Виктор Мартынов: «Три сестры» - спектакль о сегодняшнем Тольятти»

Sep 04, 2017 20:16





С художественным руководителем театра «Дилижанс» Виктором Мартыновым мы встретились, чтобы поговорить о планах на новый театральный сезон, до которого остались считанные дни. Однако разговор вышел шире и интереснее: о грядущих премьерах, взрослении, миссии спектаклей и о том, что «Три сестры» - это пьеса о нас.



- Виктор, давайте начнем с конца. С конца прошлого сезона, который завершился фестивалем «Премьера одной репетиции». У журналистов и зрителей было много вопросов о судьбе постановок, которые не стали победителями. Тогда вы говорили, что все ответы дадите к началу следующего сезона. Так какова судьба фестивальных эскизов? Мы увидим их в репертуаре?

- До нового года точно нет. Проекта «Театральная бессонница», в рамках которого мы в прошлом году показывали фестивальные эскизы, в этом году не будет в связи с тем, что мы готовимся к юбилею театра. Возможно, во втором полугодии мы к нему вернемся. Пока же до нового года у нас выйдет «Долорес Клейборн» (спектакль-победитель 8-го фестиваля «Премьера одной репетиции» - прим. ТС) и к февралю - «Вверх кармашками» (обновленный спектакль-победитель 7-й «Премьеры» - прим. ТС).

- Причина тому, что другие эскизы вы не берете в репертуар, только финансовая?

- Не только. Репертуар не резиновый, у него есть технические пределы. Мы не можем держать больше определенного количества спектаклей.

- Неужели не возьмете даже «Афинские вечера», побившие рекорд кассовых сборов за всю историю фестиваля?

- У нас более простое отношение к этому. Мы провели работу, прощупали материал, и, думаю, рано или поздно он проявится. Просто пока мы не подгоняем этот процесс. Фестиваль создается не ради того, чтобы быстро-быстро пополнить репертуар. Это, скорее, наша внутренняя тема, существующая для того, чтобы проверить какие-то работы на публике. Они проверяются. Результаты фиксируются. И потом используются. Не факт, что сразу. В случае с «Афинскими вечерами» я не утверждаю, что мы к спектаклю не вернемся. Он не совсем ТЮЗовский, поэтому должен быть какой-то веский повод, чтобы его взять в репертуар.

- Моноспектакль Анны Митрофановой «Долорес Клейборн» по роману Стивена Кинга тоже не ТЮЗовский материал. Хотя с «Долорес» другая история - она стала победителем фестиваля. Как идет процесс доработки спектакля?

- На самом деле, изменений будет не много. Спектакль уже на фестивале смотрелся достаточно концептуально. Каких-то особых вложений он не требует, поэтому и выходит у нас на старте сезона. Премьера состоится 13 октября.



Анна Митрофанова в спектакле "Долорес Клейборн"

«Я не хотел бы, чтобы театр взрослел»

- Глядя на репертуарную афишу театра «Дилижанс», бросается в глаза, что детских спектаклей у вас сейчас значительно больше, чем взрослых. Понятно, что вы - ТЮЗ, и это сознательная политика. Вы не собираетесь ее менять?

- На самом деле, мы ставим перед собой задачу - выровнять ситуацию. Но при этом так складывается, что детские спектакли живут дольше, чем взрослые. Наверное, потому что на детских спектаклях вводить новых актеров проще, чем на взрослых. Сказка допускает разную трактовку образа, поэтому одну и ту же роль могут играть актеры разных амплуа. Не во всех взрослых спектаклях такое возможно. Поэтому когда актер уходит из театра, нередко вместе с ним уходит и спектакль. Чаще всего это происходит в связи с беременностью актрис.

- Есть ощущение, что афиша взрослых спектаклей со временем, извините за тавтологию, взрослеет. «Дилижанс» берет все более сложный и, выражаясь вашими словами, уже не ТЮЗовский материал. Вспомнить хотя бы «Злой спектакль» Петра Зубарева, «Превращение» в постановке Екатерины Зубаревой. Та же «Долорес Клейборн». Это отражение каких-то процессов, которые происходят внутри театра «Дилижанс»?

- Наверное, вы правы. Труппа взрослеет. А наполнение репертуара у нас по-прежнему во многом зависит от творческих потребностей труппы, от того, какие темы интересуют актеров, через какой материал они хотят выражаться. Взрослый репертуар, который подпитывается фестивальными работами, в некоторой степени отражает этот процесс.

- Вы готовы взрослеть и дальше в репертуарной политике?

- Я не хотел бы, чтобы театр взрослел направлением спектаклей на более старшую публику. Да, есть спектакли условно для всех возрастов. И все же наша публика - это люди до 30 лет.

- Как думаете, удастся вам удержаться на этой границе?

- Я думаю, мы должны удержаться. Не хочется превращаться в театр, который работает для тех, кому за пятьдесят.

- А если как вариант - для тех, кому за тридцать?

- Так и получается. Просто активная публика, которая не хочет стареть душой, тянется к современному искусству. А современное искусство - в большей степени это искусство для молодежи. Хочется дышать сегодняшним временем.

- Отсюда ваше намерение следующий фестиваль посвятить современной драматургии?

- Да. Тем более что современная драматургия сейчас - это благодатная почва. В отличие от того, что было лет 10 назад, драматурги пишут абсолютно разные пьесы. Разные по тематике, по жанрам и для разных возрастных категорий. А самое интересное, что эти пьесы - сегодняшние. Они о сегодняшнем дне, о тебе. У нас в репертуаре еще не было по-настоящему современной пьесы. Хочется, чтобы она появилась.

Еще один пробел, свойственный большинству ТЮЗов страны, это отсутствие спектакля для среднего школьного возраста. Почему? Во-первых, в этом возрасте между мальчиками и девочками большая психологическая разница. Во-вторых, у них внутри происходит собственный возрастной кризис. Детские представления они уже не смотрят, потому что не считают себя детьми, а до взрослого репертуара еще не доросли. Поэтому нужен материал, созданный специально для этого возраста. Эта история должна выглядеть круто, модно и в то же время должна быть рассказана на их интеллектуальном уровне и про их проблемы. В этом нам тоже должна помочь современная драматургия.



Пётр Зубарев в постановке "Злой спектакль, или лучше бы было этому человеку не рождатьсЯ"

«Три сестры» - это пьеса о нас»

- В этом сезоне вы готовите премьеру спектакля «Три сестры». Насколько мне известно, премьера должна выйти в декабре, к 25-летию театра. Чем вызвано желание поставить эту пьесу? Ведь, наверняка, не только тем, что это красивая юбилейная нота.

- Мне кажется, мы доросли до Чехова. Играть Чехова - это высший класс актерской сложности. Это материал уровня…

- …драматического театра.

- Да. Это такая сложная драматургия, когда все персонажи говорят не то, о чем думают. И вскрыть все внутренние линии и подтексты, сделать их осязаемыми, понятными - в этом и есть сложность. Хотелось попробовать свои силы в такого рода материале. А дальше мы долго выбирали пьесу. Я рассматривал «Чайку», «Вишневый сад» и «Трех сестер». «Чайка», возможно, была бы ближе нам с точки зрения ТЮЗовской направленности, это более молодежный материал. Однако мне показалось, что пьеса «Три сестры» наиболее актуальна, потому что она про наш город.

- Вы имеете в виду, про наш город в его нынешнем состоянии?

- Да. Когда все понимают, что тут «тухляк», и хочется отсюда уехать, а уехать невозможно. Жизнь складывается таким образом, что ты обязан здесь быть. И все уходят, а ты остаешься. Как здесь жить? В чем найти смысл жизни? В принципе, об этом наш спектакль. Помочь разобраться талантливым людям - именно талантливым - за какие основы держаться.

- Вы считаете, у Чехова есть ответ на этот вопрос? По-моему там безысходность.

- Нет, там как раз сила, мощь и желание противостоять обстоятельствам. Вот этим хочется поделиться. Зарядить зрителя на жизнь.

- Товстоногов, в свое время также ставивший «Трех сестер», писал, что каждая эпоха открывает в Чехове новые мысли. Я так понимаю, что вы тоже открываете свои...

- Парадокс Чехова состоит в том, что он напрашивается на трактовки. Он настолько многозначен! Хочешь - так трактуй, хочешь - иначе. Режиссер просто должен определиться, как именно. Мне кажется, с «Тремя сестрами» у нас попадание смысловое. Где и ставить «Три сестры», так это в нашем городе. Лучшего времени и места не придумаешь. «Три сестры» - это пьеса о нас.

- Кто будет играть сестер?

- Изначально состав был такой: Маша - Ирина Храмкова, Ирина - Алёна Левичева, Ольга - Екатерина Зубарева. Все - актрисы, игравшие птиц в спектакле «Риголетто». Я их специально сыгрывал в «Риголетто» для спектакля «Три сестры». Однако сейчас Екатерина Зубарева в декрете, поэтому пока Илиана Хитяева поработает над образом Ольги.

Постановка реализуется при поддержке губернатора Самарской области.Премьера спектакля запланирована на 9 декабря.  До самого 25-летия, которое театр отметит 25 декабря, мы сыграем спектакль дважды. Это делается специально для того, чтобы к юбилейному вечеру спектакль успел «наиграться».

- Что вы планируете в этот юбилейный вечер, кроме показа «Трех сестер»?

- Этот вечер будет, скорее, для своих. Нам бы хотелось собрать тех людей, которые принимали участие в становлении театра, тех, кто внес существенный вклад в его развитие. После показа спектакля мы планируем общение. Оно будет творческим, свободным, без привязки к микрофонам и к стульям в зале. Но подробности пока озвучивать не буду.



Три "птицы" Алёна Левичева, Екатерина Зубарева, Ирина Храмкова в спектакле "Король забавляется (Rigoletto)". Фото с сайта театра "Дилижанс"

«У каждого спектакля есть миссия»

- 25 лет - большой путь. Вы начинали с любительского театра, сейчас доросли до уровня профессионального театра, который готов ставить Чехова. Как бы вы сами определили театр «Дилижанс» на нынешнем его этапе?

- Мне кажется, театр соответствует своему возрасту. Он отучился и начинает жить по-взрослому.

- Тогда что его отличает от других театров Тольятти?

- Во-первых, мы устроены иначе, чем другие театры. По внутренней структуре мы команда. Это поддержано самой формой работы. Редко когда спектакли для «Дилижанса» ставят внешние режиссеры. Фактически весь продукт мы создаем сами. Может быть, придет время, когда нам нужен будет сильный и мощный режиссер со стороны, который бы встряхнул театр. Но даже если такое случится, все равно команда не перестанет работать внутри себя.

Во-вторых, мы - молодой театр. Самым возрастным актерам немного за 40, и таких актеров не много. Вообще же, средний возраст актеров - около 30 лет.

В-третьих, у нас продуманный репертуар. Я могу обосновать каждый спектакль - о чем он, в чем его необходимость, зачем его нужно смотреть зрителю и какому именно зрителю. У каждого спектакля есть миссия, задача его «жизни». И это тоже одна из наших особенностей - содержательность.

Я могу долго говорить о том, чем мы отличаемся от других театров. Мы возникли иначе, словно из зерна выросли. Был момент слома, когда уехала Татьяна Вдовиченко (один из создателей театра «Дилижанс» - прим. ТС), ушло большинство актеров. Мне пришлось начинать с нуля. Был Костя Федосеев и какое-то количество ребят, которые просто хотели заниматься театром - Катя Зубарева, Аня Митрофанова и другие. И мы двинулись, начали закручивать энергию. К нам стали притягиваться люди, становиться частью коллектива. Те люди, которые создавали стержень театра «Дилижанс», прочно в него вживлены. Каждый внес свой, огромный, вклад в театр.

- Виктор, каким бы вы хотели видеть театр через 5 лет?

- Думаю, первое, что мы должны сделать за пять лет - это подтянуть всю техническую базу. Есть надежда, что мы это сделаем. Кроме того, возможно, у нас расширится творческий состав. За счет продвижения фестиваля «Премьера одной репетиции», я надеюсь, будет продвигаться и расти сам театр. Сегодня «Дилижанс» мало участвует в других фестивалях страны. Пришло время расширять свою фестивальную биографию. Это будет, в том числе, подтверждением внутреннего созревания, которое на самом деле уже произошло. Я надеюсь, что мы не остановимся. А уж куда конкретно мы будем расти, я не знаю. Тем и интереснее.

Дилижанс, театральная среда, Виктор Мартынов

Previous post Next post
Up