(no subject)

Jun 19, 2016 20:53

Некоторые фильмы важно вовремя увидеть и бесполезно смотреть, когда тебе за 25. Подобно "Донни Дарко", первое откровение "Матрицы" как лекарство от возрастной меланхолии показано либо подросткам, либо буддистам.
.
"С миром что-то не так" - это то, с чем живет любая, интеллектуально развитая и склонная к самоанализу человеческая особь с 13 лет до взрослого, так сказать, состояния.
.
Мне скоро 30, пора бы уже быть заживо съеденной бытовухой "реального мира", но подозрения в том, что я живу внутри искусственно созданного симулятора, призванного прозондировать мои возможности, и допустимо существование чего-то более настоящего, так меня и не покинули.
.
Самое смешное, что это близко к самосознанию религиозного человека, что живет с мыслью о лучшем мире, и Вачовски создали историю об аврамическом Мессии в своем кибепанковском прочтении. Чем Нео не Иисус и чем не Будда. Он призван спасти человечество от ложных богов и ложных страстей.
.
В конце "Революции" я полагала, что Нео вновь окажется перед Архитектором и тот скажет ему, что мир Зиона - это еще один уровень Матрицы, и что Мессия обязан существовать, потому что некоторым людям недостаточно простого мира, где они стоят за семью, друзей и айфоны. Они вырабатывают больше энергии, когда борются за глобальные цели, им нужна война за светлое будущее и нужен вдохновитель.
.
И Нео в отчаянии съедает синюю таблетку, чтобы снова оказаться мистером Андерсоном и знать, что с миром что-то не так.
.
Потому что сиквелы преподносят только то, что реальный мир настолько плох, что лучше быть батарейкой машин. Себя не обманешь. То, что мы любим, будь то любимая забегаловка или женщина в красном, не может быть фейком.
.
Вачовски пошли по другому пути и чем больше они показывали мир Зиона и Матрицы в сиквелах, тем больше вылезало недоработок. Взаимоотношения Матрицы и Зиона не сходились настолько, что никакой длины ушей белого кролика не хватило, чтобы притянуть все сюжетные несостыковки и объяснить природу персонажей.
.
Конец истории - такая бредятина, что досмотреть смогла раза с четвертого. Финальная битва - это как поставить на ноут одновременно NOD32 и Касперского. Ноут будет в хламину, но за пределами ноута будут блистать Солнце, красота, искусство, прогресс, семья, друзья, любимые - совсем как в Матрице.
.
"Матрица" - тот случай, когда стоило оставить миру лишь одно ломающее разум кино с аллюзиями на "Алису в стране чудес" и с буддийской сюжетной канвой о том, что мир - это иллюзия, хотя бы потому что отражает тебя самого.
.
Неслучайно психофизическое озарение Нео происходит через зеркало. Черт возьми, да в первой "Матрице" неслучайно все, каждая сцена. Когда просветленный Нео пружинит стены - это визуализация идеи о примирении человека с самим собой и вероятной Нирване в дальнейшем. "Матрицу" можно воспринимать как пособие по буддизму для чайников, настолько доходчиво там показаны некоторые полезные в хозяйстве положения.
.
В сиквелах Вачовски будто подменили. Или у них случился гормональный сбой.
.
Филигранные боевые сцены с запоминающимися трюками, которые внесли актеров в зал славы боевых искусств к Брюсу Ли и Чаку Норрису, сменили малоправдоподобные драки, где спецэффекты затмили экстраординарные усилия актеров. Файтинги Нео против толпы агентов, толпы этих, толпы тех - страшный пример, когда когда нечеловеческие усилия не вызывают и половины предполагаемого эффекта.
.
Живописная в своей маргинальной эстетике визуалка, где каждый план имеет смысл и услаждает взор, сменилась лютой дурновкусицей. Одни шмотки из крокодиловой кожи чего стоят. Не могу поверить, что Вачовски могли снять тот китчевый казантип в Зионе.
.
Те самые Вачовски, что завели с полоборота пятью секундами атомной вечеринки под Роба Зомби, умудрились снять напыщенный мелодраматичный сблев про то как Моника Беллуччи заставляет Нео целоваться с ней в сортире, чтобы поскандалить с мужем. Те самые Вачовски, что впоследствии снимут самый чувственный и эмоционально честный сериал современности - "Восьмое чувство".
.
Лаконичные диалоги простого и понятного в своей структуре фильма в сиквелах превратились в бесконечные разговоры и клоаку лишних реплик, которые пережидаешь, пока история идет в натуральное никуда, несмотря на появление толп новых героев. Самые потешные среди них - антропоморфные программы, которые плодят беспорядочную мишуру и рады демонстрировать свои способности - заставить подключенную к Матрице красавицу дристать от кусочка торта, например.
.
Первая "Матрица" зажгла тем, что позволяла увидеть привычный бытовой мир под другим углом, где зрителю передавалось изумление Нео: "Вот в эту лапшичную я любил забегать поесть. А ее на самом деле не существует". В сиквелах Матрица - это просто набор декораций, одновременно вычурных и безликих.
.
Что до человеческих жителей Зиона, то эти товарищи любят предаваться совещаниям, а те, что попроще - обожествлению Нео. Отключенные от Матрицы люди ничем не отличаются от антропоморфных программ и вирусов, которые обитают в Матрице.
.
Проблеск гениального музыкального вкуса позволил Вачовски собрать один из лучших саундтреков в истории. Матричный сборник от первого и до тринадцатого трека - единственный диск, который я с того 1999-го слушала от начала и до конца, не игнорируя ни единой композиции и симпатизируя каждому исполнителю.
.
В сиквелах металло-индустриальную роскошь Роба Зомби, Министри, Продиджей и Рейджей Против Машин сменила безликая электроника. Были выпущены загадочные вокально-инструментальные сборники, в то время как в самих сиквелах не звучит ни линкин парков, ни дефтонсов.
.
Сейчас "Матрица" на большом экране смотрится как все тот же идеальный блокбастер, увлекательный для зрителя любого уровня, лаконичный, работающий на подкорке, бесценный.
.


.

lumiere bro, sacrilege, flashbacks, real jam, buddhism

Previous post Next post
Up