В СCCР информация о западной фотографии почти не доходила до широкой публики, но энтузиасты всё-таки умудрялись добывать специализированные журналы через дипломатов, моряков, дальнобойщиков. В журналах (LIFE, TIME, Look, Mother Jones, Amateur Photographer, B&W, Photographer's News, PHOTO...) публиковали работы Catherine Leroy, Jodi Cobb, Diane Arbus, Margaret Bourke-White, Berenice Abbott, Mary-Ellen Mark, Martine Franck, Cristina Garcia Rodero, Sabina Ways, Dorothea Lange, Ilse Bing и многих других. Но всё равно это была капля в море мужской фотографии. Реакция посвящённой общественности была примерно такой: надо же и у баб получается! O чём говорить, если в таком фотографическом монстре как National Giographic с его колоссальным бюджетом, в штате была только одна дама-фотограф Джоди Кобб (Jodi Cobb).
Catherine Leroy (1944-2006) во Вьетнаме.
Фото: Catherine Leroy, Вьетнам, 1967
Jodi Cobb
Фото: Jodi Cobb
Diane Arbus
Фото: Diane Arbus
Фото: Diane Arbus
Margaret Bourke-White
Фото: Margaret Bourke-White
Фото: Margaret Bourke-White
Sabina Ways (1924-2021)
Фото: Sabina Ways
Cristina Garcia Rodero
Фото: Cristina Garcia Rodero
Фото: Cristina Garcia Rodero
Martine Franck
Фото: Martine Franck
Dorothea Lange
Фото: Dorothea Lange, Переселенцы, 1936
Ilse Bing (1899-1998)
Фото: Ilse Bing
Фото: Ilse Bing
Ещё хуже было с информацией о женщинах, работающих на журналы мод и глянец. Те, у кого были эти журналы, не интересовались фотографами, а фотографы не имели возможности приобретать такие журналы. Я помню, как собирал информацию ныне известный мастер Владимир Ф. Он в конце восьмидесятых ещё снимал «головки» в детских садах и был известным цветным печатником. Но уже тогда знал, что будет снимать рекламу и гламур и упорно набивал глаза и руки, рассматривая вырванные и вырезанные фотографии из подаренных или скупленных им за бешеные деньги Cosmopolitan, Mary Claire, Vogue, Harper's Bazaar, Elle и т.д. Страницы были раскиданы по всей квартире, и он часами рассматривал картинки, анализировал свет, композицию, идеи, а потом повторял это в своей студии.
Имена фотографинь из мира рекламы, портретов и прикладнины еле-еле доходили до нас через редкие публикации в Советском Фото, чехословацких журналах, ещё более редкие выставки: Imogen Cunningham, Julia Margaret Cameron, Sally Mann, Lillian Bassman, Lisette Model, Louise Dahl-Wolfe, Dana Kyndrová, Annie Leibovitz, Sarah Moon.
Sally Mann (1951)
Фото: Sally Mann
Фото: Sally Mann
Lillian Bassman (1917-2012)
Фото: Lillian Bassman
Фото: Lillian Bassman
Lisette Model (1901-1983)
Фото: Lisette Model
Annie Leibovitz (1949)
Фото: Annie Leibovitz
Sarah Moon (1941)
Фото: Sarah Moon
Фото: Sarah Moon
Imogen Cunningham (1883-1976)
Фото: Imogen Cunningham
Фото: Imogen Cunningham
Фото: Imogen Cunningham
Ситуация резко поменялась с начала двухтысячных. Получив относительно недорогой доступ к фотографии через мобильные телефоны и почувствовав вкус к «творчеству», фемины пошли учится на фотографов плотным косяком. И сейчас, если посмотреть на фамилии участников различных фотоконкурсов, то половина из них женские.
Свою роль сыграла и аппаратура, которая стала немного легче, да и плёнки не надо таскать в большом количестве.
Проявлять не надо, печатать не обязательно, обработка несложная, распространять по клиентам и подписчикам - без проблем. Конечно, зарядки, пауэрбанки и запасные аккумуляторы что-то весят, но таскать можно. Самое тяжёлое после камеры - ноутбук. Но и он с каждым годом всё легче. Да, забыл: стиральные и посудомоечные машины, неплохие продуктовые магазины без очередей и с доставкой и остальные успехи цивилизации сильно экономят время. Так что женщины поняли: если они могли работать шпалоукладчицами, то фотографами - раз плюнуть.
Перечислю преимущества которые идут в копилку женщин-фотографов:
- они вызывают меньшую агрессию у субъектов фотоохоты;
- они с легкостью получают доступ к женскому телу. Например, у фотографинь, снимающих свадебные приготовления, я видел много интересных и «смелых» фотографий, где полуобнажённые невесты одеваются и наводят боевую раскраску;
- им хочется безвозмездно помогать (правда, с каждым годом женщин больше, а желания меньше);
- они вкусно пахнут.
Итак, с середины 2000-х в журналистику и прочую фотографию пошла женская особь. И, если посмотреть результаты всяких специализированных фотоконкурсов, то дамы берут высшие награды во всех категориях, и с каждым годом их больше.
Первой женщиной названной лучшим фотографом года на конкурсе World Press Photo (WPP) стала Françoise Demulder (1947-2008). Лишь в 1977 году она взгромоздилась на вершину за снимок из Бейрута:
Фото: Франсуаз Демульдер, Ливан, Бейрут, 1977.
Ну, а сегодня женщины обкусали вкусный пирог WPP со всех сторон и во всех категориях, а также Pulitzer Prize, грант Юджина Смита (The W. Eugene Smith Memorial Fund) и другие престижные награды.
Paula Bronstein
Фото: Пола Бронштейн, Рохинджа, Мьянма
Фото: Пола Бронштейн, Афганистан
Anja Niedringhaus
Фото: Anja Niedringhaus, Ирак, 2005
Фото: Anja Niedringhaus, Афганистан
Mary-Ellen Mark
Фото: Mary-Ellen Mark
Фото: Mary-Ellen Mark
Справка для тех, кто не в курсе: World Press Photo (WPP) - это главный конкурс фотожурналистов. На мой субъективный взгляд WPP давно уже потерял свою привлекательность и честность. Это теперь пропагандистский ресурс с элементами некрофилии и содомии. К сожалению.
Пулитцеровская премия (Pulitzer Prize) - сегодня её реноме тоже барахтается недалеко от пошлой пропаганды, но имя премии пока держится на прошлых лауреатах. В деньгах это не очень много, но жутко престижно.
Грант Юджина Смита для фотографа своеобразная нобелевская премия, и по деньгам весьма достойно. Кстати, из наших, если мне не изменяет память, только один фотограф получил этот грант - великий Владимир Сёмин в 1996 году. На полученные деньги переехал в США, и как фотограф скончался.
Если же смотреть результаты бесчисленных фотоконкурсов других организаторов, то там процент женщин-победителей огромный. И они с каждым годом теснят мужчин на их статистическую половину территории.
С количественным ростом женщин в фотожурналистике идёт и рост трагических событий, связанных с женскими именами. Дамочки, доказывая свою состоятельность, влезли в военную журналистику и получили по полной программе. Ещё лет десять назад каждая погибшая женщина фиксировалась в моей памяти, но сегодня это уже не шоковая информация, а обыденность. В одной только Газе в последнее время погибли чуть ли не больше сотни журналистов, и никто не фиксировал женские фамилии, а они там были (UPD: 119 погибших на февраль 2024).
Вот небольшой список погибших фотокорров. Как правило это молодые женщины. Первой открыла список погибших Герда Таро (Gerda Taro, 1910-1937, Испания). Снимала гражданскую войну в Испании. Затем Вьетнам, и далее везде: Дики Чепел (Dickey Chapelle, 1919-1965, Вьетнам), Синтия Эльбаум (Cynthia Elbaum, 1966-1994, Чечня), Лаял Наджиб (Layal Najib, 1983-2006, Ливан), Мика Ямамото (1967-2012, Сирия), Хильда Клейтон (Hilda Ortiz Clayton, 1991-2013, Афганистан), Аня Нидрингхаус (Anja Niedringhaus, 1965-2014, Афганистан)... Самая «пожилая» Аня Нидрингхаус - 48 лет.
Это всё фотографы, и боюсь, я не знаю полного списка.
Понятно, что женщины успешно работают во многих областях.
Так можно ли назвать отличительные черты женской фотографии? Что не так у неё по сравнению с мужской? Да всё так! Ничем от мужской женская фотография ни в одном из направлений не отличается. Кто-то скажет, что у них в кадре больше лютиков-цветочков, детишек-мамочек, закатов-восходов. Ничуть. Тётеньки, как и дяденьки, могут быть циничными и кровожадными наблюдателями, и разговоры, что они, мол, гуманней мужиков - светская глупость. Посмотрите фильм о Салли Манн: То, что останется /What Remains: The Life and Work of Sally Mann, 2005. Это позволит немного протрезветь по поводу тонкой женской натуры.
Я вообще не смогу отличить фотографии по половому признаку. Более того, читая курс по фотографии в Университете я наблюдал у девочек большее старание при выполнении домашних заданий по сравнению с мальчиками. А решения задач, пожалуй, были намного интересней. Хотя в освоении техники девочки, конечно, уступали ребятам.
Поэтому в пресс-фотографии и в остальных дисциплинах дамы не уступают, а наступают на пятки мужчинам, а в перспективе, когда рождаемость детей снизится до микроскопических величин, то мы (мужчины) будем на вторых ролях в подсобке у женщин.
Когда-то в 1990-м году во время моей самой первой командировки я попал в очень опасную ситуацию. В Таджикистане. На митинге в Душанбе перед республиканским парламентом меня окружила толпа обкуренных аборигенов. Это были 15-20 летние укурки с арматурой в руках. Они начали требовать, чтобы я отдал им плёнки и камеру. В какой-то момент я понял, что сейчас они будут меня убивать. И тут сквозь толпу ко мне бросилась хрупкая девочка - Александра Авакян - и схватив за рукав потащила за собой, громко крича что-то на английском. От такой наглости толпа таджиков расступилась, и мы выбрались в безопасное место. А ведь Александра подвергалась смертельной опасности, т.к. первым делом в Душанбе вырезали всех местных армян. Так что, если бы не девушка-фотограф из журнала «Time», моя фотографическая карьера закончилась бы так и не начавшись.
David Turnley: Alexandra Avakian, Berlin, 1989
Фото: Alexandra Avakian, Сомали.
Фото: Alexandra Avakian, Иран.
Фото: Alexandra Avakian, Иран.
Да, и теперь о женском футболе. По мне так он не хуже мужского, во всяком случае, выглядит он более честным и очень уж симпатично они бегают. Правда, по опросам нам (мужчинам) всё-таки больше нравится женский пляжный волейбол.