Его оружием были "кошка" и якорь

Sep 22, 2020 10:24





Лучший русский ас-истребитель в Первой мировой войне Александр Казаков, 1915 год, Польша

Александр Александрович Казаков (1889 - 1919) - наиболее результативный воздушный ас России в первой мировой войне. 16 (по другим подсчетам 17) воздушных побед.

На фото Казаков на фоне своего Morane-Saulnier, после первой воздушной победы. Так как его самолет был невооруженным, то немецкий Альбатрос он сбил тараном, вторым в истории после Нестерова, и первым в истории тараном, при котором летчик остался жив.



Хотя, что-то наподобие оружия у него было. Из представления к награждению Казакова Георгиевским оружием:
«За доблестный подвиг 18 марта 1915 г., выразившийся в том, что по собственному почину взлетел у с. Гузов на своем аппарате, погнался за германским аэропланом, производившим разведку в нашем тылу и бросавшим бомбы в Гузовский аэродром, настиг его близ усадьбы Воля-Шидловская и хотя не успел опрокинуть врага особым якорем, сбил его, с явной опасностью для собственной жизни, ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятельского, в результате чего было прекращение противником разведки и метания бомб».

Под "особым якорем" понималось приспособление, изобретенное Козаковым в начале осени 1914 года. Оно представляло собой стометровый стальной трос, на одном конце которого была «кошка», а на другом - гиря. В самолёте трос наматывался на катушку лебедки так, чтобы перед взлётом и груз, и якорь были прижаты к обшивке и не могли ни за что зацепиться. Перед атакой лётчик крутил рукоятку лебедки, выпуская трос и спуская вниз якорь, но груз при этом оставался прикреплённым к самолёту. В бою необходимо было пролететь точно над вражеским самолетом с небольшим превышением над ним, чтобы кошка могла бы зацепиться за крыло или фюзеляж. От рывка в момент зацепа крепление гири должно было отстегнуться (позже изобретатель приспособил для этого специальный резак), а затем под её тяжестью трос мог "намотаться" на самолёт противника и привести его к катастрофе. На фото два техника рядом с Казаковым как раз держат в руках "кошку" и гирю.

Но в бою все пошло не по плану. Из объяснений Казакова:
Проклятая кошка зацепилась и болтается под днищем самолёта. Что было делать? Два фронта, сорок тысяч глаз - русских и немецких - смотрели на нас из окопов. Уйти, не сделав ничего, находясь в нескольких метрах от противника - позор перед этими двадцатью тысячами русских глаз. Тогда я решил ударить "Альбатрос" колесами… Недолго думая, дал руль вниз… Что-то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего "Морана". "Альбатрос" наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья и полетел камнем вниз… Я выключил мотор - одной лопасти на моём винте не было.
Казаков спокойно спланировал и сел на своей территории.

Взял здесь

Война, Интересное, Россия, Авиация

Previous post Next post
Up