Труби - Анатомия рассказа 0058

Feb 12, 2016 10:00

Труби - Анатомия рассказа 0058
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

@@не вычитывал

СВЯЗЬ МЕЖДУ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ГЕРОЯ

Первый шаг в построении мира истории - определить ключевые визуальные противопоставления, основанные на персонажах и ценностях. Второй шаг - найти крайние точки развития героя.
Примерно так же мы работали, создавая персонажей. Тогда мы начали с наброска сети персонажей, так как каждый из них помогает определить остальных через контраст и сходство. Затем, сосредоточившись на герое, мы посмотрели сначала на диапазон его перемен, начав с конечной точки (осознания), вернулись к началу (слабости и потребности, желанию), затем создали структурные шаги между ними. Мы делали так, поточу каждая история - путешествие ради получения знаний, которое совершает герой. Автору нужно заранее знать цель путешествия, еще до того, как сделан первый шаг.
Точно так же вам стоит действовать, работая над миром истории. Мы уже познакомились с несколькими примерами визуальных противопоставлений в мире, глядя на сеть персонажей. Теперь сосредоточимся на переменах в герое, чтобы увидеть, каким мир должен быть в начале и конце истории.
Во многих историях перемены заключаются в движении от рабства к свободе. Если так и в вашей истории, то мир тоже будет меняться от рабства к свободе. Посмотрим, как совпадают перемены в персонаже и мире.
Персонаж оказывается в рабстве преимущественно из-за психологической и нравственной слабости. Мир порабощает (или дарит свободу), основываясь на отношениях трех основных элементов:
* земля (природные условия)
* люди (рукотворные пространства)
* технологии (инструменты)
и того, как они воздействуют на вашего героя. Сочетая эти элементы уникальным образом, вы определяете суть мира истории.
* Начало (рабство): Земля, люди и технологии существуют в неравновесной системе, каждый преследует свои цели, каждый сведен до животного, вынужден сражаться за скудные ресурсы, либо выступает в роли шестеренки, обслуживающей огромную машину. Это мир победившего рабства, в предельном случае - антиутопия, ад на земле.
* Конец (свобода) Земля, люди и технологии существуют в равновесии (как вы себе его представляете). Сформировалось общество, в котором личность может развиваться свободно, пользуясь поддержкой окружающих. Это мир победившей свободы, в предельном случае - утопия, рай на земле.

Кроме рабства-антиутопии, свободы-утопии, есть еще один тип мира, который вы можете создать в начале или конце истории: кажущаяся утопия. Этот мир кажется идеальным, но лишь на поверхности. Внутри он испорчен, лишен свободы. Все отчаянно пытаются сохранить иллюзию благополучия, скрывая психологическую и нравственную катастрофу. Эта техника используется в начале «Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential) и «Синий бархат» (https://www.google.com/search?q=Blue+Velvet).

Зачем создавать разные типы миров? Чтобы соединить их с вашим героем. В большинстве историй есть прямая связь между героем и миром. Например, порабощенный герой живет в мире рабства, свободный герой живет в свободном мире, либо создает его.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: в большинстве историй, которые вы напишете, мир будет являться физическим выражением вашего героя, его развития.

В рамках этой методики мир помогает вам обрисовать главного персонажа через структуру истории. Он показывает его потребности, ценности, желания (как дурные, так и положительные), приключения, с которыми он сталкивается. Раз в большинстве историй герой сначала порабощен в каком-то смысле, вам стоит сосредоточиться именно на рабстве.

КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: спросите себя, как мир рабства выражает основную слабость моего героя? Мир должен воплощать, подчеркивать, заострять слабость героя, либо являться ее доведенным до предела продолжением.

Например, в детективных историях, криминальных, триллерах, часто имеется тесная связь между слабостью героя (если она есть) и «опасными улицами», либо миром рабства, в котором приходится действовать герою.

«Головокружение» (https://www.google.ru/search?q=vertigo+movie)
(роман Пьера Буало и Томаса Нарсежака, сценарий Алека Коппела и Сэмюэла Тэйлора, 1958)

Мир «Головокружения» подчеркивает психологическую слабость героя сценой, с которой начинается. Преследуя преступника по крышам Сан-Франциско, Скотти оступается и едва не падет с высоты пятого этажа, удержавшись лишь кончиками пальцев. Он смотрит вниз и на него накатывает головокружение. Полицейский-напарник, пытаясь помочь ему, падает и разбивается, из-за чего до конца истории Скотти мучается от чувства вины. Прием, подчеркивающий слабость героя, повторяется потом еще раз, когда головокружение не дает Скотти подняться на башню и спасти от самоубийства женщину, которую он любит. Прием служит основным источником сюжетной силы «Головокружения»: убийца использует слабость детектива, чтобы убийство сошло ему с рук.
Создавая мир рабства, вы подчеркиваете или выражаете слабости героя, что так же может быть полезно в драме или мелодраме.

«Бульвар Сансет» (https://www.google.ru/search?q=Sunset+Boulevard)
(Чарли Брэкетт, Билли Уайлдер, Д. М. Маршмен-мл., 1950)

Здесь слабость героя - страсть к деньгам и роскоши. Вскоре оказывается так, что он прячется в ветшающем особняке стареющей кинозвезды, которая готова сорить деньгами, пока он выполняет ее желания. Подобно вампирам, кинозвезда и ее особняк присасываются к герою, омолаживаясь, пока тот погружается в роскошное рабство.

«Трамвай «Желание» (https://www.google.ru/search?q=A+Streetcar+Named+Desire)
(Тэннесси Уильямс, 1947)

Здесь мы видим прекрасный пример того, как мир рабства в начале истории выражает основную слабость героини. Бланш - хрупкая женщина, обманывающая сама себя, которая хочет спрятаться в мечтах о романтике и красивых вещах. Вместо этого она попадает в душную, тесную квартиру сестры и ее грубого мужа. Вместо того, чтобы поддержать ее романтические иллюзии, эта трущоба и ее обезьяноподобный король Стенли раз за разом выступают против Бланш, и та в конце концов не выдерживает.

«Касабланка» (https://www.google.ru/search?q=casablanca+movie)
(пьеса «Все собираются у Рика» Мюррея Барнетта и Джоан Элисон, сценарий Джулиуса Эпштейна, Филипа Эпштейна и Говарда Коха, 1942)

Это любовная история, в которой мир рабства постоянно наносит удары по слабости Рика. Его знаменитый «Американский ресторан Рика» напоминает ему о любви, утраченной в Париже. Ресторан должен приносить деньги, но для этого Рик должен платить вероломному капитану французской полиции. Каждый уголок бара показывает Рику, как он погряз в эгоистическом цинизме, когда миру нужны герои и вожаки.

Фантастика - другая форма повествования, усиленно использующая этот прием, соединяя мир рабства со слабостью героя. В хорошей фантастике герой всегда сначала находится в какого-то рода обыденном мире, испытывая психологическую или нравственную слабость. Эта слабость - причина, по которой герой не видит всего потенциала родных краев, из-за чего он стремится в мир своей мечты.

«Поле чудес» (https://www.google.ru/search?q=Field+of+Dreams)
(Роман «Босой Джо» Уильяма Патрика Кинселла, сценария Фила Алдена Робинсона, 1989)

Наш герой, Рэй, живет на ферме в Айове, рядом с городом, в котором хотят запретить книги. Он устраивает площадку для игры в бейсбол на своей земле, не обращая внимания на других фермеров, которые считают это безумием, и зятя, считающего, что ферма должна приносить деньги. Потребность Рэя - сделать что-то, к чему у него лежит душа, а также примириться с покойным отцом. Обустройство бейсбольного поля (что возвращает к жизни звезду бейсбола Джо Джексона) создает утопический мир, в котором Рэй может жить и даже последний раз пообщаться с отцом.

«Мэри Поппинс» (https://www.google.ru/search?q=Mary+Poppins)
(книги П. Л. Трэверс, сценарий Билла Уолша и Дона ДаГради, 1964)

Здесь дом является клеткой, чем-то ограничивающим, где руководит властный отец, поклоняющийся часам. Главный герой, Мэри Поппинс (я бы назвал ее странствующим ангелом) - «полное совершенство во всех отношениях», так что слабостей у нее нет. В общем, она помогает остальным осознать собственный потенциал и негативное воздействие окружающего мира. Дети саморазрушительно бунтуют и не видят чудесные миры, лежащие как за порогом, так и в их воображении.
Отец (главный противник) обладает более серьезной слабостью, чем его дети. Он видит мир, как деловое начинание, и несмотря на то, что сам в вымышленные миры не попадает, выигрывает от вмешательства волшебной няни и приключений детей. В результате, бизнес-мир отца меняется достаточно, чтобы он мог запустить воздушного змея вместе с детьми.

Где еще можно увидеть схожую связь межу героем и миром рабства:
«Данди по прозвищу «Крокодил» (https://www.google.ru/search?q=Crocodile+Dundee)
«Музыкант» (https://www.google.com/search?q=The+Music+Man+movie+1962)
«Амели» (https://www.google.com/search?q=Amelie)
«Шоколад» (https://www.google.com/search?q=Chocolat)
«Доброе утро, Вьетнам» (https://www.google.ru/search?q=Good+Morning,+Vietnam)
«Фрикадельки» (https://www.google.ru/search?q=Meatballs+movie)

Как мир истории и герой развиваются вместе

Обратите внимание, что каждый из уже известных нам основных элементов истории (замысел, принцип сборки, семь шагов, персонаж, нравственный довод) работает вместе с остальными, создавая богатую деталями, но совершенно естественную систему, сплоченную ради общей цели. Эта сплоченность очень важна для хорошей истории.
В начале истории все элементы сплетаются воедино и выражают нечто одно. Герой (вероятно) живет в мире рабства, который подчеркивает, увеличивает, высвечивает, продолжает его основную слабость. Затем герой выступает против врага, который способен эту слабость использовать. В главе 8 (Сюжет) (@@нужна ссылка) вы увидите, как другой элемент («призрак») в начале также выражает слабость героя.

Связь между героем и миром тянет от начального рабства до самого конца, через всю его сюжетную линию. В большинстве историй, раз уж герой и мир являются выражением друг друга, развиваются они также вместе. Если герой не меняется (как часто бывает у Чехова), мир тоже не меняется.
Давайте посмотрим на отработанные способы менять героя и мир (либо не менять их) по ходу истории.

Герой: рабство - усилившееся рабство - свобода
Мир: рабство - усилившееся рабство - свобода

Герой сначала существует в мире рабства. Он старается достичь цели, но мир сжимает его, герой терпит неудачу. Затем, через осознание, герой удовлетворяет свою потребность и становится свободен в мире, который также стал лучше из-за действий героя.

Где такую схему можно увидеть:
«Звездные войны» (https://www.google.ru/search?q=Star+Wars) эп. 4-6
«Властелин колец» (https://www.google.ru/search?q=The+Lord+of+the+Rings)
«Вердикт» (https://www.google.ru/search?q=the+verdict)
«Король Лев» (https://www.google.ru/search?q=The+Lion+King+1994)
«Побег из Шоушенка» (https://www.google.ru/search?q=The+Shawshank+Redemption)
«Эта прекрасная жизнь» (https://www.google.ru/search?q=It's+a+Wonderful+Life)
«Дэвид Копперфильд» (https://www.google.ru/search?q=David+Copperfield+novel)

Герой: рабство - усилившееся рабство или смерть
Мир: рабство - усилившееся рабство или смерть

В таких историях герой сначала порабощен собственной слабостью и гнетущим миром. Из-за терзающего душу героя недуга, зависящий от него мир также распадается. Преследуя цель, герой проходит через негативное осознание, которое разрушает как его, так и зависящий от героя мир. Другой вариант: герой оказывается раздавлен миром рабства, который он не способен понять.

Примеры:
«Царь Эдип» (https://www.google.ru/search?q=Oedipus+the+King)
«Смерть коммивояжера» (https://www.google.ru/search?q=Death+of+a+Salesman)
«Трамвай «Желание» (https://www.google.ru/search?q=A+Streetcar+Named+Desire)
«Разговор» (https://www.google.ru/search?q=The+Conversation+movie)
«Конформист» (https://www.google.ru/search?q=The+Conformist)
«Бульвар Сансет» (https://www.google.ru/search?q=Sunset+Boulevard)
«Три сестры» (https://www.google.ru/search?q=три+сестры+пьеса)
«Вишнёвый сад» (https://www.google.ru/search?q=вишневый+сад)
«Сердце тьмы» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_%D1%82%D1%8C%D0%BC%D1%8B)

Герой: рабство - усилившееся рабство или смерть
Мир: рабство - усилившееся рабство - свобода

При таком подходе, используемом в некоторых трагедиях, вы рвете связь между героем и миром в конце истории. Герой проходит через осознание, но слишком поздно, чтобы освободиться. Герой перед смертью или последней неудачей совершает некую жертву, которая освобождает окружающий его мир.

Где такое можно увидеть:
«Гамлет» (https://www.google.ru/search?q=Hamlet)
«Семь самураев» (https://www.google.ru/search?q=The+Seven+Samurai)
«Повесть о двух городах» (https://www.google.ru/search?q=A+Tale+of+Two+Cities)

Герой: рабство - временная свобода - усилившееся рабство или смерть
Мир: рабство - временная свобода - усилившееся рабство или смерть

Здесь герой в какой-то момент в середине истории попадает в подмир свободы. Он мог бы жить в нем, если бы осознал собственную суть. Сделать этого он не может, поэтому двигается дальше, либо осознает качество подмира слишком поздно, что уничтожает героя.

Где такое встречается:
«Дикая банда» (https://www.google.ru/search?q=The+Wild+Bunch)
«Сокровища Сьерра-Мадре» (https://www.google.ru/search?q=The+Treasure+of+the+Sierra+Madre)
«Бутч Кэссиди и Санденс Кид»
(https://www.google.com/search?q=Butch+Cassidy+and+the+Sundance+Kid)
«Танцующий с волками» (https://www.google.ru/search?q=Dances+with+Wolves)

Герой: свобода - рабство - смерть
Мир: свобода - рабство - смерть

Такие истории начинаются в утопическом мире, где герой испытывает счастье, но мир этот уязвив для атак, либо вынужден измениться. Новый персонаж, либо какие-то социальные силы, либо изъян в самом герое заставляют главного персонажа и мир вокруг сделать шаг назад и потерпеть неудачу.

Где такое можно увидеть:
«Король Лир» (https://www.google.ru/search?q=King+Lear)
«Как зелена была моя долина» (https://www.google.ru/search?q=How+Green+Was+My+Valley)
«Смерть Артура» (https://www.google.ru/search?q=Le+Morte+dArthur)
«Экскалибур» (https://www.google.ru/search?q=Excalibur+movie)

Герой: свобода - рабство - свобода
Мир: свобода - рабство - свобода

Герой сначала находится в мире свободы. Далее происходит атака извне или изнутри (из семьи, скажем). Герой и мир сначала делают шаг назад, но потом герой преодолевает проблему и создает более устойчивую утопию.

Где такое можно увидеть:
«Встреть меня в Сент-Луисе» (https://www.google.ru/search?q=Meet+Me+in+St.+Louis)
«Амакорд» (https://www.google.ru/search?q=Amarcord)
в меньшей степени - «Новый кинотеатр «Парадизо» (https://www.google.ru/search?q=Cinema+Paradiso)

Герой: кажущаяся свобода - усилившееся рабство - свобода
Мир: кажущаяся свобода - усилившееся рабство - свобода

В начале история мир кажется утопией, но на самом деле является местом, где присутствуют коррупция и строгая иерархия. Персонажи безжалостно сражаются за победу, часто многие из них гибнут в процессе. В какой-то момент герой побеждает пороки мира, создавая более справедливое общество, либо просто оказывается среди немногих выживших.

Примеры:
«Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential)
«Парк юрского периода» (https://www.google.ru/search?q=Jurassic+Park)
«Великолепные Эмберсоны» (https://www.google.ru/search?q=The+Magnificent+Ambersons)
«Синий бархат» (https://www.google.com/search?q=Blue+Velvet)
Прекрасный вариант такого подхода можно увидеть в «Славные парни» (https://www.google.ru/search?q=goodfellas), гибриде черной комедии и фильма про бандитов. История развивается от кажущейся свободы преступного общества к усилившемуся рабству главного героя и смерти всех его друзей.

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up