.
РЕВОЛЮЦИЯ И ТЕРРОР: ВЗГЛЯД ИЗ ЕВРОПЫ (3)..
sergey_v_fomin.
Красный политический террор в России начался в Царствование Александра II. Кульминацией его стало цареубийство, однако оружие революционеров было направлено и на ближайших сотрудников Государя.
Цель была запугать власть, парализовать ее волю, свалить и завладеть ею.
Отражение этого явления в западноевропейской прессе (по крайней мере, как это можно судить по рисункам, сопровождавшим публикации) не оставляет, как мы уже отмечали, сомнений в том, на чьей стороне были их авторы.
Одно из событий, к которому было приковано особое внимание, являлось безусловно покушение Веры Засулич, стрелявшей 24 января / 5 февраля 1878 г. в Петербургского градоначальника генерала от кавалерии Федора Федоровича Трепова (1809-1889). В конце марта преступница была, как известно, оправдана судом присяжных, что вызвало чрезвычайный энтузиазм либеральных кругов русского общества и подбадривание с Запада.
Покушение Веры Засулич на столичного градоначальника генерала Ф.Ф. Трепова. Рисунок из французского журнала 1878 г.
Не был удостоен сочувствия даже известный своим либерализмом и попустительством радикалам министр внутренних дел генерал-адъютанта М.Т. Лорис-Меликов (1824-1888), на которого столь же безрезультатно покушался 20 февраля / 3 марта 1880 г. Ипполит Млодецкий. Правда, на сей раз сам террорист был все-таки повешен.
Карикатура на графа М.Т. Лорис-Меликова после получения известия о цареубийстве на обложке венского юмористического еженедельника «Die Bombe» от 20 марта 1881 г.
С тех пор революционный террор то затухал, то вновь разгорался.
Началу Смуты Пятого года предшествовали несколько терактов.
Одним из наиболее громких было убийство 15/28 июля 1904 г. в Петербурге министра внутренних дел Вячеслава Константиновича фон Плеве (1846-1904).
Его убийца эсер Егор Сазонов (1879-1910) был схвачен на месте, предан суду.
Приговорили его к безсрочному содержанию в каторжной тюрьме. Убийца отбывал наказание в Шлиссельбургской крепости, Бутырской тюрьме и Нерчинских рудниках. В конце 1907 г. преступника перевели в Зерентуйскую тюрьму, где режим был более свободным.
Однако именно там Сазонов покончил счеты с жизнью, приняв 27 ноября / 10 декабря 1910 г. яд. Так на деле была применена догматика эсеровского социализма, заповедью которого стало: «Убивший, да убьет себя!».
Егор Сазонов после самоубийства. Фотография из французского журнала 1911 г.
А градус всё повышался. В конце концов, дошло и до убийства Царского дяди - Великого Князя Сергея Александровича (1857-1905), женатого на сестре Государя.
Августейший Московский генерал-губернатор был убит в Кремле 4/17 февраля 1905 года.
Убийство Великого Князя Сергея Александровича. Рисунки из французского журнала.
Бомбиста схватили. Им оказался Иван Платонович Каляев (1877-1905), член Боевой организации эсеров, участник покушения на В.К. фон Плеве.
Прошлое у него было весьма подходящее: мать, урожденная Пиотровская, дочь разорившегося польского шляхтича; детство его прошло в предместьях Варшавы. Однокашником по гимназии был Борис Савинков. Имевший а аттестате единственную пятерку по «Закону Божию», Каляев был близок к староверам.
Фотография Ивана Каляева из французского журнала.
Эсеры пытались использовать теракт для своей агитационной кампании; утверждали, что Великий Князь был убит за то, что именно он, мол, настоял на вооруженном разгоне шествия 9 января в Петербурге.
В действительности же его «вина» была в том, что, как мы уже писали, он высылал незаконно заселивших Москву евреев. Вели же Каляева на теракт народоволец Михаил Гоц и эсер-провокатор Евно Азеф, который его же и выдал тем, кто проводил расследование.
Убийство Московского генерал-губернатора. Рисунок на обложке австрийского воскресного иллюстрированного журнала «Wiener Bilder» от 22 февраля 1905 г.
Великая Княгиня Елизавета Феодоровна добилась встречи с убийцей своего супруга, дала ему прощение от имени покойного и вручила Евангелие. Потом она подала прошение Императору Николаю II, призывая помиловать преступника.
Директор Департамента полиции А.А. Лопухина, известный либерал, которого впоследствии уличили в связях с революционерами, передал описание этого визита прессе. Известие было тут же распространено через Российское телеграфное агентство. Дошедшие до Каляева публикации лишь укрепили его в преступных убеждениях, отведя от возможного покаяния.
Такой представлялась встреча Великой Княгини Елизаветы Феодоровны с убийцей своего супруга художнику из австрийского журнала «Wiener Bilder» от 1 марта 1905 г.
10/23 мая 1905 г. Ивана Каляева повесили в Шлиссельбургской крепости.
Продолжение следует.