На моей памяти самым переоцененным хоррор-"сериалом" как являлся, так и продолжает являться "Восставший из ада". Намедни пересмотрел первые две части (пожалуй остальные можно не брать в расчет, т.к. их просмотр это садо-мазо покруче того что в фильме). И что я могу сказать. Стимулом к пересмотру стала зародившаяся мысль о том, что при первом просмотре я чего-то не заметил, пропустил. Был моложе. Неопытней. Не дозрел возможно, чтобы понять. Но вот посмотрел. И... нет, всё как прежде. Из актеров с переменным успехом занятно смотрится лишь главная злодейская женщина дилогии, да и то, образ у неё на два с половиной выражения лица, ну и местами Фрэнк (со своими двумя с половиной). Главная героиня-девушка - смачный пинок светлому будущему сериала из 80-х, как и 70% фильма в целом. Поймите меня верно, я обожаю эстетику 80-х, да и хорроры той поры - как вспоминаю молодую Рипли, так мурашки по коже от восторга. Но в "Виа" пробивающийся тут и там наивняк очень скверно работает против последнего, как и актрисы подобно Эшли Лоуренс, которые, увы, очень хороши собой но не отзовутся в памяти так сильно как пресловутая Сигурни Уивер.
Учитывая что Баркер пытается мастерски (как ему кажется) совмещать хоррор с дарк-фентези (в чем, кстати, во много крат его превзошел его же ученик, Нил Гейман) - баланс у фильма напоминает просмотр какой-то особо гомосексуальной де-сад-версии "Лабиринта" с Боуи, особенно забавна беготня главной героини по лабиринту во второй части, так и слышится при этом в голове музыка Тревора Джонса.
Новый ремейк "Кавказской пленницы" от Бекмамбетова, скоро в Ваших кинотеатрах!
Первый "Виа" удивительно хорош ровно до половины. Признаться, я наблюдал как завороженный за трансформациями Фрэнка, что в первый давний просмотр, что сейчас, грим-спецэффекты тут действительно здорово работают и смотрятся (учитывая что на дворе 87-й год) вполне пугающе. Но затем фильм здорово сдаёт обороты и Фрэнк который весь фильм толдычит о том, насколько скорее ему надо сваливать от "тех, кто его ищет" внезапно перестает торопиться, да и сюжет в целом упрощается донельзя, а точнее до стандартнейшего ужастика. Сенобиты в первой части, надо признать, хороши. Возможно потому что это первое появление, на 2-3 минуты от всего фильма, даже Пинхэд изо всех сил здесь оправдывает свой культовый статус. Однако, несмотря ни на что, я не понимаю, как можно вкладывать под такие талантливые ужасающие образы настолько идиотскую механику. Диалоги/взаимодействия с сенобитами вообще в "Виа" традиционно вгоняют вначале в интерес, а затем в недоумение:
1
- Мы сенобиты, пришли познать твою плоть!
- Эээ, а я Вас не вызывала уважаемые, Вам нужна не я!
- Ммм, ну ладно - покажь того кого надо. Но гляди нам тут, если обманешь! Утютю, с нами не забалуешь!
2
- Ну чо - виноватого мы завалили. А щаз мы тебя... Но постой, куда же ты...
- Хрясь! Бумс!
"Неужели еще 6 фильмов?!"
Тут, как Вы понимаете, начинается финальная раздача сенобитам, довольно никакая и позорная для последних, кстати. И вот что интересно. На протяжении всего фильма подразумевается, что в первую очередь зло - оно в людях - ужас не в монстрах, а в поступках самих людей, которых затем ожидает расплата (чему конечно противоречит настойчивое желание сенобитов попробовать плоть вполне невиновной главной героини). При этом особо смакуется всевозможное крючкотворство и гадостные сцены (из тех, которые не ради смысла, а ради непосредственно радости от гадости), смакуется, так сказать, с причмокиванием. Ну да ладно - допустим меня даже не смущает сцена с "фальшивым папой" - ну это когда Фрэнк накидывает на себя кожу папаши главной героини и сидит с дьявольской ухмылкой и с кровищей стекающей по ушам, а дочка изображает актерскую игру, мол, она ничего не замечает. Допустим аллегория на "красную шапочку", допустим вообще что это всё фильм-фантазия, а к фильмам-фантазиям, видите ли, придираться нельзя - их же смотрят для удовольствия, не то что другие фильмы. От "Виа" получить удовольствие было сложно всегда, разве что извращенное, для тех кому надоело стандартное фэнтези, и захотелось чего-то эдакого запретного и шокирующего. Я понимаю, что "Виа" признанный хоррор, а никакое не фэнтези, однако уши последнего торчат отовсюду и, более того, если пытаться анализировать многочисленные промахи фильма бОльшая часть объяснится именно реверансами в сторону Баркеровских заигрываний с другими жанрами.
Но, друзья мои, первая часть просто шедевр, в сравнении со второй. Справедливости ради, программно я обязан сообщить, что Баркер к ней имеет отношение довольно косвенное и новелльное, однако это настоящее продолжение первого фильма, с героями из него, так что какого черта, некий Тони Рэндл, ничего более толком и не снявший.
Прежде всего, баланс у второй части еще более идиотский. Если первая половина фильма это преимущественно копирование структуры и приемов из первого "Виа", то во второй начинается тот самый пресловутый "Лабиринт". Я безусловно осознаю тяготность и скоротечность времени. Казалось бы, еще вчера нас мог напугать маленький чужой из, как не удивительно, первого "Чужого", а сейчас при виде этой кукольной сцены трудно не надорвать живот - иные эпизоды кукольных советских мультфильмов вызывают больше ужаса! Но при всем при этом, первый "Чужой", будучи почти на 10 лет (!) старше второго "Виа" по прежнему смотрится просто потрясающе, местами более чем актуально.
"Впе'гёд, в светлое будущее, това'гищи?!"
Но будем, опять же, справедливы. В "Виа-2" просто малость переборщили. Задумка видимо была грандиозная, намешать в этот раз в несколько крат больше ужаса, показать ад, создать нового сенобита - в общем работы предстояло немало. В результате получилось 50 на 50. Что-то по прежнему мерзко, да и только, а что-то не вызывает никаких эмоций. Встречи с сенобитами главной героини видимо особо по-культовому родны поклонникам "Восставших", и конечно глупости их построения далеко до того, что нас ожидает в следующих сериях, но всё равно "фантазия восхищает".
Кстати, у многих наших читателей возникает вопрос - чегой-то так мало в дилогии "Виа", собственно, самих главных сенобитов?! Первую часть конечно можно объяснить, мол, не они тут в общем-то и главные. Точнее, они конечно короли, "бигбоссы" (не по рангу, конечно, а по пафосу), и всё такое, но фильм о другом - как я писал уже выше, о подлости и грехах за которые надо расплачиваться, о сволочной грешной сущности людей, пушистых котятах, и милых-милых цепях, раздирающих вас на куски. В общем и целом, глубоко. Раздирают. Но вот во второй серии сенобитов по прежнему мало, ориентировочно столько же сколько в первой - зато много всяких прыгулек, чертенят, в 5 раз большей шкатулочек и искрящихся штучек, да и нового сенобита пожалуй вполне хватает. Не помню уже как решили эту дилемму (мы все прекрасно понимаем, что люди пришли смотреть на чертей, а не на то кто с кем кому изменил и стал жрать людей, обрастая кожей) в последующих частях, но во второй это вылилось в ощутимую по балансу проблему - отсутствие в фильме на должном уровне, вроде как, главных "палачей" это вам не хухры-мухры. Представьте себе фильм про Крюгера, где оный появляется на последних 10 минутах, цитирует последний труд Канта и уходит.
Лично мне особенно неприятны последние полчаса фильма, хотя и до них досидеть было нелегко. Ближе к концу сильно выделяется "дарк-фэнтези" составляющая и мы наблюдаем скомканное мельтешение невнятных актрис-девочек в несколько чрезмерно фентезийном аду и около оного, причем надо заметить, мельтешение довольно типичное для хорроров 80-х. Ну ничего, есть например две части "Музея восковых фигур" (кстати первый того же года, что и второй "Виа"),там нечто подобное происходит в финале (неудивительно, что режиссеру Хикоксу затем доверили снимать третий "Виа"), но у фильма целый вагон самоиронии и пародийности, а "Виа", как вы понимаете, игрок с серьезной миной до конца. Сенобит встаёт на защиту девочек и убивает другого, свеженького, сенобита. Ура, искупление, Даг Бредли падает с рассеченным горлом. Тут, казалось бы, и закончить. Но куда уж там. Нас еще ждёт 7 (семь!) куда более отвратительных частей. А в данный момент вроде как готовится перезапуск, прям с первой части. Уже не терпится увидеть, правда, без иронии - в конце концов Баркер воспитывает здоровое влечение к садо-мазо, цепям и кубикам-рубикам. Шучу, конечно. Или нет...
Not art, but fan.
Не ставил целью обидеть и/или задеть поклонников "Восставших из ада". Всего лишь типичные жж-размышления, типичного жж-задрота пользователя. Культовым фильм стал конечно не на пустом месте, но на мой взгляд не вполне заслуженно. Впрочем, а так ли уж много действительно значительных и по-настоящему заслуженных хорроров, что называется, на века. Лично у меня вспоминается сугубо трилогия "Evil Dead", да и только. В случае с "Виа" раздражает попытка к структурно и сюжетно глуповатому ужастику навесить гротескно серьезную мину и псевдоглубокие смыслы, на те самые века. Окончательно мнение о фильме, как всегда, лишь только за Вами. И не думайте, что я забыл о том, что первой место в стане самых глупых и переоцененных фэнтези-хоррорах плотно занимает "Фантазм". Аж в дрожь бросает от одной мысли об этой порождении Вельзевула и Горгоны. Ну о нём, возможно, в другой раз.
Спасибо за внимание.