Некоторое время назад у нас с одним опытным фотолюбителем зашла речь о съёмке людей в общественном пространстве.
Прага, 1998.
Практически все (я в том числе), кто видит на улице достойную фотографии сценку, стесняются снимать «в лоб» незнакомых людей. «Стесняются» - это ещё мягко сказано: испытывают неловкость, боятся нарваться на грубость и другие неприятности. И длиннофокусный объектив здесь не поможет, потому что он ещё больше привлекает внимания к фотографу.
Что делать, когда к вам подходят и агрессивно спрашивают: - Зачем ты меня фотографируешь?
Физически сильным фотографам готовиться дать силовой отпор, остроумным - разряжать напряжённую обстановку шуткой, быстроногим - включать высшую передачу. А что делать нам - заурядным людям?
Просто задайте себе вопрос: - Зачем мне нужен этот человек? И в 99,99 случаях из 100 ответ будет: чтобы потешить своё фотографическое эго, доказать подписчикам персонального блога и близким родственникам, что вы крутой стрит-фотограф.
Оплата труда натурой: сотрудник завода, где выпускают посуду, обналичивает свою «зарплату» на стихийном рынке. Подмосковье, июль 1993. Для «Business Week» (USA).
Почему вы не можете заставить себя обнажить фотоаппарат? Потому, что у вас нет мотивации! Если она есть, то вас ничего не остановит.
Почему я уверен в этом? Потому, что главные деньги вы зарабатываете на своей основной работе. Потому, что сами толком не знаете зачем вам это нужно. Потому, что вы не решаете никаких социальных или иных задач своим фото-блогом - он нужен как развлечение и способ разнообразить монотонную жизнь бухгалтера, программиста, продавца, директора автосервиса, почувствовать себя творцом. А эта мотивация - никакая, нулевая. Рисковать камерой и здоровьем не сподвигнет.
Над своими студентами-журналистами один раз я провёл интересный эксперимент. В рамках практических занятий дал задание за неделю сфотографировать людей, работающих на улице: дворников, дорожных рабочих, полицейских, строителей и пр. И никто не принёс снимков ни через неделю, ни через две, ни через три. Но как только я сказал, что за этот снимок на экзамене гарантированно поставлю положительную оценку в зачётку, картина изменилась кардинально - большинство справилось с заданием. Мотивация сломала психологический барьер.
Студенческая работа. Были ли проблемы? Автор говорит, что были, но она их решила.
Какая мотивация сработает? Профессиональный долг, энергия заблуждения, или иначе говоря - раздутые амбиции своей фотографической «миссии», деньги, а лучше - большие деньги. Я ничего не упустил? А если этого ничего нет, что же делать?
Ответ: снимайте на массовых мероприятиях, митингах, праздничных гуляниях, карнавалах. Там всегда находятся любители показать себя во всей красе. Так делают многие известные фотографы, например, Игорь Мухин:
Фото: Игорь Мухин
Фото: Игорь Мухин
Фото: Игорь Мухин
И напоследок расскажу одну историю.
У меня есть приятель - он один из ведущих рекламных и модельных фотографов в России. Его работы на обложках всех международных гламурных и модных журналов, в музеях - Русском, МАММ, Пушкинском, в галереях России и за границей. Его фото-карьера удалась.
Однажды в 1996 году он позвонил мне и попросил заменить его в качестве московского корреспондента в известной европейской газете. Фотожурналисты знают, что за такие издания фотографы держатся мёртвой хваткой и никогда добровольно не откажутся от таких заказов. Поэтому я очень удивился, но на предложение согласился сразу (последующие 6 лет я работал в этой газете).
Но вопрос почему он отдал мне эту работу занимал меня всё время, и как-то через год я спросил его о причине такого решения. Ответ меня поразил. Он сказал, что не может снимать незнакомых людей, особенно на улице - впадает в ступор. А в фотожурналистике это фактически основная деятельность: мы фотографируем незнакомых людей.