Труби - Анатомия рассказа 0054

Feb 03, 2016 10:00

Труби - Анатомия рассказа 0054
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

@@не вычитывал

АРЕНА (ПРОСТРАНСТВО) ИСТОРИИ

Если у вас есть принцип сборки и описание мира истории в одном предложении, нужно найти единую арену, которая определит физические границы мира. Арена - основное пространство разворачивающейся драмы. Это единое место, окруженное какого-то рода стеной. Все, находящееся на арене, является частью истории. Все, что за пределами арены - нет.
Многие писатели, в особенности романисты и сценаристы, ошибочно считают, что раз есть возможность отправиться куда угодно, то нужно ей обязательно воспользоваться.
Это серьезная ошибка, потому что так вы разбиваете единую арену истории, драма начинает буквально растворяться. Если арен у вас много, история получается раздробленной, неорганичной.
Единой ареной куда удобнее управлять в театральных условиях, потому что у вас есть естественное преимущество в виде сцены, обрамленной занавесом. Фильмы и книги расширяют арену, но при этом единое место становится лишь более важным для построения драмы.

Создаем арену

Я не предлагаю вам следовать жесткому аристотелевскому правилу «единства места», которое гласит, что все действия должны происходить в одном месте. Есть четыре основных способа создать единую арену, не лишая при этом историю разнообразия и оживленных действий, необходимых для хорошего произведения.

1. Создайте большой зонтик, разрежьте его, сложите.
При таком подходе вы ближе к началу истории описываете ее внешние границы. Начинаете с большого мира и стены, что отделяет его от всего остального. Затем, по ходу развития истории, сосредотачиваетесь на маленьких мирах внутри арены.
Большой зонтик может быть велик - размером с Великие равнины, с город, открытый космос, океан или, напротив, мал - размером с деревню, дом или бар.
Эту методику можно увидеть тут:
«Касабланка» (https://www.google.ru/search?q=casablanca+movie)
«Чужой» (https://www.google.ru/search?q=Alien+movie)
«Человек-паук» (https://en.wikipedia.org/wiki/Spider-Man_%282002_film%29)
«Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential)
«Матрица» (https://www.google.ru/search?q=matrix+movie)
«Смерть коммивояжера» (https://www.google.ru/search?q=Death+of+a+Salesman)
«Трамвай «Желание» (https://www.google.ru/search?q=A+Streetcar+Named+Desire)
«Мэри Поппинс» (https://www.google.ru/search?q=Mary+Poppins)
«День сурка» (https://www.google.ru/search?q=Groundhog+Day+movie)
«Бульвар Сансет» (https://www.google.ru/search?q=Sunset+Boulevard)
«Нэшвилл» (https://www.google.com/search?q=Nashville+movie)
«Просто кровь» (https://www.google.ru/search?q=Blood+Simple)
«Встреть меня в Сент-Луисе» (https://www.google.ru/search?q=Meet+Me+in+St.+Louis)
«Великий Гэтсби» (https://www.google.ru/search?q=The+Great+Gatsby)
«Шейн» (https://www.google.ru/search?q=Shane+movie)
«Звездные войны» (https://www.google.ru/search?q=Star+Wars)
«Эта прекрасная жизнь» (https://www.google.ru/search?q=It's+a+Wonderful+Life)

2. Отправьте героя в путешествие по пространству, которое при этом меняется по какой-то схеме.
Может показаться, что единая арена при таком подходе разрушается. Если способ используется неправильно, так и есть. Истории про путешествие могут казаться раздробленными, потому что герой проходит через слишком разные, не связанные между собой места, и это представляется раздельными эпизодами.
Вы можете создать ощущение единой арены, по которой путешествует персонаж, если в основе ее будет нечто одинаковое - пустыня, океан, река, пустыня. Но даже при этом стоит постараться сделать путешествие в виде легко прослеживаемой линии и показать, как пространство меняется от начала к концу. Это дает пространству цельный образ.
Где такое можно увидеть:
«Титаник» (https://www.google.ru/search?q=Titanic+movie)
«Дикая банда» (https://www.google.ru/search?q=The+Wild+Bunch)
«Братья Блюз» (https://www.google.ru/search?q=The+Blues+Brothers+movie)
«Трафик» (https://en.wikipedia.org/wiki/Trafic)
«Африканская королева» (https://www.google.ru/search?q=The+African+Queen)

3. Отправьте героя в круговое путешествие по одному и тому же пространству.
Этот подход работает примерно так же, как предыдущий, только в конце герой возвращается домой. У вас при этом нет преимущества направленной линии, дающей аудитории чувство определенного пути. Но если герой выходит из дома и в него возвращается, оказываясь в начальной точке, вы можете подчеркнуть перемены героя миром, который остался прежним.
Где можно увидеть путешествие по кругу:
«Волшебник страны Оз» (https://www.google.ru/search?q=The+Wizard+of+Oz)
«Улисс» (https://www.google.ru/search?q=ulisses+novel)
«В поисках Немо» (https://www.google.ru/search?q=Finding+Nemo)
«Кинг Конг» (https://www.google.ru/search?q=king+kong+1931)
«Дон Кихот» (https://www.google.ru/search?q=Don+Quixote)
«Большой» (https://www.google.ru/search?q=big+movie+1988)
«Сердце тьмы» (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B4%D1%86%D0%B5_%D1%82%D1%8C%D0%BC%D1%8B)
«Красавчик Жест» (https://www.google.ru/search?q=Beau+Geste+movie)
«Унесенные» (https://www.google.ru/search?q=Swept+Away)
«Избавление» (https://www.google.ru/search?q=deliverance+movie)
«Приключения Гекльберри Финна» (https://www.google.ru/search?q=Adventures+of+Huckleberry+Finn)
«Поле чудес» (https://www.google.ru/search?q=Field+of+Dreams)
«Алиса в стране чудес» (https://www.google.ru/search?q=Alice+in+Wonderland)

4. Сделайте героя рыбой, выброшенной на берег.
Сначала поместите героя на одну арену. Пускай он проведет там достаточно времени, чтобы показать имеющиеся у него таланты, приспособленные именно к этому миру. Затем без путешествия резко перенесите героя во второй мир, чтобы показать, что имеющиеся таланты, кажущиеся тут чужеродными, работают так же хорошо.
Где такое можно увидеть:
«Полицейский из Беверли-Хиллз» (https://www.google.ru/search?q=Beverly+Hills+Cop)
«Данди по прозвищу «Крокодил» (https://www.google.ru/search?q=Crocodile+Dundee)
«Черный дождь» (https://www.google.ru/search?q=Black+Rain)
В меньшей степени, но всё равно важно:
«Свидетель» (https://www.google.ru/search?q=Witness+movie)
«Танцующий с волками» (https://www.google.ru/search?q=Dances+with+Wolves)
Строго говоря, истории «рыба на берегу» происходят на двух раздельных аренах, а не на одной. Соответственно, часто они воспринимаются, как истории из двух частей. Вместе их удерживает герой, использующий одни и те же навыки, так что аудитория чувствует, что хотя арены и кажутся разными, по сути они одинаковы.
Важный момент при использовании этой методики - не стоит слишком долго задерживаться на первой арене. Первая арена - лишь разбег перед основной историей, которая разворачивается на второй арене. Первую арену можно считать выполнившей свою функцию, как только вы показали навыки героя в этом мире.

Противопоставление на арене

Не создавайте персонажей, чтобы наполнить мир истории, каким бы замечательным он ни был. Создавайте мир истории, чтобы проявить, выразить своих персонажей, в особенности - героя.
Так же, как вы определили сеть персонажей, наладив противопоставление персонажей, определите мир истории на арене, установив визуальные противоположности. Чтобы сделать это, вернитесь к противопоставлению персонажей и присущих им ценностей.
Посмотрите на сеть персонажей, на способы, которыми персонажи борются друг с другом. Обратите особенное внимание на конфликт ценностей, потому что главные персонажи сражаются именно из-за ценностей. Из этих противопоставлений вы и выведете визуальные противоположности физического мира.
Определяя противоположности, выберите три-четыре главных. Давайте посмотрим на примерах, как визуальные противоположности выводятся из противопоставления персонажей.

«Эта прекрасная жизнь» (https://www.google.ru/search?q=It's+a+Wonderful+Life)
(рассказ «Величайший дар» Филипа Ван Дорена Стерна, сценарий Фрэнсиса Гудрича, Альберта Хэкетта и Фрэнка Капра, 1946)

Структура фильма такова, чтобы аудитория могла увидеть две версии одного и того же города.
Обратите внимание, что важнейший элемент мира истории - город - является прямым выражением противопоставления Джорджа Бейли и мистера Поттера. Обе версии города являются физическим проявлением ценностей этих людей. Поттерсвиль - плод единоличного правления и неконтролируемой жадности. Бедфорд Фоллс - плод демократии, честности и доброты.

«Бульвар Сансет» (https://www.google.ru/search?q=Sunset+Boulevard)
(Чарли Брэкетт, Билли Уайлдер, Д. М. Маршмен-мл., 1950)

Центральное противопоставление в «Бульваре Сансет» - между молодым сценаристом Джо Гиллисом, которому одновременно хочется и денег, и удовольствия от хорошо сделанной работы, и стареющей звездой кино, богатой Нормой Десмонд. Визуальное противопоставление создается между тесным жилищем Джо и ветшающим особняком Нормы; просторным Лос-Анджелесом и темным домом в готическом духе, молодым и старым; пытающимися найти место новичками и богатой, но безжалостной студией; обычными работниками сферы развлечений и звездным составом Голливуда.

«Великий Гэтсби» (https://www.google.ru/search?q=The+Great+Gatsby)
(F. Scott Fitzgerald, 1925)

Здесь основные противопоставления - между Гэтсби и Томом, Гэтсби и Дейзи, Гэтсби и Ником, Тиком и Томом (обратите внимание на четырехугольное противопоставление). Каждый из этих персонажей - версия обычного урожденца Среднего Запада, который отправился на восток, чтобы заработать. Потому первая противоположность в мире истории - между равнинами Среднего Запада и высокими башнями и элегантными особняками Востока. Том - «новые деньги», но куда более старые, чем Гэтсби, так что мы видим противопоставление богачей Лонг-Айленда - устоявшийся Ист Эгг, где живут Том и Дэйзи, против более современного Уэст Эгг, где живет Гэтсби. Так и есть, особняк Тома и Дэйзи изображен роскошным, но старомодным, особняк же Гэтсби и то, как он используется, демонстрирует выставленное напоказ дурновкусие.
Гэтсби получил свое богатство незаконно, занимаясь бутлегерством, а Ник - торгуя ценными бумагами. Ник снимает у маленький гостевой дом у Гэтсби, наблюдая за лицемерным обществом, которое собирается вокруг хозяина. Том - жестокий человек, изменяющий своей жене, так что Фицджеральд создает контраст между особняком Тома и автозаправкой его любовницы. Фицджеральд добавляет контраст между подмирами, показывая долину пепла, тайный фундамент капиталистического агрегата, которым является Нью-Йорк и Лонг-Айленд. В последней тематической вспышке Фицджеральд сравнивает Нью-Йорк, вершину американской цивилизации, с Нью-Йорком до его развития, когда он еще был исполнен возможностей, был «зеленым сердцем Нового Света».

«Кинг Конг» (https://www.google.ru/search?q=king+kong+1931)
(Джеймс Крилман, Рут Роуз, 1931)

Основное противопоставление героев - между кинематографистом Карлом Дэнхемом и огромным доисторическим чудовищем Конгом. Главное противопоставление в мире истории - между островом «Нью-Йорк», рукотворным, цивилизованным, но предельно жестоким миром, где королем является Дэнхем, и островом Черепа, уголком безжалостной природы, где правит могучий Конг. Внутри этой главной визуальной противоположности мы видим контраст между тремя мирами - городом, деревней на острове Черепа и доисторическими джунглями. Обитатели всех трех миров по-своему борются за выживание.

«Танцующий с волками» (https://www.google.ru/search?q=Dances+with+Wolves)
(роман и сценарий Майкла Блейка, 1990)

Здесь центральное противопоставление персонажей и ценностей постепенно трансформируется, то же происходит и с главным визуальным противопоставлением. Сначала герой, Джон Данбар, хочет побывать на американском фронтире, прежде чем тот исчезнет. Таким образом, первое противопоставление в мире истории - между востоком Америки во время гражданской войны, где народ подпорчен рабовладением, и просторами запада, где американская мечта еще жива. В мире западных равнин виден свой конфликт, между ценностями белого солдата Данбара, который верит в рождение американского народа, и ценностями племени сиу, которые кажутся дикарями, которые хотят уничтожить еще не родившийся народ.
Но потом автор (Майкл Блейк) разрушает это противопоставление ценностей, показывая отдельные подмиры. Место, где стоит кавалерийский полк Данбара - грязная дыра, настоящая рана на теле земли. Деревня сиу - маленькая Утопия, кучка вигвамов у реки, среди которых играют дети, рядом пасутся лошади. По мере развития истории Блейк показывает более глубокое противопоставление между расширяющимся американским миром, который обходится с животными и индейцами, как с чем-то, что нужно уничтожить, и индейским миром, который умеет уживаться с природой и относится к каждому человеку так, как тот заслуживает.

«Секреты Лос-Анджелеса» (https://www.google.ru/search?q=l.a.+confidential)
(роман James Ellroy, сценарий Brian Helgeland и Curtis Hanson, 1997)

Кажется, основное противопоставление героев - между полицейскими и убийцами. На деле же оно между полицейскими, которые верят в разные виды правосудия, капитаном-убийцей и коррумпированным окружным прокурором. Поэтому первое наглядное противопоставление, подаваемое закадровым голосом, делается между внешне райским Лос-Анджелесом и расистским, коррумпированным и деспотичным Лос-Анджелесом.
Когда мы знакомимся с тремя полицейскими, это противопоставление разделяется: Бад Уайт - настоящий полицейский, который верит в неизбежность правосудия; проныра Джек Винсеннес, который зарабатывает, работая техническим консультантом на телевизионном шоу, и арестовывает людей ради денег; головастый Эд Эксли, умеющий превратить правосудие в политическую игру, чтобы реализовать свои амбиции. Расследование позволяет показать противопоставление персонажей и их ценностей в разных подмирах на контрасте между богатым, белым, коррумпированным Лос-Анджелесом, который совершает преступления, и нищим черным Лос-Анджелесом, которого в них обвиняют.

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up