Эфраим Зурофф, ведущий сотрудник Центра Симона Визенталя, в своем послесловии к «Банальности зла» возмущен тем что Ханна Арендт «обвиняет почти всех еврейских лидеров в сотрудничестве с нацистами, в пособничестве в уничтожении их собственных общин».
Подобное обвинение естественно не может претендовать на всеобщность, но вот что заявлял Хаим Коэн, прокурор на процессе Грюнвальда- Кастнера: «Юденраты делали все, чтобы успокоить людей. … .Мой коллега говорит, что здесь было намерение предотвратить восстание и бегство и передать массы людей нацистам. Посмотрим: бегство - куда? Восстание - какими силами? Эти отчаявшиеся люди могли бежать? У них не было ног для этого. Эти должны были восставать? У них не было рук для этого. У них уже не было воли. И некуда им было бежать».
Характерным примером политики «успокоения» была история сдачи в гестапо прибывших в Венгрию израильских парашютистов.
«Трое парашютистов высадились в районе венгерских Карпат и присоединились к местным партизанам. 9 июня Хана Сенеш пересекла венгерскую границу и сразу была схвачена немцами. Юваль Пельги и Перец Гольдштейн также пересекли границу и 20 июня прибыли в Будапешт, где сразу же поспешили встретиться с Кастнером. Кастнер тут же сообщил об этом Клагсу - начальнику отдела разведки будапештского гестапо.
24 июня Пельги и Гольдштейн обсуждали с представителями левых халуцим возможную координацию действий. На встрече присутствовал Кастнер, пожелавший беседовать с парашютистами приватно. Он убедил их добровольно явиться в гестапо, поскольку их пребывание в Будапеште «представляет опасность для 200 тысяч евреев».
На следующий день Пельги явился в гестапо.
Гольдштейна Кастнер первоначально направил в «лагерь проминентов» но после того, как в гестапо потребовали выдать местонахождение парашютиста, убедил того сдаться венгерским спецслужбам, которые передали его гестапо».
(Ила Надиви. Между Краусом и Кастнером. Борьба за спасение венгерских евреев.Иерусалим. Кармель. 2015. с. 132)
http://ayalanedivi.co.il/ Посмертное оправдание Рудольфа Кастнера могло означать фактическое оправдание линии поведения лидеров еврейских общин на оккупированных территориях. Было ли такое поведение фактическим сотрудничеством с убийцами или на самом деле не было иного пути?
Улицы израильских городов названы в честь Мордехая Анилевича, Ханы Сенеш и других, избравших путь сопротивления убийцам.