(no subject)

Sep 09, 2016 13:59

Труби - Анатомия рассказа 0068
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

@@не вычитывалось

СИМВОЛ ДЛЯ МИРА ИСТОРИИ

В главе 6 мы говорили о нескольких методиках, которые помогают создать мир истории. Некоторые из этих методик (миниатюра, например) являются еще и методиками работы с символами. Одной из важнейших функций символа является включить в себя весь мир, заключить все его силы в единый понятный образ.
У природных миров - острова, горы, леса и океана - есть врожденная символическая сила. Но вы можете привязать к ним дополнительные символы, чтобы усилить или изменить значение, которое в них обычно видит аудитория. Один из способов это сделать - наполнить место волшебством. Где такое можно увидеть:
остров Просперо («Буря» (https://www.google.ru/search?q=The+Tempest+play));
остров Кирки («Одиссея» (https://www.google.ru/search?q=The+Odyssey));
лес в «Сон в летнюю ночь» (https://www.google.ru/search?q=A+Midsummer+Night%27s+Dream));
Арденнский лес в «Как вам это понравится» (https://www.google.ru/search?q=As+You+Like);
Чёрный лес в «Гарри Поттер» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%B8_%D0%9F%D0%BE%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80_%28%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%29); (@@надеюсь, речь про Чёрный лес, а не про что-то другое)
Лотлориен в «Властелин колец» (https://www.google.ru/search?q=The+Lord+of+the+Rings).

Строго говоря, волшебство - это не символ, а альтернативный набор законов, по которым работает мир. Но превращая место в волшебное, вы делаете с ним то же самое, что прикрепляя символ. При этом смысл концентрируется, дает миру что-то вроде силового поля, которое захватывает внимание аудитории.
Вы можете создавать символы, которые изображают эти сверхъестественные силы. Отличный пример - «Во власти луны».

«Во власти луны» (https://www.google.ru/search?q=moonstruck)
(Джон Патрик Шэнли, 1987)
Джон Патрик Шэнли использует луну, чтобы показать судьбу, как нечто физически существующее. Особенно это полезно в любовной истории, когда речь идет не об отдельных персонажах, а о любви между ними. Аудитория должна понять, насколько сильна эта любовь, и насколько будет печально, если это чувство будет разрушено. Один из способов донести это до аудитории - показать, что судьба определяется силами куда более могущественными, чем эти люди. Шэнли связывает двоих главных героем, Лоретту и Ронни, с луной, показывая, что с самого начала Лоретте не везет в любви. Это создает ощущение, что в дело замешаны какие-то высшие силы. Дед Лоретты рассказывает старикам, что женщину к мужчине приводит луна. За обедом дядюшка Лоретты, Рэймонд, рассказывает историю о том, как Космо, отец Лоретты, ухаживал за ее матерью Розой. Проснувшись однажды ночью, Рэймонд увидел огромную луну. Выглянув в окно, он заметил, как стоящий на улице Космо смотрит в сторону спальни Розы.
Шэнли потом использует прием «разрезать и склеить», чтобы всю семью поместить под власть луны и объединить любовью. Вскоре и Роза видит огромную полную луну; Лоретта и Ронни смотрят на нее, стоя у окна после первой романтической встречи; Рэймонд просыпается и говорит жене, что снова вернулась огромная луна Космо. Давно уже будучи супругами, они предаются любви. Вереница событий заканчивается тем, что дедовские собаки воют на луну, освещающую город. Луна становится генератором любви, окутывающей весь город светом и волшебной пыльцой.

Также вы можете создать символ для истории, в которой мир переходит от одной стадии развития общества к другой, скажем, от деревни к городу. Социальные силы чрезвычайно сложны, так что символ может оказаться очень ценным, чтобы сделать их цельными, ощутимыми, понятными.

«Она носила желтую ленту» (https://www.google.ru/search?q=She+Wore+a+Yellow+Ribbon)
(сюжет: Джеймс Уорнер Белла; сценарий Фрэнк Ньюджент и Лоренс Столлингс, 1949)

Сюжет посвящен последним дням капитана перед отставкой из кавалерийских войск где-то далеко на западе в 1876 году. Проводится параллель между концом службы капитана и концом фронтира (мира-деревни), воинскими ценностями, которые за ним стоят. Чтобы более четко показать аудитории происходящие перемены, сценарист ы Фрэнк Ньюджент и Лоренс Столлингс используют в качестве символа буйвола. Большой шумный сержант, выходящий в отставку за несколько дней до капитана, празднует это за выпивкой в местном салуне. Он говорит бармену: «Старые времена уходят навсегда... Ты уже знаешь, что буйволы возвращаются? Целыми стадами». Но аудитория знает, что буйволам не суждено жить долго, да и люди, вроде капитана и сержанта тоже исчезнут навсегда.

«Однажды на Диком Западе» (https://www.google.ru/search?q=Once+upon+a+Time+in+the+West)
(сюжет: Дарио Ардженто, Бернардо Бертолуччи и Серджио Леоне; сценарий: Серджио Леона и Серджио Донати, 1968)

Этот масштабный, драматический вестерн начинается с убийства мужчины и его детей в доме где-то в глуши. Его жена, найденная по через брачное агентство, приезжает в дом уже вдовой и владелицей участка посреди американской пустыни, который ничего не стоит. Перебирая вещи покойного мужа, она находит игрушечный город. Игрушка является как миниатюрой, так и символом будущего - моделью города, который виделся покойному, который должен был появиться с созданием железной дороги.

Новый кинотеатр «Парадизо» (https://www.google.ru/search?q=Cinema+Paradiso)
(сюжет: Джузеппе Торнаторе; сценарий: Джузеппе Торнаторе и Ванна Паоли, 1989)

Кинотеатр служит символом как всей истории, так и символом мира. Это кокон, в который люди уходят чтобы пережить магию кино, одновременно создавая собственное общество. Но маленький городок превращается в большой город, кинотеатр угасает, постепенно уступая место парковке.
Утопия умирает, общество так же раскалывается и умирает. Кинотеатр показывает способность символа концентрировать смысл и заставлять аудиторию плакать.

«Матрица» (https://www.google.ru/search?q=matrix+movie)
(Энди и Ларри Вачовски, 1999)
«Телесеть» (https://www.google.ru/search?q=Network+movie)
(Пэдди Чаефски, 1976)

Если сюжет разворачивается в чем-то настолько большом, как общество или организация, символ оказывается практически необходим, чтобы достучаться до аудитории. И «Матрица», и «Телесеть» частью своего успеха обязаны символу, представляющему как их сюжет, так и мир. Слова «матрица» и «сеть» обозначают нечто цельное, но состоящее из сплетения сдерживающих нитей. Эти символы заранее говорят аудитории, что она входит в сложный мир, в котором действуют многие силы, некоторые из которых скрыты. Зрителей предупреждают, что не стоит пытаться сразу все разгадать, а также обещают, что обязательно последуют удивительные открытия.

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up