Такова жизнь, дети

Sep 01, 2009 10:44



"Паника в Нидл-парке" - это первая большая и вторая вообще роль Аль Пачино и второй фильм Джерри Шацберга, который к моменту своей кинокарьеры уже был успешным фотографом (его снимки появлялись на страницах Vogue, к примеру). 
Фильм сосредоточен на обитателях социального дна, тусовщиках Шерман Сквер (или Нидл парк - то есть Шприц парк, места, где торговали наркотой в 70-е).
В центре истории отношения Бобби (Аль Пачино) и Хелен (невероятная Китти Вин). Энергичный и жовиальный Бобби, наркоман и вор (по мелочи, от случая к случаю), встречает у приятеля-художника девушку Хелен. Вскоре у них завязывается роман - Хелен переезжает к Бобби и постепенно втягивается в его непростую жизнь, в которой бесконечные поиски "хлеба" прерываются наркотическим забытьем.
Поначалу Хелен лишь наблюдает за Бобби, всюду следуя за ним, смеясь его шуткам, увлеченная его жизнерадостной кипучей натурой. А в один прекрасный день пробует героин, решаясь узнать неизвестную ей сторону Бобби. Теперь они окончательно вместе, Хелен больше не сторонний наблюдатель. 
Чтобы приблизить картину к реальности, Щацберг отказался от какой-либо музыки в фильме - саундтреком служит естественный шум нью-йоркских улиц.

Вообще "Паника в Нидл парке" яркий пример жестких "реалистских" американских картин 70-х годов. Можно вспомнить "Пугало" того же Шацберга (вышедшее двумя годами позже "Паники"), "Серпико" Люмета, "Таксиста" Скорсезе, "Разговор" Копполы, "Пальцы" Тобака. Во всех этих фильмах присутствует определенная мрачность, в атмосфере чувствуются безнадежность и тихое отчаяние. Это как будто похмельное кино после взрывных 60-х.

В 70-х киноэкраны Америки заполонили аутсайдеры, обитатели социального дна, различные маргиналы, неудачники, одиночки-таксисты. И Шацберг был одним из первых режиссеров, которые стали рассказывать истории, где в центре внимания был маргинал (аутсайдер), истории, лишенные лоска, полные грубости, шума и ярости. 70-е были неспокойным временем: бывшие бунтари конца 60-х, разочаровавшись в собственных идеалах, погрузились в наркотические грезы - главную сцену в стране заняли героин и кокаин.

Возможно, герой Пачино, мелкий вор и наркоман, потерявшийся романтик 60-х, который по инерции бредет дальше куда-то, по обочине жизни.
Все персонажи "Паники" это такие проигравшие войну с собой хиппи, которые спутали "настоящую" свободу с мелким недолгим удовольствием-помутнением. Повзрослевшие молодые люди, которых по воле случая (обстоятельств, времени) выбросило на обочину жизни.
У Бобби и Хелен есть зыбкая надежда на что-то большее, чем прозябание и случайная смерть на грязных неприветливых улицах Нью-Йорка. Но, в конце концов, они упускают возможность вырваться. Она лишь проскальзывает во взгляде Бобби и Хелен. Они говорят о том, чтобы уехать из Нью-Йорка, но естественно не делают этого, а продолжают делать то, что делали раньше - мечутся от дозы к дозе, ищут способы заработать денег, и думают, что живут.

"Паника в Нидл парке" один из первых мейнстрим фильмов, подробно рассказывающий о буднях наркоманов (в нем впервые на крупном плане показано собственно введение иглы в вену). Но он вовсе не об этом. В центре - отношения двух людей, любовников в этом мрачном контексте.
Мелкие детали "реальности", случайные лица, звуки улиц - все это захватывает и вовлекает в повествование, но весь смысл происходящего отражается во  взгляде Хелен. Весь фильм это ее внутренний пересказ, ее ощущения. И лицо Китти Вин, актрисы, играющей Хелен, удивительно передает эти ощущения. В ее глазах запечатлены все переживания, мимолетные смены настроения, детская радость, ужас и отчаяние. И постоянная внутренняя борьба.

Шацберг очень уверенно ведет повествование, в фильме нет ни одного лишнего кадра (за исключением пары - излишне сентиментальных - эпизодов). А долгая и напряженная сцена с передозировкой Бобби явно повлияла на похожую сцену в "Криминальном чтиве".

В финале Бобби и Хелен дан еще один шанс - после всех перипетий и ссор они молча идут вместе подальше от ворот тюрьмы, из которой (в очередной раз) вышел Бобби после неудачного ограбления.
История о зависимости людей друг от друга, снятая в самое "странное" время в американской кино истории, когда можно было увидеть настоящее кино.

пачино, тихое отчаяние, наркоманы, новый голливуд, нью-йорк, кино, 70-е, мрачность, кинорежиссеры, улицы, шацберг, new york, "реализм"

Previous post Next post
Up