После просмотра особо стыдно и жалко, что на "Оскар" поедет "шапито" Михалкова.
Прежде всего хочется сказать вслух, что не всё у нас настолько прискорбно в кинематографе, пока еще появляются новые работы таких режиссеров как Хлебников, или Звягинцев, третью полнометражную работу которого я сегодня имел удовольствие посмотреть. Оговорюсь, что предыдущие фильмы режиссера меня не сильно впечатлили. "Возвращение" по-своему просто хороший фильм, тем более как дебют. А "Изгнание" меня, честно говоря, сильно утомило, досматривал с большим трудом, несмотря на отличную операторскую работу.
"Елена" оказался фильмом отчасти подобным предыдущим, неторопливым и мягким, постепенно втягивающим в неспешное повествование. Но также и изрядно отличным - более профессиональным, отточенным, бьющим прямо в цель, заставляющим каждого посмотреться в специальное "зеркало" (в чем-то даже немного "фон Триеровского" толка). Начинается и завершается кино традиционно в духе Тарковского, впрочем не только нашему арт-хаусному кино это свойственно, понятное дело. Пересказывать сюжет я не стану, т.к. вы рискуете потерять удовольствие от просмотра. Надо отметить, что дело не в его необычности и прочем эдаком - просто в данном случае сюжет как с виду простенький, но невероятно цепкий каркас удерживает большую картину небольших деталей, символов, и в целом видимо "Елена" из таких фильмов, которые нужно смотреть не слушая и не читая никого до просмотра.
Ну если вдруг вы всё таки начали читать моё мнение, то не переживайте - времени я постараюсь занять немного.
К чему можно теоретически придраться?! Давайте попробуем. На мой взгляд лишь к двум пунктам.
- Затяжные сцены
Конечно вас может даже не просто раздражать, но и бесить, когда показывают по 10 секунд как человек лежит в кровати, затем еще 15 секунд сидит у зеркала, смотрит полминуты реального времени телевизор, и так далее. Честно говоря я и сам не очень люблю такие длинноты, однако в "Елене" удивительным образом они к месту, всегда есть чему зацепиться взгляду, в целом большая их часть мотивирована и оправдана. Да и в конце концов, кому как не любителям арт-хаусного кино уметь различать правильные "паузы" от неправильных. Как оказалось логика у зрителя работает довольно выборочно, особенно если перед просмотром начитаться разных фактов о фильме и его съемках, которые на мой взгляд лишь смазывают впечатления от картины (вроде того, что исполнитель роли Владимира на съемки и вхождение в образ затратил две недели, мол, чего ж так мало).
- Простой сюжет/Мало действия, и так далее
Вероятно вообще тема "простоты" сюжетов сродни размышлений о том, каков минимум нот полагается выдающемуся музыкальному произведению. Звягинцев "пишет" длинными мазками, и вроде бы получается с виду (если к тому же смотреть на ходу, не вникая) что-то простое, тем более этому способствует реалистичная бытовая тема (подкрепленная прямыми "цитатами" современных тв-программ, дебилизирующих население). Однако стоит присмотреться - в этом фильме хватает настоящего, не надуманного смысла, символов - всё очень органично переплетается, без лишнего цирка и извращений.
Фактически все актеры в фильме на своих местах, отличные попадания в типажи. Удалась как главная героиня, так и её муж, ужасны в своем "великолепии" и её сын со своей семьей. Отдельно стоит упомянуть и дочь мужа Елены - хорошо проработанный образ, не просто тупое зачитывание, казалось бы простой, роли.
Ко всему прочему фильм обладает отличной музыкальной темой (как никак, постарался сам Филип Гласс), пусть минималистичной (что впрочем и является особенностью таланта композитора) и редкой, но когда она появляется сердце сразу же ёкает и замирает в беспокойстве.
В этом плане, под пресловутую музыкальную тему, особенно хорошо врезается в память финал, после которого есть о чем подумать, хочется промотать и вспомнить некоторые эпизоды в голове - в общем, что как не это свидетельство того, что фильм вышел более чем занимательным и глубоким. В целом сюжет лично меня на протяжении всего фильма не раз заставлял вспоминать о Достоевском - жесткая мотивация у всех героев, много едкой психологии, да и в целом образы и главная дилемма, так сказать, трагедия Елены (как, всё таки, ключевого персонажа) проработаны бесподобно.
Напоследок упомяну, что фильм более чем достойно смотрится в кинотеатре, есть что поразглядывать, на что обратить внимание во время того как Звягинцев неспешно пишет своё полотно, в котором каждый к своему ужасу может даже отчасти приметить самого себя.
P.S. Кстати,
вот здесь занятное небольшое интервью с режиссером - рекомендую.