Труби - Анатомия рассказа 0029
Джон Труби || John Truby
«Анатомия рассказа» || The Anatomy of Story
Предыдущая глава: 0028 - Сеть персонажей
Сеть персонажей по роли в истории
Каждый персонаж в истории должен служить ее назначению, которое найдено в принципе сборки (см. Часть 2,
замысел). У каждого персонажа есть своя роль, функция, которую он должен выполнять, чтобы история достигла своего назначения. Театральный режиссер
Питер Брук, говоря про актеров, сделал замечание, важное для тех, кто создает персонажей:
«[Брехт] указывал, что каждый актер должен служить общей задаче спектакля... Осознав себя в общей структуре представления, он поймет, что избыточные описания (мелкие детали) не только противоречат потребностям спектакля, но еще и могут отнять часть силы у его собственной роли».
Несмотря на то, что больше всего аудиторию интересуют перемены в главном герое, невозможно эти перемены показать без того, чтобы все персонажи (включая героя) играли свои роли в команде. Давайте взглянем на роли разного рода персонажей в историях.
Герой
Наиболее важный из персонажей - центральный персонаж, герой. Именно он обладает центральной проблемой и своими действиями заставляет сюжет развиваться, чтобы решить эту проблему. Герой преследует свою цель (
желание), но при этом обладает какой-то
слабостью и нуждой, которые мешают ему, не дают достичь успеха.
Остальные персонажи в истории противостоят ему, помогают ему или выступают в какой-то промежуточной роли. Повороты сюжета обычно являются следствием перемен в этой структуре - меняются отношения между персонажами и героем, союзники становятся противниками или наоборот.
¦ Герой в «Гамлете» - Гамлет
Противник
Противник - персонаж, который хочет помешать герою достичь его цели. Но он не должен оставаться всего лишь препятствием, это слишком грубый, рутинный подход.
Помните, что противник должен желать того же, чего и герой. То есть, герой и его противник в истории обречены напрямую конфликтовать. Часто бывает так, что этот конфликт не очевиден - потому вам всегда нужно искать глубочайшие из противоречий, толкающих героя сражаться со своим противником.
Отношения между героем и противником обладают огромным значением. Прорабатывая конфликт между этими персонажами, вы раскрываете главные вопросы в своей истории.
Кстати, не стоит сразу считать противника тем, кого герой ненавидит. Может быть так, а может и нет. Противник - всего лишь персонаж по ту сторону. Он может быть лучше героя, порядочнее его, даже быть его другом или любимым человеком.
¦ Главный противник Гамлета - король Клавдий
¦ Второй противник - королева Гертруда
¦ Третий противник - Полоний, советник короля
Союзник
Союзник помогает герою. Кроме того, он служит резонатором, позволяя аудитории узнать ценности и переживания героя. Обычно цель союзника совпадает с целью героя, но иногда может и отличаться.
¦ Союзник Гамлета - Горацио
Противник, притворяющийся союзником
Противник, притворяющийся союзником - персонаж, который кажется другом героя, но на деле оказывается его врагом. Создание такого персонажа - один из основных способов добавить силы противостоящей стороне и заложить основы сюжетных поворотов.
Противник, притворяющийся союзником всегда входит в число сложнейших и интереснейших персонажей истории, потому что изнутри его раздирает противоречие. Притворяясь союзником, он постепенно начинает вести себя, как союзник. Стараясь победить героя, противник-притворчщик часто в итоге помогает герою победить.
(@@ примечание переводчика: я нашёл ещё один хороший пример как для этого, так сразу и для следующего пункта - фильм «
Беглец» с Х. Фордом. Там есть как лжесоюзник, так и лжевраг)
¦ Противник, притворяющийся союзником в «Гамлете» - Офелия, Розенкранц, Гильденстерн
Союзник, притворяющийся противником
Кажется, что этот персонаж сражается с героем, но на деле он является его союзником. Ложный противник встречается в историях куда реже, чем ложный союзник, потому что он менее ценен для писателя. Сюжет, как мы увидим в Части 8, идет от противостоящей стороны, в особенности от той, что скрыта. Союзник, даже кажущийся поначалу противником, не может дать вам конфликта и неожиданностей, как противник.
¦ Союзник, притворящийся противником в «Гамлете»: нет такого
Персонаж побочной сюжетной линии
Роль персонажа побочной сюжетной линии очень часто понимают неправильно. Большинство авторов считают его вторым главным героем - главным в своей, второй сюжетной линии. Например, это может быть романтическая героиня в детективной истории. Только это вовсе не настоящий персонаж побочной сюжетной линии.
Такой персонаж в истории играет совершенно определенную роль, которая тоже связана со сравнением. Побочная сюжетная линия служит для демонстрации на контрасте, как с одной и той же проблемой по-разному справляются главный герой и дополнительный. При помощи сравнения с дополнительным героем можно показать сильные и слабые стороны главного.
Давайте посмотрим на примере «Гамлета», как создается настоящий персонаж побочной линии. Можно сказать, что проблема Гамлета, выраженная одним предложением - как отомстить убийце его отца. Проблема Лаэрта точно такая же - отомстить убийце его отца. Разница в том, что в первом случае речь убийца совершает хладнокровное убийство, во втором - трагическую ошибку.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: персонаж побочной сюжетной линии обычно не является союзником.
Персонаж побочной линии, подобно союзнику и противнику, дарит возможность прорисовать героя при помощи сравнения, лучше развить сюжет. Союзник помогает герою достичь цели, побочный персонаж же двигается параллельно герою, но достигает другого результата.
¦ Персонаж побочной линии в «Гамлете»: Лаэрт, сын Полония
Давайте разберем пару историй, чтобы посмотреть, как различается функция персонажей.
«Молчание ягнят»
Это история про Клариссу, стажирующуюся в ФБР. Она пытается поймать убийцу по прозвищу Буффало Билл. По предложению своего начальника, Джека, она обращается за помощью к другому серийному убийце, уже заключенному в тюрьму - Ганнибалу Лектеру, прозванному «Каннибалом». Встречает он её враждебно, но потом становится куда лучшим учителем, чем наставники в ФБР.
¦ Герой: Кларисса Старлинг
¦ Главный противник: серийный убийца Буффало Билл
¦ Второй противник: главный врач Чилтон
¦ Противник, притворяющийся союзником: нет такого
¦ Союзник: Джек, начальник в ФБР
¦ Союзник, притворяющийся противником: Ганнибал Лектер
¦ Персонаж побочной линии: нет такого
«Красота по американски»(автор сценария - Алан Болл, 1999)
Это комедийная драма, действие которой разворачивается в пригороде. Противником главного героя, Лестера, является его семья - жена Кэролин и дочь Джейн, с которыми у него плохие отношения. Лестер влюбляется в подругу дочери, Анжелу. Но он женат, а она подросток, так что Анжела становится еще одним противником. По соседству живет полковник Фрэнк Фиттс, суровый консерватор, которому образ жизни Лестера совершенно не нравится. Брэд - начальник Лестера, собирающийся его уволить.
Лестер шантажом добивается от своего нанимателя хорошего выходного пособия, начинает жить так, как ему нравится, находит союзника в лице Рики Фиттса, соседского сына, который продает ему марихуану. Рики и его отец Фрэнк являются персонажами побочной линии. Центральная проблема Лестера - как жить полной жизнью, как осуществлять свои желания в зажатом обществе, где все ценят только внешние качества и деньги. Рики бунтует против отца, тирана и милитариста, торгуя марихауной и тайком снимая соседей на видеокамеру. Фрэнк подавляет свою гомосексуальность, требуя железной дисциплины от себя и своей семьи.
¦ Герой: Лестер
¦ Главный противник: Кэролин, его жена
¦ Второй противник: Джейн, его дочь
¦ Третий противник: Анжела, симпатичная подружка Анжелы
¦ Четвертый противник: полковник Фрэнк Фиттс
¦ Пятый противник: Брэд, начальник
¦ Союзник: Рики Фиттс
¦ Противник, притворяющийся союзником: нет такого
¦ Союзник, притворяющийся противником: нет такого
¦ Персонажи побочной сюжетной линии: Фрэнк, Рики
Следующая глава: 030 - Методика, два главных героя