Перед на днях завершившейся краткой поездкой в Лиепаю изначально планировал посетить некоторые места, связанные с историческим наследием города. Одним из таких мест является латвийский участок ныне разобранной, а в прошлом очень известной и необходимой для прибалтийского региона Либаво-Роменской железной дороги, сыгравшая важнейшую роль в развитии порта Либава при Российской Империи и общем экономическом подъёме Прибалтики в конце XIX - начале XX века. Подробнее про саму дорогу и её значение можно прочитать
здесь . Железной дороги здесь больше нет - в 1998 году отправился последний поезд из Вайнеде (55 км от Лиепаи), а в 2011 линию начали разбирать.
Так сегодня выглядит станция Приекуле, где ранее было отвлетвление на Клайпеду.
Для наглядности приложу карту (спасибо
periskop) разобранного участка на территории Латвии.
Начало 223-го километра, если вести отсчёт от Риги. Ухабистая неширокая грунтовка ведёт до бывшей станции (а затем остановочного пункта) Дубени. Как раз я проеду это расстояние на машине. Дорога позволяет.
Кстати, снято практически напротив ВВП аэропорта "Лиепая", который гордо именуется "Международным". Сейчас на реконструкции. Чуть поодаль и правее проходит железнодорожная линия на Ригу.
Еду по бывшей Либаво-Роменской ж.д.
Попадаются заброшенные жилые дома железнодорожного ведомства МПС Российской ещё империи.
Заросший перрон бывшей станции Дубени. Через километров 10 дорога упрётся в речку и передвижение на автомобиле не будет возможным.
Деревянное здание станции. Можно заглянуть внутрь, где находился зал ожидания и помещение дежурного. Там грязно и пыльно, на полу много мусора и обрывки должностных инструкций.
Но в доме живут люди - латыш Гунтар, бывший путеец, проживает здесь со своей семьёй. Сожалеет о прошлых временах, ныне для него нет работы на железной дороге - перебивается случайными заработками.
Далее я уехал обратно в Лиепаю, а на следующий день посетил станции Приекуле и Вайнёде.
Станция Приекуле. Здание построено в 1871 году. И сам городок получил развивался именно благодаря открытию железнодорожной линийВ 80-ые году прошлого века здесь проходило 6 пар поездов в день: 4 пары пригородных из Лиепаи и две пары местных, Лиепая-Калининград и Рига-Клайпеда. Сегодня здесь полнейшее запустение. Но а сам городок вроде живёт. Люди ходят, магазины работают, школа, даже в наличии музыкальная школа. В целом, небогато, как и большинство жителей в латвийской глубинке.
На торце здания станции сохранилось название на русском языке. Через недействующие пути заботливо уложена насыпь для пешеходов.
"Да пребудет со мною любовь и вино!" - читал ли автор этого прекрасного творения Хайяма?
Остатки ручного переводного механизма.
Это уже станция Вайнёде, до Литвы отсюда 9 километров.
Последний пассажирский поезд в Лиепаю отправился отсюда 24 февраля 1998 года. Безрадостная картина - мёртвый вокзал. Хотя активные пользователи интернета могут порадоваться наличию вайфая на нём. Удивлены? Всё просто, напротив станции находится отделение почты и сигнал идёт оттуда)
За полгода до окончательного закрытия линии здесь прошла крупная акция протеста, когда местные жители, недовольные грядущей отменой движения поездов, заблокировали переезд мебелью, не давая покинуть станцию последнему пассажирскому поезду. Сюда приезжали даже генеральный директор Латвийской ж.д. и Министр транспорта Латвии. Вроде бы удалось договориться - переговоры были долгими - и через несколько недель мебельные баррикады убрали и движение восстановили. Ненадолго. Через пару месяцев поезд отменили окончательно, даже не поиграв д демократию. Полиция вежливо попросила разойтись несколько десятков протестующих.
Не так давно проходила новость о том, что железнодорожное сообщение на участке может возобновиться, переговоры шли на уровне министерств. Но это не более чем пустопорожная риторика, ибо на данный момент линия не будет экономически обоснованной и прибыльной. И дело даже не в том, что пассажирские поезда убыточны, просто соседи-литовцы вряд заинтересуются перспективой использования латвийской ж.д. инфраструктуры на данном участке, и будут перевозить нефть и продукты нефтепереработки в Клайпеду от расположенного поблизости крупного нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяй, который, к слову, принадлежит полякам, по своей железной дороге и зарабатывать на этом. Предприимчивые литовцы себя не обидят вряд ли захотят делиться доходами с более скромными и тихими соседями. Соответсвенно, вряд ли в этих краях мы услышим гудок тепловоза. Либаво-Роменской железной дороги больше нет.