.
В поисках Арториуса..
qebedo.23 фев, 2019 в 0:31
Преданья старины
Король Артур, существовал ли он когда-либо в реальности, или же полностью вымышленный персонаж, довольно четко локализован во времени. Основные сведения о его "жизни и деятельности" связаны с событиями второй половины V века на территории Британии. Огромную сложность и массу помех историкам и культурологам (а также бездну радости и счастья исторЕГам и культуролУХам) приносит то, что это время практически не описано ни в каких сочинениях, которые могли бы быть признаны достоверными. Вторая половина V века на территории Британии - это, увы, время легенд, "перепевок Рабиновичем с третьей или четвертой копии", или даже откровенного вранья... Так что сперва - краткий очерк того, с чем мучаются добросовестные исследователи вот уже около тысячи лет.
Гильда[с] Премудрый (Gildas Sapiens).
О погибели Британии. Сочинение на латыни святого Гильды (ок. 500-570), бритта, долгое время жившего в Уэльсе и совершавшего поломничества в Ирландию и Рим. Увы, это не "нормальная" хроника, а своего рода "моралите" - публицистическое сочинение в форме проповедей из 110 глав, которое по замыслу автора должно доказать, что все нынешние "беды Британии" (прежде всего - нашествие саксов и междуусобные войны) - от блуда, греходеяний и нечестивости. В главах 1-35 Гильда дает "очерк истории" Британии в I-V веках, но извлечь оттуда какие-то вменяемые сведения трудно - автор ударяется в "мрачную риторику", и (что самое поганое) практически не называет никого из деятелей V века по именам, ограничиваясь "погоняловами" (типа, "ты, свирепый Медведь") и "живописными характеристиками", которые состоят в основном из его пристрастных обвинений в "греходеяниях". Посему, например, до сих пор идут срачи между "гильдаведами" - является ли кто-то из описанных им персонажей Артуром, или же нет.
Бе'да Достопочтенный, ака Досточтимый (Beda Venerabilis).
Церковная история народа англов. Нортумбрийский монах, живший в 672/673-735 годах, святой. Автор труда на латыни о появлении и становлении в Британии христианской церкви, и посему его на хрен не волнуют традиционные вопросы - если по ходу рассказа о деяниях всяких святых и епископов попадаются светские люди и правители, он о них пишет, а если они никак не контактировали со "святыми людьми", то их для Бе'ды и "не жило никогда". С таким подходом, естественно, зияют в рассказе о Британии V века ужасающие размерами дыры - ибо именно в те времена христианство на острове находилось в "периоде упадка". К тому же для Бе'ды христианство в Британии фактически начинается лишь с VI века, когда крестились англы, и сведения до того времени он попросту переписывает у того же Гильды и из других источников.
Ненний[ус] (Nennius).
История бриттов. Сочинение на латыни валлийского (то бишь, из Уэльса) автора, о котором практически ничего не известно ("жил где-то в VIII-IX веке"), написанное примерно в 829 году и посвященное "истории Британии от ее заселения до времени Артура" (то есть, до начала VI века). Увы, монах Ненний был абсолютно лишен навыков критического анализа и добросовестно записал все невероятные легенды и откровенные сказки - например, о волшебстве и пророчествах Мерлина, о находке двух драконов (красного и белого) и т.п. Так что если его сочинение и может быть использовано в качестве исторического источника - то лишь как источник многих популярных и растиражированных последующими авторами легенд об Артуре.
Анналы Камбрии (Annales Cambriae). Составленная на латинском языке хроника, записанная во второй половине Х века в валлийском монастыре города Тиддеви (Сент-Де[й]видс) и повествующая о событиях с 447 по 954 годы. Увы, несмотря на то, что внешне это "вау, самое оно", сведения отрывочны и коротки, да и в основном повторяют уже известные из других источников. Так что вся ценность "Анналов" для артурианы в том, что именно в этом сочинении впервые упомянуты по имени сам Артур и его противник Мордред, а также сражения у горы Бадон и у Камлана, которые привязаны к определенному времени. Собственно говоря, именно эти сведения и позволяют до сих пор говорить об Артуре как об "почти историческом персонаже", а не о полностью вымышленном литературном герое.
Валлийская поэзия. Cамыми древними валлийскими стихами считаются сочинения "древних бардов" (Cynfeirdd), живших и писавших в VI-XI веках. Среди них есть сборники поэтов VI века [А]Нейрина и Талиесина - и кое-что из этих стихов "похоже что на самом деле" написано именно тогда. Например, в поэме Анейрина "Гододдин" (Y Gododdyn) описывается сражение бриттских воинов с саксами возле крепости Катрайт (Каттерик) в 597 году - и о некоем Гварддуре сказано, что он храбро бился, "хотя и не был Артуром". Это самое раннее по хронологии упоминание имени Артура в письменном источнике. Естественно, есть упоминания Артура и персонажей, с ним связанных, и в более поздних валлийских сочинениях, но они уже имеют явно и откровенно легендарный характер (как, например, в сборнике Мабиногион).
Гальфрид[ус] Монмутский (Galfridus Monemutensis).
История королей Британии. валлийский священник (около 1100-1154/1155) из города Трефинуи (Монмут) написал на латыни целых три бестселлера не только своей эпохи, фактически и породившие всю последующую обширную артуриану - помиму упомянутого "исторического" сочинения, еще и поэмы "Пророчества Мерлина" и "Жизнь Мерлина". Вдохновение Гальфридус щедро черпает в легендах и преданиях - его обширная и стройная биография Артура, а также события до его рождения и после его смерти, по сути уже компендиум расказок, лишь "несколькими черепахами" опирающиеся на реальные события (в основном цитаты из Гильды, Бе'ды и "Анналов Камбрии"). Ценность его сочинения фактически только в том, что все "легенды Круглого стола" на 90% проистекли именно из этого "родника"...
Вот это и есть те крохи, которыми питаются уже многие века "артуролУХи". Естественно, они постоянно рождают "остроумные теории", для обоснования которых привлекают тонны других книг - но уже по принципу "если бы на рыбах водились блохи". Так что жил ли Артур на самом деле, нет ли - науке это до сих пор неизвестно...