Помните шутку о том, что жизнь наша подобна зебре. Черная полоса, белая полоса. Черная. Белая. Черная. Белая. И так до самой задницы!
Эту шутку юмора я вспомнил на подходе к Хасагт-хайрханским горам, когда ландшафт начал принимать вот такие формы:
Собственно за этим мы так далеко и ехали - к границе леса и степи в самой динамичной ее форме. В Хасагте располагаются одни из самых южных монгольских лесов. Они цепляются за складки местности, ложбинки, склоны северной экспозиции, и даже минимальные изменения внешних условий среды могут поменять расстановку сил между деревьями и окружающей их степью. Мы с самого начала предполагали найти такой вот "полосатый" район для изысканий. Правда в итоге пришлось объехать горный массив почти вокруг, чтобы с северо-востока забуриться в небольшую безымянную долинку, в дальнейшем проходящую по докуметнам как study valley
От базового лагеря в тополином ущелье пришлось добираться на авто примерно с полчаса, дважды пересекая бурный ручеек и взбираясь на довольно крутой склон. Ну а дальше - топать пешком.
Полоски леса при близком знакомстве оказались даже более резко очерченными, чем на первый взгляд. Никакой опушки, первый ряд деревьев словно выровнян по линейке и весьма однороден.
Внутри полосы лес тоже не слишком густой - светлая тайга из сибирской лиственницы (и исключительно из нее, других древесных пород мы там не видели).
Размечаем площадки под будущие изыскания. В лесу сыро после недавнего дождя, так что наша ботаническая команда замоталась в плащи. Очень удобно, сразу видно, где красное пятно - там и Х, где синее - Саня.
Капли воды оккупировали подлесок и неплохо сочетаются с ягодами сизой жимолости (Lonicera caerulea).
Насчет съедобности этих ягод у меня уверенности не было - европейские виды как правило ядовиты. Однако между делом Саня несколько ягод съел, что ему никак не повредило.
А вот уже однозначто съедобная дикая смородина.
Вообще-то она черная, но в настоящий момент - зеленая, так что попробовать не удалось.
Из заметных цветочков под пологом леса - Акониты двух разных видов, желто-белые и синие-фиолетовые.
Первые - Aconitum barbatum, насчет вторых пока не уверен, надо доопределять гербарные сборы.
"Промежуточная" площадка между двумя полосками леса.
Ну вот почему 50 м дальше лес растет, а конкретно вот тут - нет? Чтобы найти ответы на этот вопрос Х притащила с собой кучу датчиков, которые мы прикопали в самых интересных местах (минимум по одному такому вот "грибочку" на площадку. Будут писать температуру и влажность почвы, пока не сядет батарейка (т.е. в идеале лет 5-6. Но мы разумеется планируем собрать данные уже в будущем году.
Самый интересный вопрос - сколько датчиков переживут зиму равно как и внимание любопытных тварей (что двуногих, что четвероногих).
Пока мы ковырялись на северном склоне, зоологическая часть команды отправилась на южный - напротив.
Который выглядит совсем иначе, сплошь истоптаный и обгрызеный скотиной. Зато для наблюдения за птичками вполне приемлемый. В первый же день появился ягнятник (Gypaetus barbatus), чем привел австрийских товарищей в полный восторг.
В Альпах ягнятники тоже водятся, но в виде большой редкости, каждый с персональным регистром и паспортом. А на Алтае - вот так запросто.
Впрочем, в лесу орнитологам тоже было интересно.
Коршун на гнезде, причем поскольку дерево было не очень высокое, а склон рядом - достаточно крутой, на птичку можно было полюбоваться сбоку или даже почти сверху.
Последняя площадка у нижнего края долины и, соответственно, последнее дерево - дальше только голая степь.
Дереву моментально нашли применение - просто грех упустить такое замечательное место!
О. настраивает автоматическую камеру.
Выход из долины по направлению на северо-восток.
Лес остался за спиной, реденькая цепочка деревьев вдоль оврага - опять тополя, а не лиственницы. С правого края картинки виден широкий вход в тополиное ущелье. В середине - ферма, хозяин которой оказался нашим ближайшим соседом. Потом монгольские коллеги "дружили домами" - купили у него барашка, обменялись какими-то мелкими подарками. В один из дней мы провели его по всем площадкам и показали датчики и он пообещал присмотреть за ними, а заодно рассказал кучу баек про то, каких зверей ему доводилось видеть вот прямо тут, в ближайших окрестностях. Оставалось лишь надеяться, что он не приврал и что хотябы что-то из его "охотничьих рассказов" засветится на камерах.
Если хорошенько приглядеться, то на плоской части долины километрах в 20-и можно различить небольшой населенный пункт - Жагалхан.
По идее это было ближайшее место, где можно было бы найти лавку, почтовый ящик, банк, медпункт и иные блага цивилизации. Но мы так и не удосужились его навестить. Не то, чтобы нам так остро не хватало чего-то из вышеперечисленного. Просто несколько позже я узнал, что сто лет назад в Жагалхане находился известный буддистский монастырь. В начале тридцатых почетные чекисты-чойбалсановцы помножили на ноль не только его обитателей, но и здания и храмы сравняли с землей. В настоящее время ареал бывшего монастыря отмечен на карте как археологический памятник, который еще ждет своих Шлиманов. Интересно было бы взглянуть, как оно выглядит. Может быть в будущем году удастся заскочить, не в ущерб основной програме, разумеется.