Фотолюбители и профессионалы...

Jun 23, 2023 19:20


... бесконечная тема.



Переход, 2013. Canon EOS D60; EF 20-35/2,8L (35x1,6=56 mm); 1/100; f/5; ISO 400

Недавно попались на глаза несколько «исследований» по этому вопросу. Как обычно нaсилуeтся мысль, что для дальнейшего совершенствования в фотомастерстве необходимо срочно получать звание «профессионала». Желательно в «фото-школе» у автора текста.

А звание потом присваивается самому себе в своём блоге. И точка!

Вообще-то, со словом «профессионал» в фотографии складывается забавная история. Наверное, такое же значение придаётся этому званию лишь в шоферской профессии. При этом подавляющее большинство нажимающего на кнопку люда не понимает по-настоящему, что стоит за словом «профессионал».

Так как я в прошлом «профессионал», а ныне посконный «фотолюбитель», который снимает в «стол», то мои соображения тянут на 100% объективность. Ну, почти...

Поехали!

Когда человек хочет сказать, что он с гарантией сделает качественные фотографии, то произносит это волшебные слова «я профессионал». И потенциальные клиенты готовы сразу увеличить гонорар в несколько раз: ну, конечно же, профи снимают намного лучше любителей.

Но это не так.



Перед моими глазами прошли несколько сотен учащихся в двух учебных заведениях, в частном и государственном. Человеческий материал примерно одинаковый, мотивация похожа, только возраст разный - в частной школе люди немного старше. Это всё любители, которые за несколько недель осваивали технику, теорию и практику, и по качеству конечной продукции их было трудно отличить от так называемых профессионалов, которые рекламируют свои услуги в сети на персональных сайтах или специализированных площадках типа profi.ru.

Я хочу сказать, что научится правильно определять правильную экспозицию, выставлять свет в студии, кадрировать снимок и выбирать ракурс несложно, и количество «правильных» снимков в Интернете это доказывает. И уже не сосчитать предложений «профессионалов» по выполнению тех или иных услуг или обучению фотографии с помощью блогов и онлайн-курсов. И, если услуги можно «впарить» с помощью демпинга и личной обаятельности, то обучение от «профессионалов», явно не освоивших профессию до приемлемого уровня, плодит неумех, которые зря тратили драгоценное время и деньги.

Значит ли это, что получить профессию можно только в школах или специализированных ВУЗах. Конечно нет. Можно самостоятельно, но надо иметь талант к самообучению - я знаю фотографов, которые прошли путь к успеху, не заканчивая школ или курсов.

Многие относят к профессионалам фотографов, которые составляют золотой фонд русской (и мировой) фотографии. Но вы сильно удивитесь, что такие имена как Валерий Щеколдин, Игорь Мухин, Ляля Кузнецова, Николай Бахарев и др. являются типичными представителями любительской фотографии. Несмотря на то, что ими выпущено множество альбомов, они печатались в самых известных СМИ, выставки, где они участвовали, невозможно перечислить, их фотографии в музейных коллекциях, гонорары за публикации достойные, а отпечатки продаются за неплохие деньги. Ещё раз - они фотолюбители, только талантливые.







Поясню. Существует много заблуждений по отношению к профессиональным фотографам: они работают за деньги (пардон, за очень большие деньги); каждый снимок у них шедевр (ладно, почти каждый); у них «профессиональная» аппаратура (т.е., дорогая); они учились на журфаке (вариант: в Академии Фотографии), у них богатая клиентура (и разнообразная); они в штате...

Пожалуй, только последнее определение относится к профессионалам и то частично. Однако главное определение профессионала опускается: это тот, кто вовремя сдаёт свою работу заказчику, или, как вариант - вовремя возвращается в редакцию. И это единственное определение профессионала без кавычек.

Расскажу такую историю не называя имён.

Однажды один из самых известных фотографов Рoccии был приглашен в наше фотоагентство. Звали его NN. Никто не сомневался в его таланте. За отпечатками его фотографий уже тогда выстроилась очередь из коллекционеров, которая не рассосалась до сих пор.

Агентство отправило NN в командировку в Тaджикистaн - 11 февраля 1990 года в Дyшaнбe произошли кровавые столкновения между местными жителями и «пришлыми», куда записали всех apмян, руccких, еврeeв и др. Фотограф привёз через два дня отснятый материал. Но руководство агентства и заказчики тихо выпали в осадок - плёнки, которые выдали гению, были потрачены на коллективный портрет бунтующих аборигенов. Снято было как всегда у NN - хоть сразу на самый престижный фото-конкурс в Перпиньян за Гран-при: интересные ракурсы, смелые крупные планы, экзотика в лицах... Остальные события, которые интересовали заказчика, остались где-то в исторической дымке.

Конечно, агентство больше не давало такого рода заказов NN, но фотографическая судьба от него не отвернулась. Впоследствии он работал для одного солидного немецкого журнала, но они использовали его по-умному: снимай, как хочешь, только без гарантий публикации. И NN снимал «что хотел» так, что его публиковали целыми разворотами и очень достойно платили.

Итак, подведём черту под рассуждениями о любителях и профи. Профессионалы работают на заказ, который формирует заказчик, и сдают этот заказ в сроки, оговорённые в договоре. Плохо или хорошо снято - в наше определение профессионализма не входит. Лучше, конечно, получше, но главное, чтобы это было вовремя.

А фотолюбители это те, кто увлекается фотографией, любит фотографировать и даже зарабатывают этим.

Но потенциальным клиентам нужно услышать от фотографа только одно волшебное слово...

Январь 2023

Next post
Up