Гробница этрусского принца. Краткий рассказ о том, как пишется история.

Jan 13, 2014 16:07

Оригинал взят у abintra2 в Гробница этрусского принца. Краткий рассказ о том, как пишется история.

В 20х числах сентября 2013 г., в районе Тарквинии было обнаружено очередное этрусское захоронение.  Захоронение было датировано 610-600 до н. э. и было совершенно нетронутым: церемониальные предметы, керамика, ювелирные украшения, оружие, -- все было на месте.

Вход в гробницу:




Внутри было 2 каменных платформы: одна -- большая, со скелетом и копьем, а другая -- поменьше, с частично кремированными человеческими останками:


Темное пятно между скелетом и стеной -- наконечник копья:


Керамика:


Блюдо с остатками еды:




Бронзовая коробочка (справа-сверху от блюда на предыдущем фото).  Коробочка, как показал анализ, на 200 лет старше скелетов:


Крышка коробочки, возможно, изготовлена из щита. Внутри, как показал рентгеновский снимок, -- бронзовые и серебряные иглы и нитки.


Как это обычно бывает, скелет с копьем тут же нарекли воином, а обгоревшие останки -- его женой.  СМИ  на все лады подхватили сенсацию:  "Найдено захоронение этрусского принца!"

http://ag-romano.com/news/news_post/etrusskaya-grobnica-v-tarkvinii (на русском)

http://www.huffingtonpost.com/2013/09/24/etruscan-prince-tomb-warrior-italy_n_3977265.html (англ.)

http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/italy/10328047/Italian-archaeologists-hail-discovery-of-Etruscan-warrior-princes-tomb.html (англ.)

http://blogs.discovermagazine.com/d-brief/2013/09/26/etruscan-tomb-reveals-ancient-societys-lost-secrets/#.UtQpuP1ZW8M (англ.)

Некоторые даже высказали догадку, что уцелевший скелет с копьем мог бы принадлежать самому Луцию Тарквинию Приску .

Профессор Алессандро Мандолези, который возглавлял раскопки был очень доволен находкой и сказал, что она сулит новые открытия об этруссках.  В этом он, действительно, был прав.  "Новые открытия" не заставили себя ждать. Как показал остеологический анализ скелетов, проведенный 26 сентября, 2013, нетронутый скелет с копьем принадлежит женщине, а кремированный, на маленькой платформе -- мужчине.  Чем не открытие!  Однако, если вы, дочитав до этого места, подумали, что СМИ опять подхватили сенсацию и разразились сообщениями о том, что этрусский принц с копьем -- вовсе никакой не принц а принцесса-воин, то мне прийдется вас разочаровать.  Ничего такого не последовало.  Некоторые, конечно, отозвались в духе "принц-принцесса, не поймешь их",  но с гораздо меньшим энтузиазмом, чем о принце-воине. А Мандолези довольно быстро оправился от конфуза:

‘’Non è usuale trovare un corpo di una donna con una lancia, - spiega Mandolesi - per questo motivo, all’inizio, si era pensato al ritrovamento di un guerriero. Dopo aver avuto i risultati delle analisi antropologiche sullo scheletro e dopo aver trovato la sepoltura dell'uomo, abbiamo avuto un quadro più chiaro di quanto avevamo rinvenuto. La lancia, con molta probabilità, era stata posta come simbolo di unione tra i due defunti’’.

Мой перевод примерно такой:

"Захоронение женщины с копьем -- довольно необычное явление, и по этой причине, вначале было решено, что это воин.  После того, как мы получили результаты антропологического анализа останков, -- картина прояснилась.  Это копье, с большой вероятностью, было туда помещено как символ союза между усопшими."

Если кто-то из читающих мой блог хорошо владеет итальянским, вот более подробная ссылка:

http://www.viterbonews24.it/foto/e-di-una-donna-lo-scheletro-trovato-tomba-etrusca-nviolata-_30573_38915.htm#news

На русском можно почитать здесь:

http://vestinauki.ru/2603-v-grobnitse-etrusskogo-printsa-okazalas-printsessa-voin

С каких херов Почему вдруг копье, лежащее рядом только с одним из скелетов, из оружия превратилось в "символ союза", Мандолези не объясняет.  Так уж повелось, что ученые мужи-археологи вместо объяснений и доказательств с большей охотой ссылаются на свои ученые степени и на интерпретации своих предшественников, чем на факты и здравый смысл, а если их совсем уж прижать -- высасывают "доказательства" из своего хуя пальца.  О том же, кому и за что в XIX-XX вв. ученые степени в этой области полагались, а кому -- нет, можно написать не один пост, и я, может, даже когда-нибудь об этом напишу, но пока что речь не об этом, а а том, как пишется наша история и о чем нужно знать при прочтении очередных замудных заумных интерпретаций артефактов.

Подробный анализ костей, ДНК, радиоуглеродное датирование -- сравнительно новые методы, используемые современными археологами.  До их изобретения анализ раскопок и идентификация обнаруженных в них людей проводилась исключительно на основании сопутствующих им артефактов, которые чаще всего интерпретировались археологами-мужчинами сквозь призму своего мужского сознания.  Это им мы обязаны такими клише как "оружие = воин", "бусы и благовония = женщина".  Эти клише берут начало еще в работах археологов Викторианской Англии, которые, будучи продуктами своей среды, по-другому мир себе просто не представляли.

Следующие поколения археологов чаще всего просто тупо ссылались на своих предшественников и, если какие-то факты не укладывались в привычную схему поступали следующим образом:

1) объявляли их неподдающимися интерпретации;

2) подгоняли факты под теорию, придумывали удобные объяснения, такие, как, например, объяснение Мандолези про копье как символ союза;

3) объявляли, что данное явление "нетипичное" и "редкое" и что "на самом деле" все было именно так, как давно уже описано в привычной схеме с типичными М и Ж клише и "традиционными" М и Ж ролями.

Что все это означает на практике?  Примерно следующее.  Если, к примеру (довольно абстрактному и упрощенному примеру), найдено 100 захоронений со 100 скелетами с оружием, все 100 автоматически будут считаться М.  Если на одном из них будет большими русскими буквами написано однозначно указано, что это не М, а Ж, мы получим "исключение из правил" или то самое "нетипичное" и "редкое" явление.  Ведь, как рассказал нам Мандолези, "Захоронение женщины с копьем -- довольно необычное явление, поэтому… "  Что поэтому?  Да что угодно!  Что Ж не может быть воином, занимать руководящий пост и вообще быть кем-либо, кроме инкубатора, сексуального объекта, бесплатной прислуги, спутницы жизни М.  Нужное подставить.   Кстати, даже если Мандолези или другие археологи подробно исследуют опишут кто такая эта этрусская принцесса с копьем и что это за таинственная бронзовая коробочка рядом с ней, не факт, что этот анализ тут же попадет в СМИ.  Может и вообще никогда не попасть. Поэтому, часто так бывает, что не-специалисты, люди, которые только время от времени интересуются археологическими находками дальше сенсации  "Найдено захоронение этрусского принца!" никакой информации не получают.  Таким образом, в их сознании прочно оседает стереотип о том, что женщина с копьем -- явление редкое.

В то время как вышеописанная схема интерпретации раскопок неплохо накладывается на патриархальные общества (Античная Греция, Римская Империя, регионы с христианской или любой другой патриархальной религией), она совершенно не годится для описания и понимания других, отличных от нашей, культур.  Именно поэтому, когда речь заходит о цивилизации Майя, например, мы то и дело слышим об "исключениах из правил" и "сенсациях", таких как женщина-воин, женщина-правительница, женщина-божество.  К слову сказать, к настоящему времени, в одной только культуре Майя подобных "исключений"  накопилось столько, что давно пора уже принять их за обычное явление.  Нет никаких оснований считать, что и в доисторической Европе дела не обстояли таким же образом.  Ведь мы до сих пор точно не знаем, сколько на самом деле скелетов с оружием было М и сколько Ж, а многие древние языки (минойский, например) до сих пор не расшифрованы.

К счастью, сегодня в нашем распоряжении есть новейшие методы судебной антропологии (для точного установления фактов), интернет (для массового распространения правдивой информации) и женщины-археологи (для критического переосмысления мудской археологии), а значит есть надежда, что уже наши дочери смогут читать другую историю, историю о том как все было НА САМОМ ДЕЛЕ а не "на самом деле".

феминизм, гендер

Previous post Next post
Up