Я против того, чтобы записывать этот спектакль в категорию подростковых. На самом деле, это самый настоящий взрослый спектакль с той разницей, что подросткам здесь рады.
Каждому или почти каждому взрослому человеку знакомо чувство, когда мир вокруг тебя рушится. Спектакль "Ганди молчал по субботам" как раз про такой апокалипсис. Первый в жизни человека.
Еще в конце 2017 года театр "Дилижанс" подготовил читку пьесы Анастасии Букреевой "Ганди молчал по субботам". Спустя полгода эскиз спектакля был представлен на театральном фестивале "Премьера одной репетиции". "Ганди" был изначально фаворитом конкурсной программы на том основании, что его поставила Екатерина Зубарева - человек, обладающий неординарным режиссерским мышлением. "Ганди", в итоге, действительно победил с большим перевесом зрительских голосов и вошел в репертуар "Дилижанса" уже как четвертый спектакль Екатерины после "Превращения", "Плахи" и "Вверх кармашками".
"Ганди" играется в "Черном квадрате", камерная сцена которого делает историю подростка Мота и его семьи совсем близкой. Эту историю рассказывает сам Мот. Саша - до "апокалипсиса", как он сам характеризует случившееся. Апокалипсис наступает в тот день, когда отец уходит из семьи. После этого Саша не только берет себе странную кличку Мот. Он приводит в дом обитающую в подземном переходе метро бомжиху Лизу, которая почти всегда молчит и лишь изредка произносит фразу: "Ганди молчал по субботам".
Спектакль - это почти полностью внутренний монолог Мота. Мы оказываемся в самом центре его переживаний. Однако главное о чувствах Мота узнаем не через слова. Его состояние входит в нас через звуки и их отсутствие. Спектакль необычайно музыкален и ритмичен, он движется под битбокс. Звуки то нарастают, то отдаляются, стучат сердцем в груди, пугают шумом проносящегося вагона метро, отбивают конвульсиями застрявшей секундной стрелки, жужжат нравоучениями родителей, напевают нежностями сестры. И иногда обрываются тишиной.
Лиза появляется на следующий день после апокалипсиса. С ее приходом в мир Мота прорывается знакомая мелодия, та, что звучала, когда еще ничего не рухнуло. Он теперь тоже понимает, как это, когда нет дома. Крыша над головой есть, а дома - нет.
"Жизнь слишком громкая" - понимает Мот и сам начинает молчать. Молчание становится и растерянностью, и протестом, и нежеланием множить количество вранья в мире. В каком-то смысле молчание становится чуланом, похожим на тот, в котором прячется Лиза.
- Лиза, у тебя есть смысл? У меня нет. И как жить, Лиза?
Человек начинает задавать себе вопросы. Много вопросов, дурацких и очень серьезных. Ищет ответы, страстно, почти лихорадочно и только внутри себя, потому что взрослые такие же растерянные. Однажды он найдет ответ и на вопрос, почему молчит Лиза.
Декорации спектакля минималистичны. Их центр - двери вагона метро. Он разевает свой рот и уносит близких одного за другим. Пока Мот не останется совсем один - еще один человек, осознавший свое неизбывное одиночество.
Он спустится в метро. Зачем? Чтобы уйти из мира и потеряться в придуманном смысле? Или принять реальность со всей ее болью и несправедливостью? Оба варианта не несут в себе хэппи-энда, но зато они честные. Ведь в мире и так слишком много вранья...
У "Ганди" замечательный актерский ансамбль:
Мот - Пётр Зубарев
Родитель 1, Хмырь - Максим Никлус
Родитель 2, Тётя Лена - Ирина Храмкова
Дедушка, Врач- Андрей Пономарёв
Катя - Ася Гафарова
Лиза - Екатерина Зубарева
В уходящем театральном сезоне спектакль будет показан еще однажды - 23 июня на закрытии 10-го фестиваля "Премьера одной репетиции". А затем уже в следующем сезоне, обязательно посмотрите.
Фотографии предоставлены театром «Дилижанс»