Труби - Анатомия рассказа 0045

Jan 13, 2016 10:00

Труби - Анатомия рассказа 0045
Джон Труби John Truby
«Анатомия рассказа» The Anatomy of Story

Тема через структуру

Наличие нравственного довода не означает, что ваши герой и противник должны встретиться в первой сцене и завязать словесную дуэль о морали. Нравственный довод в истории - это довод через действия, видный в действиях героя и противника, которые они предпринимают, чтобы достичь цели. Именно так вы развиваете тему через структуру истории, не заставляя героя проповедовать для аудитории в диалогах.
Один из важнейших принципов повествования - что структура это вовсе не способ подачи истории, это тоже история. Это та история, тот материал, который куда сильнее, чем могут произнести ваши персонажи. Лучше всего этот принцип видно на примере темы.

В хорошей истории ближе к концу структура сходится - в то же время, как тема расширяется в сознании аудитории. Как же сходящаяся структура истории заставляет тему расширяться? Схематично хорошую структуру и тему можно изобразить вот так:



В начале истории вы противопоставляете героя и противника. Но конфликт между ними не слишком интенсивен, аудитория пока не знает, как между собой столкнутся ценности противоборствующих сторон. Поэтому она практически не осознает тему истории.

Ближе к середине истории начинает нарастать конфликт между героем и противником - отсюда и схождение структуры. В конфликте начинает проявляться несовместимость ценностей, разница между ними. Таким образом, тема начинает расширяться. И все же, в большинстве хороших историй тема скрыта, она проникает в сознание аудитории исподволь, а потом наносит решающий удар в конце.

Точка схождения в структуре истории - сражение, битва, после чего следует самоосознание и нравственное решение. В сражении аудитория видит не только превосходство одной силы над другой, но и превосходство набора ценностей. Понимание темы аудиторией в этот момент стремительно расширяется. В момент самоосознания (особенно если это нравственное самоосознание) тема снова расширяется. И в момент принятия нравственного решения оно снова расширяется. Поскольку тема в основном выражается через структуру, кажется, что она словно появляется из коллективного духа аудитории, а не выдается наподобие проповеди.

Давайте посмотрим, как нравственный довод выражается через структуру на протяжении всей истории, во всех деталях, с начала до конца. Начнем с простейшего способа выразить нравственный довод, потом взглянем на различные варианты.

Нравственный довод: простейшая стратегия
  • Ценности: герой появляется с набором убеждений и ценностей.
  • Нравственная слабость: каким-то образом он причиняет боль окружающим в начале истории. Он не злой, но действует так из-за своего изъяна, либо просто не знает, как правильно себя вести.
  • Нравственная потребность: отталкиваясь от нравственной слабости, герой должен научиться вести себя правильно с окружающими, повзрослеть и зажить лучшей жизнью.
  • Первый безнравственный поступок: герой почти сразу совершает поступок, который вредит окружающим. Аудитория получает доказательство изъяна в нравственной системе героя.
  • Желание: герой видит цель, ради которой можно пожертвовать всем остальным. Так он приходит к прямому конфликту с противником, который отличается от него набором ценностей, но стремится к той же цели.
  • Движение: герой и противник совершают череду поступков, чтобы достичь цели.
  • Безнравственные поступки: в начале истории и в ее середине герой обычно уступает противнику. Он отчаивается и потому начинает совершать безнравственные поступки, надеясь с их помощью победить. Критика: другие персонажи критикуют персонажи за его поступки. Оправдание: герой пытается оправдать свои действия. К концу истории он может понять свои ошибки, но не сейчас.
  • Удар от союзника: ближайший друг ставит под сомнение методы, которыми пользуется герой.
  • Усилившееся движение: герой озарен новым пониманием того, как двигаться к победе, он становится одержим своей целью и готов сделать все возможное ради ее достижения.
  • Безнравственные действия: поступки героя становятся все более безнравственными. Критика: нападки других персонажей также ожесточаются. Оправдание: герой отчаянно оправдывает свои действия.
По мере развития истории разные ценности и разный образ жизни, представляемый героем и противником, становятся ясны благодаря их действиям и диалогам. Есть четыре места в конце истории, когда тема практически взрывается в сознании аудитории: сражение, самоосознание, нравственный выбор и еще один структурный шаг, который мы пока не обсуждали - тематическое откровение.
  • Сражение: последний конфликт за обладание целью. Кто бы ни победил, аудитория увидит, чьи ценности и идеи окажутся сильнее.
  • Последнее действие против противника: герой может совершить последнее действие (нравственное или безнравственное), направленное против противника, прямо перед сражением.
  • Нравственное самоосознание: бой становится точкой фокуса, в которой герой обретает самоосознание. Герой понимает, что заблуждался насчет самого себя, неправильно поступал с другими, видит новый путь. Поскольку аудитория идентифицирует себя с этим персонажем, самоосознание сильнейшим образом продвигает тему.
  • Нравственное решение: герой выбирает между двумя вариантами действий, проверяя таким образом свое самоосознание.
  • Тематическое откровение: в хороших историях тема оказывает максимальное воздействие на аудиторию благодаря тематическому откровению. Тематическое откровение не ограничивается героем, оно показывает аудитории, как люди в целом должны жить в мире и относиться друг к другу. Это откровение выходит за границы персонажей и влияет на людей в аудитории в реальном мире. В тематическом откровении аудитория видит общий замысел истории, исчерпывающее ее объяснение, но в куда большем масштабе, чем на примере нескольких персонажей.
Обратите внимание, что равновесие сил межу героем и главным противником важно не только для персонажей и сюжета, но и для нравственного довода. Если герой слишком силен или слишком хорош, противник просто не сможет оказать на него достаточного давления, чтобы спровоцировать нравственные ошибки. Если противник слишком сильны, герой слишком прост и наивен, то противник превращается в паука, плетущего такую паутину, из которой герой никогда не сможет вырваться. Герой становится жертвой, а противник воспринимается как злодей.

Например, роман «Женский портрет» (https://www.google.ru/search?q=Portrait+of+a+Lady) Генри Джеймса, при всех своих качествах, страдает от неравновесия сил, что ослабляет нравственный довод. Изабель Арчер обманывает саму себя, даже когда принимает финальное нравственное решение помочь Пэнси, помочь которой невозможно. Милая, но наивная женщина сталкивается с Осмондом, опытным интриганом, который не только умеет строить козни, но еще и упивается этим делом.

литература, анатомия рассказа, джон труби, переводы

Previous post Next post
Up