Бурак (сияющий, молниеносный на арабском) в исламе означает внеземное разумное существо, на котором пророк Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Бурака обычно изображают в виде лошади с головой человека, как кентавра. Именно такое название первому на африканском континенте скоростному поезду король Марокко Мухаммед VI. Правителю страны ,перечить не стали тем более что Al Boraq звучит вполне красиво и символично.
Проект строительства скоростной линии был по факту начат в феврале 2010 года, когда после нескольких лет переговоров решилия вопрос с финансированием. Строительство совместно спонсировали Франция, Марокко, Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты
В итоге почти через 9 лет 15 ноября 2018 года Мухаммад VI и президент Франции Макрон провели торжественную церемонию запуска самого скоростного поезда в Африке, маршрут которого пролегал из города Танжер в столицу Рабат. Высокие государственные лица прокатились до Рабата, однако поезда производства французской группы Alstoм уже в конце ноября начали коммерческие перевозки между Танжером и Касабланкой.
Несколько дней назад мне удалось прокатиться по первой в Африке скоростной линии из Танжера в Касабланку и обратно.
В Танжере чрезвычайно симпатичный вокзальный комплекс, где недавно была проведена реконструкция в преддверии ввода в эксплуатацию скоростных поездов.
Многие торговые точки и кафе еще закрыты, проводятся косметические работы.
Зал ожидания.
Там же и в перспективе выход к поездам. Запускают только на посадку, просто пойти прогуляться по платформе нет возможности.
Билетные кассы.
По билетам ситуация следующая и пока не очень хорошая. Если ваш банк-эмитент находится за пределами Марокко, то купить билет онлайн у вас просто не получится, к сожалению. Например, до конца февраля действует промо-цена онлайн в 99 дирхам (1 евро равен 11 дирхамам, далее цены указываю в евро для удобства). Билет, купленный в кассе, обойдется в 15 евро, а в день отправления добаляется наценка в 10%. Немного неудобно, что к оплате не принимаются зарубежные кредитные карты.
Были куплены билеты туда и обратно. Обратно решил ехать первым классом - чтобы в полной мере ощутить все прелести первого скоростного поезда в Африке, тем более что цена вопроса составляла вполне умеренные 7 евро (билеты в две стороны обошлись в 38 евро). Позже выяснилось, что обратный билет я купить поторопился, но об этом чуть ниже.
Расписание движения поездов, дублируется на французский.
Шикарный вид на залитую утренним солнцем станцию Tanger Ville.
Стоит отметить, что до Танжера я добрался не совсем стандартным способом, используя три вида транспорта: самолет, автомобиль и паром. A именно долетел лоукостером до Малаги, на прокатном машине доехал до самой южной точки Европы городка Тарифа, откуда регулярно почти каждый час с утра до вечера ходят паромы компаний FRS и Intershipping до Танжера. Стоимость билета в две стороны 55-60 евро. Как правило, парому нужно 45-60 минут, чтобы пересечь Гибралтарский пролив. Сама поездка, впрочем, предмет отдельного рассказа.
Вид на жилые кварталы рядом с вокзалом.
Прибыл Al Boraq из Касабланки.
Наконец подали наш состав из депо. Долгожданный момент!
Началась посадка.
Вагон второго класса. Совершенно такой же салон, как и у французских ТGV. Состав двухэтажный.
Wifi oтсутствует на данный момент, даже в вагоне первого класса. Однако кондуктор заверил меня, что вскоре сеть непременно появится.
Поехали. Отмечу, что из Танжера до узловой станции Кенитра была построена специально выделенная линия LGV (фр. ligne à grande vitesse) рассчитаная на максимальную скорость 320 км/ч и длинoй в 186 км.
Карта: ВСМ обозначена голубой линией.
Итак, шустро выехав из Танжера, поезд плавно и бесшумно помчался на юг. Однако минут через 30 случилось следующее: TGV снизил ход, притормозил, а потом и вовсе остановился в чистом поле. Вскоре по громкой связи объявили о технических проблемах, по вагону, конечно, пошли смешки и ироничное обсуждение ситуации. Простояли мы минут 35-40. Если мне удалось верно выяснить позже причину, то сработала электроника, показывающая неисправность (перегрев?) ходовой части либо пневматической подвески, отвечающей за вибрации.
В любом случае двинувшись с места поезд уже не разгонялся до максимальной скорости и прибыл в Касабланку с опозданием в полтора часа.
Станция Кенитра. Электронное табло указывает на задержку в пути.
К чести марокканских железнодорожников скажу, что каждый пассажир опоздавшего поезда получил право на единовременный бесплатный проезд. К сожалению, у меня уже был куплен билет, и поэтому в кассе мне смогли лишь предложить бесплатную поездку на любую другую дату, что мне было без надобности.
В общем-то, единичный эксцесс, подобные ситуации неизбежны при вводе в экслуатацию такого сложного организма как поезд на ВСМ, тем более в стране, где подобного опыта раньше не было.
Вагона-ресторана в поезде нет, только бар с лёгкими закусками, чаем и кофе.
Меню. Напомню, 1 EUR равен 11 MAD. Цены примерно как в "Сапсане", только выбор гораздо меньше и скуднее.
Умывальник с горячей водой, жидким мылом и сушилкой.
Прибыли в Касабланку. Главный вокзал города носит мелодичное название Каса-Вояжёр, т.е. Касабланка-Пассажирская.
Свежепостроенный терминал слева от старого здания (1923 г.) как часть обновляемой транспортной инфраструктуры.
Изначально был план погулять по городу и/или покататься на современном трамвае, которым восхищаются все туристы, а также пообедать в заранее выбранном кафе с хорошими отзывами и низкими ценами, однако в связи с опозданием у меня было свободного времени всего полтора часа. Не хватило времени. Сейчас задним числом думаю, надо было выходить в Рабате и я имел бы полноценных 3 часа между поездами.
Вид на станцию Casa-Voyageurs.
Так как у меня был обратный билет первого класса, мне полагался доступ в лаунж.
Пассажирам первого класса полагается вода, чай, кофе и пресса экономической направленности. Ну и мягкие кресла, конечно)
В вагоне первого класса. Компоновка 2+1. Отмечу, что заполнение поезда было порядка 80% в обе стороны. Люди активно пользуются новым видом высокоскоростного транспорта.
Обратная поездка в Танжер была точно согласно расписания.
За целый день успел проголодаться и решил порпбовать салат "Цезарь" из поездного меню. К сожалению, сандвичей больше не осталось в продаже. Вот такая весьма скромная порция была мне предложена за 2 с половиной евро. Немного, но перекусить в самый раз.
Даже не верится, что в Марокко, территориально африканской стране, сейчас такой современный и комфортный поезд. Всё-таки, это важный шаг в модернизации общей инфраструктуры страны. Конечно, имеются и критики, высказывается мнение, что средства, потраченные на строительство железной дороги могли пойти на финансирование других отраслей. Но неизменен факт, что первая в Африке ВСМ официально вступила в эксплуатацию и это только начало,первая ступень.
Сайт Марокканских ж/д с расписаниями
тут.
Хороший общий обзор железных дорог в стране
тут в блоге у
griphon.