Почти неделю в Тольятти находились представители мастерской монументального искусства "33+1" - одна из крупнейший мастерских Владивостока. У ребят есть опыт создания городских скульптур, мозаик, рельефных панно, но одно из главнх направлений - роспись фасадов и зданий и подпорных стен.
Эта тема для Владивостока очень актуальна: город построен на сопках, имеет километры серых и неприглядных подпорных стен. Несколько лет назад с одобрения власти художники их стали расписывать, превращая в яркие, красивые, радующие глаз. В результате, во Владивостоке приняли целую программу, из средств которой финансируются подобные работы. Во время проведения фестиваля
3D_ART Fest исполнительный директор Александр Бойко и начальник мастерской Георгий Косенко, рассказали, как это все работает в их городе.
Но прежде чем поделиться их рассказом, я вкратце поведаю рассказ другой - о том, как накануне открытия фестиваля была прорублена дырка между Тольятти и Владивостоком. Рубил непосредственно Георгий, помогали тольяттинские художники.
«Дырка-2012» - художественный проект, автором которого является сам главный художник Владивостока, начальник отдела дизайна городской среды Павел Шугуров. Идея состояла в том, чтобы сделать две росписи в стиле street art, которые соединят две автомобильные столицы России. В Тольятти для этого выбрали здание на Приморском,1г, во Владивостоке - подпорную стену 1-й Морской улицы.
Над картинами трудились несколько дней. Презентация была намечена на пятницу, 26 октября.
1. Собственно, пятница. время примерно 10.30.
2.
3.
4.
5. По скайпу наладили телемост с Владивостоком, чтобы открыть "дырку" одновременно. На Дальнем Востоке в это время было, соответственно, 18.30.
6. Связь налажена!
Георгий Косенко (с микрофоном), Александр Бойко (по центру) и Сергей Рыбкин (соавтор проекта ART_SOSТОЯНИЕ, организовывавший в Тольятти прорубание "Дырки"). Георгий почти в одного сделал роспись, с небольшой помощью тольяттинских добровольцев.
7. А теперь самая фишка.
На владивостокской картине изображен праворульный подержанный джип, заезжающий в стенной пролом, чтобы отправиться в Тольятти вместе с людьми в тельняшках, чайками, океанскими волнами. Если приглядеться, то видно, что тольяттинский люд по ту сторону страны собрался вокруг памятника Татищеву)
8. На тольяттинской картине этот самый джип с теми же волнами, чайками и товарищами в тельняшках уже выезжает из дыры.
А теперь о том, как крут Владивосток. На улучшение художественного облика города власти выделили в этом году 5 миллионов рублей. Сюда входит, в частности, установка городских скульптур, но в большей степени - финансирование росписи стен и фасадов. Всего до 2016 года планируется выделить 50 миллионов рублей.
Как рассказали Александр и Георгий, еще пару лет назад мало кто верил, что подобная программа может появиться во Владивостоке. На вопрос, как это случилось, отвечают:
"Все делает инициатива человека. Развить можно любую идею, если будут люди, которые захотят это сделать. Во Владивостоке целевая программа улучшения художественного облика городской среды появилась, потому что мы ее сделали. Разработали 20 ее вариантов, собрали подписи художников в поддержку, представили на обсуждение в мэрии".
За два последних года мастерская "33+1" расписала около 7 тысяч квадратных километров стен и фасадов. При этом, «33+1» не единственное арт-сообщество Владивостока, которое занимается подобной работой.
Александр Бойко:
"За 2 месяца до начала сезона мы начинаем приглашать художников для росписи стен и проводить кастинг. Встречаемся, смотрим портфолио. Если видим, что сработаемся с тем или иным художником, предлагаем ему работу, даже если опыта монументальной росписи у него нет. Если человек талантливый и хочет заниматься росписью, проблем особых у него не возникнет. Постоянного штата мы не держим, поэтому состав художников, с которыми сотрудничаем, регулярно обновляется".
Работа по росписи стен во Владивостоке стоит от 800 до 1100 рублей за квадратный метр. Недешево. В соседней Самаре - 150-200 рублей. Но после подробных распросов о цене ребята поясняют:
"Для начала нужно понять, что вы хотите в итоге получить. Для чего, в совокупности, заниматься городской средой? Чтобы люди перестали уезжать из города, чтобы стали приезжать туристы? Словом, нужно просчитать весь экономический эффект, и тогда станет ясно, в каких объемах городу вкладываться".
Муниципальные заказы составляют у мастерской примерно 60%, остальное - заказы частные. Город, естественно, не противится появлению частных проектов, поскольку бюджету это позволяет экономить средства, при том, что очередной уродливый фасад исчезает.
"Одним из примеров выполнения частного заказа в интересах всего города была роспись забора на одной из центральных улиц Владивостока - Светланской. Вдоль нее находится обычный металлический забор из профнастила, за которым должна была вестись стройка. Забор был грязный, в афишах и объявлениях, и это в самом центре города, напротив шикарных исторических зданий. Мэрия требовала убрать забор, и собственники нашли решение - обратиться к нам, чтобы забор расписать. Мы за небольшой бюджет сделали интересное художественное решение, согласовали его в администрации. Сегодня забор смотрится абсолютно по-другому, не портит вид исторического центра".
Существуют также рекламные проекты. Это не значит, что художники пишут рекламу в полстены типа "Диваны тут" или "Скидки до 70%". На самом деле, они просто предлагают частным фирмам стать спонсорами той или иной росписи, которая, например, не получила муниципального финансирования. Эскиз не претерпевает изменений, но (чаще всего) внизу картины вместо надписи "Владивосток" (когда проект муниципальный) появляется название фирмы-спонсора с его контактными данными. Это непрямая реклама, но, говорят, гораздо эффективнее кричащей, лобовой.
Напоследок владивостокцы пробросили идею в отношении Тольятти.
"В том, что у городе нет центра как такового, есть свои «плюсы». Можно создать искусственную конкуренцию между районами, когда один район будет отличаться от другого тематикой росписи, например, или другими художественными особенностями. Таким образом, у каждого района могла бы быть своя «фишка»".