Давненько я ничего не писала о наших путешествиях, у меня даже не выложена весенняя Германия, а на носу уже маячит зимняя Барселона. Поездка в Барселону будет сложной - мы летим из Вильнюса, а так как у нас неожиданный финансовый кризис, то в Вильнюс мы едем своим ходом на своей машинке. На следующей неделе уже идем получать свежую визу.
А пока хочу рассказать вам про мейсенский фарфор.
Посетить городок Мейсен мы хотели не только из-за красивого замка Альбрехтсбург с его великолепными видами на Эльбу, но и из-за знаменитого фарфора.
Мейсенская мануфарктура - первое в Европе производство белого фарфора
Все изделия маркируются фирменным знаком: скрещенные мечи. Скрещённые синие мечи - эмблема саксонского фарфора Meissen с почти трёхсотлетней историей - это один из самых престижных логотипов среди поклонников изысканной роскоши. Этот товарный знак наносится вручную на каждое фарфоровое изделие майсенской мануфактуры с 1722 года кобальтовой краской под глазурью.
Первая в Европе фарфоровая мануфактура Мейсен была основана в 1710 году, вскоре после открытия секрета изготовления твердого фарфора в Саксонии алхимиком Иоганном Фридрихом Бёттгером (1682-1719) в содружестве с учёным Эренфридом Вальтер фон Чирнхаузом (1651-1708).
Графу фон Чирнхауз, основателю стекольных заводов, в 1704 г. было поручено контролировать деятельность Бёттгера - его по указу правителя Саксонии Августа Сильного содержали как пленника в Мейсене. Август Сильный поручил Бёттгеру получить золото, однако эти опыты не увенчались успехом. Правитель разрешил Бёттгеру открыть мастерскую по производству твёрдого фарфора. Через два года совместной работы с Чирнгаузом, в 1709 г., им был открыт его состав. Твёрдый фарфор сходен по своим характеристикам с китайским фарфором, его основные компоненты - это каолин (фарфоровая глина) и китайский камень (разновидность полевого шпата), в дальнейшем использовался полевой шпат.
Одно из первых изображений фарфора Meissen запечатлено на картине «Шоколадница» кисти Жана Этьена Лиотара.
Для светской Европы мейсенский фарфор сразу же стал предметом культа.
Традиционный круг заказчиков фарфоровой мануфактуры Meissen включает в себя богатейшие семьи Европы и России, а в прошлом среди заказчиков мейсеновского фарфора были Екатерина II, графы Строгановы, князья Юсуповы, Карл Фаберже, многие коронованные особы Европы. Шедевры фарфоровой мануфактуры Meissen находятся в коллекциях самых известных музеев мира, в том числе в Эрмитаже.
По некоторым сведениям, в 1770 году в Россию было ввезено 40 % всего экспорта фарфора Meissen. В конце XVIII века на мануфактуре Meissen были выделены специальные дни для производства товара для России. В условиях необычайно высокого спроса на мейсенский фарфор во многих городах России в конце XVIII века были созданы постоянные склады мейсенского фарфора. Они находились в Петербурге, Москве, Киеве, Митаве, Полтаве, Ревеле и других городах.
Мы посетили не только музей. Но и прослушали экскурсию: нам показали как изготовляется фарфор по этапам: от гончара до обжига. Показали как все изделия раскрашиваются до глазурования, рассказали о рисунках для разных стран. Даже малышам было интересно
Мейсенский фарфор не теряет своей ценности для коллекционеров и в наши дни. Многовековое наследие Meissen тщательно берегут её мастера, способные выпускать множество видов изделий из фарфора, ни в чём не уступающих оригиналу. Разница между новыми и старинными фарфоровыми изделиями практически незаметна. В наши дни, как и 300 лет назад, весь мейсенский фарфор создаётся вручную. Краски для росписи фарфора смешивают вручную в соответствии с рецептом, которому уже несколько сотен лет.
По информации Meissen, при создании мейсенского фарфора используются около 10 000 оттенков красок. Рецепты красок хранятся в строжайшей тайне. На фарфоровой мануфактуре Meissen производится около 175 000 типов фарфоровых предметов.
В собрании Meissen хранится 200 000 моделей майсенского фарфора разных периодов.
После Второй мировой войны фабрика Мейсен должна отойти Советскому Союзу в счет репараций, т.е. фактически прекратить свое существование. В надежде спасти фабрику, главный инженер, заменивший сбежавшего директора, пришел на прием к Екатерине Катуковой, жене начальника Советской военнной администрации в Саксонии, и попросил не вывозить производство из города, а выдать 100 гр. сусального золота для производства 50 сервизов для Советского Союза. Катукова передала просьбу мужу, а он, в свою очередь Сталину. “Отец народов”, страстный поклонник классики, распорядился выдать 300 граммов золота и заказал 100 сервизов. Фабрика осталась в городе, с тех пор там висит памятная табличка “Фрау Катукова спасла фабрику”.
В музее есть раздел современного искусства, фарфор в виденьи разных художников: вот, например, что можно сотворить из бракованных чашечек
Или разные пошленькие сценки
Экспозиция огромная! каждый найдет что порассматривать. Генке вот понравилась скульптурка под кодовым названием "жаба душит"
А мне разнообразные тарелочки
У меня много фото если интересно, можно посмотреть здесь кусочек:
https://picasaweb.google.com/117522602109711252438/JlCECE?authuser=0&authkey=Gv1sRgCMzb0-zavdOQqgE&feat=directlink