Последним населенным пунктом на нашем пути к искомым лесо-степям оказался Алтай-Сити. 1000 км от Улан Батора, типичный такой монгольский областной центр (столица аймака Гоби-Алтай) и мегаполис с населением без малого 20 000 душ.
Символом и одной из главных достопримечательностей города является памятник ослу, к которому мое воображение все время пыталось дорисовать пса, кота и петуха (вероятно я слишком часто бывал в соответствующем северонемецком городке).
В Алтайск мы бы заехали полюбому, поскольку это было еще и крайнее место, где можно было затариться бензином. К вопросу приобретения топлива монголы подходят весьма ответственно, независимо от того, сколько лошадиных сил у них с собой имеется.
Наши местные коллеги объяснили, что бензин бензину рознь (даже если и там и там написано 92). И действительно, у одних бензоколонок не было никого, а к другим, вроде бы точно таким же, выстраивались очереди на десяток машин.
Профессор А. что-то долго обсуждал с девочками-заправщицами в форменных комбинезонах и в конце концов, забраковав две или три предыдущих станции, вынес вердикт - заправляемся здесь!
После этого, с полными баками можно было бы и покинуть оплот цивилизации, но тут выяснилось, что у студентки Ро в Алтайске живет бабушка и возникла спонтанная идея заглянуть на огонек.
И мы свернули к центру города.
Центральная часть города невелика, но имеются вполне современные здания - банка и иных присутственных мест.
Горсовет и площадь перед ним - "место встреч местной молодежи", как написали бы в газете времен моего детства.
Кроме памятника ослу там был еще один - другому государственному деятелю, но кому именно, мне установить не удалось.
"Спальные" же районы Алтай-Сити в основной своей массе выглядят вот так - уже знакомая нам система двориков с юртами внутри.
Впрочем, у бабушки Ро был отдельный одноэтажный домик с тремя или даже четырьмя комнатами, кухней, ванной, водопроводом, канализацией, электричеством, спутниковой антенной и всеми прочими удобствами. Жила она в этих хоромах не одна, а с дядей/тетей и маленькой племянницей Ро - девчушкой лет трех-четырех от роду (а вот родители Ро перебрались в Улан Батор, причем сравнительно давно).
Как выглядит бабулька сейчас, я показывать не буду. Лучше покажу какая она была молодая и красивая (Ро, кстати, на нее очень похожа).
Вот она, в середине нижнего ряда. А слева - соответственно - дедушка, который косплеит Джеймса Бонда с его "From Moscow with love".
Дедушка, к сожелению, уже умер, а бабушка несмотря на преклонный возраст еще весьма активная. Свалившаяся ей на голову орава ее ничуть не смутила и за какие-то полчаса домочадцы быстренько собрали на стол.
Просто обедом дело не ограничилось - всем "интуристам" бабулька самолично вручила по подарочному набору в красивой упаковке. Внутри оказалась пачка традиционного монгольского черного чая (заваривать с молоком, желательно якским) и магнитик на холодильник "100 лет Алтай-Сити" с изображением всех значимых мест городa, в том числе, разумеется, осла. (для таких случаев всем путешественникам по Монголии рекомендую иметь в запасе коробку конфет или иной подобного рода сувенир/подарок для гостеприимных хозяев, чтобы адекватно отдариться).
Подозреваю, что бабка эта - отнюдь не простая, т.к. при упомянутом празднестве столетия города она состояла в оргкомитете и непосредственно отвечала за то, чтобы торжества прошли с размахом и международным резонансом :)
Не помню, писал ли я об этом, но год 2024 в Монголии - юбилейный. 100 лет как самой Монгольской Народной Республике, так и составным ее частям. Еще в Улан Баторе я обратил внимания на транспаранты типа "Сто лет национальному банку", "сто лет монгольской почте" и т.д.
Сто лет сомону (уезду) Дэлгэр - это где-то по дороге сфоткано. Основные торжества проходили по всей стране в первой половине июля (традиционный монгольский праздник Наадам, который в этом году принял небывалый размах) и закончились как раз перед нашим прилетом.
А в случае Алтай-Сити город был реально основан именно сто лет назад, а не получился переименованием чего-то другого, имевшегося ранее. Так что праздновали там особенно интенсивно - самые выдающиеся сцены мы даже имели удовольствие лицезреть в телевизоре, который бабка не выключала ни на минуту.
Однако время поджимало, так что пришлось попрощаться, пообещать заехать на обратном пути (что честно было исполнено), поблагодарить за подарки и еду и седлать машины.
Продолжение следует