Адольф и Иосиф в четвертый день фестиваля "Премьера одной репетиции"
Jun 24, 2016 18:41
Мой вчерашний день на фестивале был сокращенным. Из двух конкурсных спектаклей посмотреть удалось один, жанр для которого режиссер определил как "кошмар в одном действии".
Спектакль "Великий Сострадающий" по пьесе драматурга Германа Грекова был поставлен в учебном театре Самарского госинститута культуры. Так что это во всех смыслах молодой спектакль: актеры - старшекурсники института, режиссер - 27-летний педагог Бари Салимов, да и сама постановка прежде игралась на публике лишь пару раз.
Спектакль представляет собой фантазию на тему, что было бы, если бы Сталин и Гитлер встретились на том свете. [Spoiler (click to open)] История начинается интригующе. Некто двое, Иосиф и Адольф, живут в доме обходчика, в глуши, где даже поезда не останавливаются. Они ничего о себе не помнят, только имена. Посменно выполняют рутинную работу стрелочника и присматривают за младенцем, который так же как они сами из ниоткуда появился в сторожке. Мы наблюдаем этих двоих в тот день, когда к ним начинает возвращаться память. Сначала на уровне ощущений, затем полного осознания себя.
После этого на сцене будет и драка, и спор, и речь каждого из диктаторов с обращением в зал. Но Сталина с Гитлером на сцене так и не будет. Узнав о том, кто они такие, Адольф и Иосиф остаются такими же симпатичными парнями, какими мы встречаем их в начале. Знание о своем прошлом почти никак не отразилось на их поведении (кроме того, что они стали чаще ссориться). Так что в какой-то момент я перестала понимать, кто и что передо мной. Быть может, это не Чистилище, а на самом деле забытое Богом место на Земле? А эти два человека мистическим образом вспомнили прошлые воплощения своих душ? Но тогда они должны прийти в ужас от осознания того, кем были.
Но нет. Ничего такого не происходит. Ни ужаса. Ни ощущения, что перед тобой те самые два демона, по вине которых погибли миллионы людей. Даже отрывки их былых речей, которые сопровождались массовыми убийствами, звучат здраво, актуально и... симпатично. Из уст этих двух симпатичных парней.
Эксперт фестиваля, театральный критик Оксана Кушляева заметила, что спектакль в нынешнем виде опасен - тем, что не расставляет нравственных акцентов. И в подтверждение ее слов - отзыв одного из молодых зрителей с благодарностью создателям спектакля за то, что показали, о чем думают "великие люди".
Обещанного режиссером кошмара не было. А надо бы, чтобы был.