В последний конкурсный день фестиваля "Премьера одной репетиции" то и дело вспоминался Спиноза: "Слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре."
Спектакль "Эмигранты" по пьесе С. Мрожека кто-то посчитал не актуальным, а кто-то - очень даже. И дело не в том, что один мигрант, а другой нет. Просто "каждый смотрит свое кино".
Автор фото - Дмитрий Осинов
"Эмигрантов" показал Молодежный драматический театр Тольятти в фестивальной программе "Гости". В этой программе участвовали свежие режиссерские проекты, подготовленные разными тольяттинскими театрами. Среди участников были МДТ, "Колесо", театр "Вариант". Впервые "Эмигранты" были представлены зрителям незадолго до "Премьеры" в качестве эксперимента. Режиссер Инна Галкина и актеры Вячеслав Смильский и Григорий Береснев работали над спектаклем в свое личное время. Кстати, известно, что худрук МДТ Владимир Коренной возьмет "Эмигрантов" в репертуар театра; полноценная его премьера состоится осенью.
Весь спектакль - это диалог двух мужчин, иностранцев в чужой стране. Один - писатель, политический мигрант. Другой - рабочий, приехавший на заработки. Они живут в одной комнате, с трудом выносят друг друга, но при этом по-своему друг другу нужны. Беседа начинается с пустяка, да, периодически провисает, но всё же остается интригующей, напряженной. Чтобы к финалу выйти на самое важное - разговор о внутреннем рабе.
Поляк Мрожек писал пьесу в начале 1970-х о своих соотечественниках. И пусть нет сейчас тех исторических реалий, которые имел в виду драматург. Но есть другие, в которых человек по-прежнему остается рабом. Если не других людей, то вещей. Собственных иллюзий, с которыми, как в шорах, видимость хуже, зато бежать не так страшно. Возможно, для каждого однажды наступит свой миг свободы, как он наступает для одного из героев. Но, скорее, только миг. В пьесе герои обозначены как АА и ХХ, так что можно подставлять любое имя. Например, свое собственное.
Вторым эскизом дня и последним в конкурсной программе фестиваля был эскиз "Утка в луже". Спектакль основан на реальных событиях. Он рассказывает о том, как на небольшом острове, где нет ни одного источника пресной воды, неведомым образом оказался обитатель пресных водоемов - селезень Тревор, как его прозвали местные жители. Тревора тут же взяли под защиту, приставили к нему волонтеров, снабжали лужу, в которой он поселился, пресной водой. Да, всё это происходило на самом деле. Драматург Александра Сальникова сделала из этого пьесу, а московский режиссер Александра Ловянникова вместе с актерами "Дилижанса" поставили ее в рамках режиссерской лаборатории фестиваля.
Эскиз получился милым, временами очень смешным, населенным яркими персонажами. Но при этом содержательно пустым. Как точно заметила одна из зрительниц, сама история мелковата, как та лужа, в которой плавал Тревор. Но даже признавая этот недостаток эскиза, зрители говорили, что очарованы им и хотели бы еще увидеть в театре.
В итоге, селезень Тревор (ныне покойный), по-моему, здорово рассказал нам не только об островитянах, но и о нас самих. Когда смотришь "Утку в луже", думаешь: "Какие же счастливые люди живут на том острове, и как ничтожны, должно быть, их проблемы!". У нас же выше крыши настоящих проблем, и поэтому так приятно погрузиться в невероятный мир, где весь город заботится об уточке. В театре многие зрители ищут именно этого - возможности уйти от реальности. В каком-то смысле, спастись.