Автор фото - Дмитрий Осинов
"Если это только начало, то что же будет дальше?!" - говорили многие зрители после спектакля "За белым кроликом", открывшего конкурсную программу театрального фестиваля «Премьера одной репетиции».
Первый конкурсный день действительно получился неожиданно сильным. Есть привычка считать (в целом, не безосновательная), что театральная программа выстраивается по нарастающей - чем ближе к финалу, тем сильнее должна быть постановка. Но либо этот паттерн нарочно обрушили, либо 10-я «Премьера» и впрямь будет выдающейся.
Думать так позволяет вот еще какое обстоятельство. Для участия в конкурсной программе «Режиссерская лаборатория» в Тольятти приехали молодые режиссеры из Самары, Москвы, Санкт-Петербурга. Среди них прекрасная Алёна Савельева из Тольятти, которая два года назад поставила для "Премьеры" магическое "Море-океан". Приглашенные режиссеры готовили постановки с актерами театра «Дилижанс».
Эскиз спектакля "За белым кроликом" - проект самарского режиссера Артёма Устинова, ученика Сергея Женовача. Будучи режиссером независимого "Уместного театра" (Самара), Артём работает уже по всей России. Ставил спектакли в Москве, Питере, Уфе, Нягани. Выбранная им пьеса "За белым кроликом" Марии Огневой - совсем свежая. В 2018 году она участвовала в фестивале молодой драматургии "Любимовка" и вошла в шорт-лист.
"За белым кроликом" - это трагедия, у которой есть реальная основа. Очень реальная. Две подруги садятся в машину к незнакомому мужчине и спустя время их находят мертвыми. История девушек передана как история Алисы, которая бежит за белым кроликом. И ты бежишь вместе с ней. Ныряешь из настоящего в прошлое и обратно, не сразу понимая, в каком времени оказалась. Эта многослойная история пересечений - пространственных и временных - проступает постепенно, складывается из множества паззлов. И по мере того, как она складывается, становится всё страшнее. Вслед за героями ты всё стремительнее падаешь в кроличью нору... чтобы потом всё же из нее выбраться.
Несмотря на всю трагичность сюжета, спектакль завораживает. В нем так тонко, так страшно переплетается реальность и сказочность. И так объемно чувство тревоги, растерянности, неопределенности - того, что сопровождает любую жизнь. За это чувство создателям спектакля отдельное спасибо. Это честно и оттого терапевтично. Никогда не знаешь, что тебя ждет на дне кроличьей норы, но, как говорит сам Белый Кролик, если не прыгнешь, то никогда и не узнаешь.