ПРОБЛЕМА ПАЛЕСТИНСКИХ БЕЖЕНЦЕВ МЕЖДУ ДЕКАБРЕМ 1947го И МАЕМ 1948 ГОДА.

Dec 06, 2015 22:32


(Йоав Гильбер. Независимость и Накба)

В своем исследовании, посвященном событиям 1948 года Йоав Гильбер подробно рассматривает и развитие проблемы палестинских беженцев.

«11 мая 1948 года Бен Гурион распорядился о разрушении «арабских островов» в еврейских поселениях- Рамле-Лод, Бейт Шеан- могущим представлять особую опасность в случае вторжения и способным сковать силы. Из этих поселений только Бейт Шеан был захвачен накануне войны. Зарин был захвачен через две недели после начала войны, а атаки «Гивати» и ЭЦЕЛа на Лод и Рамле привели к захвату городов только в июле 1948го.»

Как выглядел исход арабского населения в этот период?

По указанию верховного командования британской армии был проведен анализ феномена массового бегства арабов и предпринята попытка установить количество беженцев и покинутых деревень. Итоговый документ охватывал ситуацию от начала столкновений до первого июня 1948 года.

По мнению авторов документа 70 процентов населенных пунктов были оставлены жителями в результате прямых атак на них. Указания арабских лидеров привели к исходу жителей из пяти процентов арабских населенных пунктов. В ряде случаев имела значение психологическая война проводившаяся руководством «Хаганы».

Исследование содержало также список населенных пунктов, даты их оставления, причины и конечные пункты исхода жителей.

С декабря 1947 по 15 мая1948 года свои дома на территории современного Израиля покинули от четверти миллиона до 300 000 арабов. Большинство (но не все) были палестинцы. Кроме того в числе беженцев было неустановленное число (от тысяч до десятков тысяч) египтян, сирийцев и ливанцев, живших и работавших в Израиле. Эти беженцы по большей части бежали, а не были депортированы. До апреля 1948 года они бежали изза хаоса гражданской войны, нестерпимых условий и распада экономики.

В апреле и мае они бежали по мере приближения боевых действий к их домам, бивших по ним непосредственно; а также из страха оказаться под властью евреев.

Вопреки позднейшим обвинениям арабских пропагандистов у ишува не было целостной стратегии изгнания арабского населения. Действия руководителей ишува диктовались логикой войны изадачами обеспечения безопасности. Здесь или там возникали местные инициативы по сведению прошлых счетов евреев с соседями арабами или избавлению от нежелательного соседства. Но количество таких случаев было незначительным.

Однако и у утверждений израильской стороны о том что арабское руководство поддерживало или предписывало исход населения нет документальной основы. Единственный документальный источник этого утверждения - воспоминания бывшего премьер министра Сирии Халида Аль Атима. Он исполнял обязанности премьер министра в течение трех месяцев и к началу войны уже не занимал эту должность.

Количество деревень, которые были оставлены жителями по решению арабских руководителей различного ранга не превышало двадцати. Главной причиной бегства стали тяжести войны и неготовность к ней.

(Йоав Гильбер. Независимость и Накба. Кинерет. Давир. 2004. с. 181, 184-185)

http://www.kinbooks.co.il/page_2389

Шмуэль Кац в своей широко известной «Земле раздора» многократно перизданной, в том числе на русском, утверждает однозначно:

«Арабских беженцев считают беженцами несмотря на то, что они бежали не изза каких либо репрессий или обоснованного страха перед ними, а по инициативе своих лидеров»

http://www.lib.ru/MEMUARY/MEADEAST/kac.txt

Принципиально противоположная точка зрения. Так кто же прав? Однозначно можно утверждать только, что точка зрения Каца для современной израильской политики куда более удобна. Ибо снимает все вопросы.

Беженцы

Previous post Next post
Up