных" (quidam de turcatis) (VIII). Рауль Каэнский, отиравшийся подле итало-нормандских лидеров и поэтому имевший доступ к информации их первых уст, пишет, что это был "богатый армянский муж, который, отрекшись от учения Христа, следовал заблуждениям язычников" (214:1922-23). Да еще по косвенным данным у Гийома Тирского (V:11, 12) можно заключить, что "эмир Фируз" (Emirferius) принадлежал к изначально христианскому роду.

Этот пример показывает, что именно религия была главным маркером, с помощью которого франки идентифицировали представителей других конфесиональных и этнических групп, с которыми сталкивались на Востоке. В восприятии латинских хронистов Первого крестового похода переход в ислам армянина Фируза автоматически вызвал изменение прочих его маркеров, и сам Фируз, оставивший христианство и перешедший в ислам, одновременно превратился из армянина в тюрка.

Похожие примеры можно наблюдать и сегодня, причем, если касаться бытового уровня, - то и в довольно, скажем так, просвещенных обществах. Так, в Беларуси часто можно столкнуться с отождествлением понятий "поляк" и "католик". Особенно характерно это для восточных регионов и, в частности, для Могилевщины, откуда я родом. Я неоднократно сталкивался с тем, когда два этих слова употреблялись в разговоре в качестве синонимов, а чаще всего слово "поляк" употреблялось как в своем базовом значении, так и для обозначения тех, кто исповедует католичество, вне зависимости от места проживания (например, жители Гродненщины или те коренные жители Могилевщины, которые являются прихожанами Костела). При этом, если в разговоре специально отметить, что "поляки" и "католики" - это далеко не всегда одно и то же, твой собеседник-могилевчанин, конечно, с тобой согласится, но после некоторой паузы, которая требуется, чтобы осмыслить услышанное и сверить систему базовых координат у себя в голове с общепринятой.

источники, крестовые походы, язык, крестоносцы и армяне, Польша, Антиохия, Гийом Тирский, обо всём, франки, армяне, Рауль Канский, Беларусь, Раймунд Агильский, осады

Previous post Next post
Up