Через сутки добираемся до избушки на ручье Чивруай. Только здесь есть надёжный мост через ручей. Избушка поставлена в 70-х годах прошлого века в память о погибших где-то неподалеку, ребятах. Она широко известна среди людей, строящих свой маршрут в этих местах. Тут много народу останавливается, кто-то просто приходит на экскурсию. Изба практически не пустует, тем более в такое дождливое лето. Тут множество всяческой еды. Кое-чего мы берём себе, что-то оставляем взамен. Затопили, ещё не успевшую остыть после предыдущих хозяев, печь - стало как дома.
Тем более, как только мы заселились, на улице пошёл неприятный дождь. Но он теперь не помеха. Можно наконец-то капитально просушить отсыревшие вещи. Однако ночью, мне всё-таки пришлось поставить во дворе палатку и спать в ней. В избушке было душно и жарко, а за день я совсем не устал, чтобы уснуть в столь сложных условиях.
Утром кушали овсянку с сухарями и пекли оладушки, и угощали ими прохожих. В том числе и мышей. Уж здесь-то они прикормлены и почти не боятся людей.
Изба зарядила наши батарейки, я чувствовал, будто я только сейчас начинаю свой поход - сухой, сытый, отогретый и отдохнувший.
Сегодня дошли почти до противоположного берега Сейдозера. Нашли привлекательное место рядом с берегом. Все начали ставить лагерь, я традиционно и по собственному желанию отправился за дровами. Отошёл совсем недалеко, нашёл там поваленное дерево и нарубил с него веток. Я долго их тащил, пока не понял, что иду я не туда. Ветки пришлось бросить. Я метался по лесу, стремясь найти что-то знакомое. Паники не было, было просто странно - как это так у меня получилось. Я потерял тропу, выбредал на болото, перекусил там морошкой, потом нашёл тропу, и долго шёл по ней не в ту сторону. Стали посещать мои любимые мысли. Вот я найду когда-нибудь озеро, место, которое мы выбрали под стоянку, но на ней не будет никого и время будет другое. Или ещё интересней - я нахожу стоянку, друзей, но там уже есть один я, а меня этого, уже не примут, не узнают. Надо было присесть и спокойно выкурить трубочку, тогда всё встанет на свои места. Так и случилось. Я не знаю сколько я отсутствовал, но лагерь уже стоял и в нём не хватало только моего костра. Так что надо идти за дровами :)
Солнце садится прямо за голову Куйвы. Облака вспыхивают в прощальных лучах.
В это время по озеру пошла рябь, будто это горы растут на том берегу. Солнце ушло и озеро разгладилось.
Эльф не перестаёт говорить. Ягель много играет на гитаре, что особенно приятно сырыми вечерами.
Ненужные, как мне казалось поначалу, вещи, постепенно становятся приятным дополнение к уюту.
На новом месте спалось очень мягко и тепло. Утром в гости заплыл егерь, посидел с нами, рассказал о своих егерьских буднях. Как они зимой вытаскивали снегоход из-подо льда, как сам он чуть не утонул, о том, как они сейчас строят эко-тропу через болото. Надо бы мне как-то не сорваться и постараться не остаться здесь, навсегда растворившись в Севере. Я знаю, что это пройдёт.
Взобрались на плато, над лагерем. Отсюда хорошо видно, как от противоположного берега, повторяя его изгибы, по озеру идут круги. Горы вибрируют.
По пути я порастерял своих спутников. У них свои тропы. Ну а я пошёл, куда хотели мои ноги, и смотрели глаза. Сначала попал к капищу. Оно окружено большими глыбами, хотя в округе больше нет камней такого размера.
Комары усердно охраняют такие места, так что развожу маленький дымный костерок. Половинка неба голубая, вторая часть плотно затянута тучами. Погода никак не может определиться какой ей быть. Не дождавшись своих друзей, иду по склону в сторону Ловозера. Там, в ущелье прячется многолетний снег, питающий ручей.
Перед ним уже совершенно откровенные руины. Множество камней правильной формы могли бы быть древним храмом.
Комары, как могут, гонят меня прочь. Взбираюсь на самую вершину горы Нинчурт. Идти совершенно не сложно, перепады высот, незначительные. По пути масса интересных штук. На горизонте, в дымке, как нарисованные, ещё какие-то горы.
На обратном пути ветер дует в спину и комары счастливы, что с подветренной стороны оказывается такое вкусное лицо.
Иногда вынужден останавливаться, переводить дыхание, поворачиваясь к ветру. Тогда отчётливо слышно, как комары долбятся сзади в капюшон. Сколько раз, я это слышал, но всё равно прежде думаю, на дождь. Несколько раз, добравшись до мест, где есть хоть какие-то палочки, разводил костёр и отдыхал в его дыму.
Чем больше я провожу времени в одиночестве, тем сложнее, мне подстраиваться под чужие жизненные ритмы. Так что следующий день я также провёл в самостоятельной прогулке. Взял с собой карту, песенник и козинак перекусить, и отправился вдоль речки Сейдяврйок. Это протока соединяет Сейдозеро и Ловозеро. Вдали от озера Духов волшебство ослабевает и приключений не случилось.
Очередной день даже на день-то не похож.
Дождь шёл всю ночь и, теперь, он так и остался висеть в воздухе. Только к вечеру решились с Эльфом покинуть лагерь - сходить на рыбалку. Ничего не поймали, хариусы танцуют над водой, им не до крючка.
Здесь всем сняться странные сны. Я вот, тоже запомнил один. В нём у меня отнимались ноги, а за мной кто-то гнался. Иногда получалось встать и я успевал сделать несколько шагов, затем снова падал на асфальт и полз. Помню, надо было добраться до метро, там я спасусь…
По утрам, едва проснувшись, с надеждой вглядываюсь в стенки палатки. Хочется там увидеть солнечных зайчиков. Но стенки весёлого жёлтого цвета, и я часто ошибаюсь, представив себе радостный солнечный день.
Надо переезжать. В месте, где озеро сужается, берёт своё начало Сейдяврйок. Здесь мелко, а в одном глубоком месте перекинут мост в виде одного длинного бревна. Мост не просто качается, он ещё и крутится по своей оси.
С моим феноменальным чувством равновесия, я лучше пойду по пояс в воде, чем нырну с моста целиком. На той стороне возникает мужчина, с энтузиазмом фотографирующий нашу переправу. Затем начинается эко-тропа, о которой говорил егерь. Это две параллельные толстые доски, сколоченные поперёк в трёх местах. Это похоже на деревянные рельсы брошенные через болото. Скорость перемещения по этой дороге выше любой возможной в этих местах. Это, то же самое, что и горизонтальные эскалаторы в аэропорту Дубая. Если по ним идти, во время их движения, то чувствуешь, что одел сапоги-скороходы. Доски нас привели к домику егерей (их там двое). Купили у них 4-х хариусов и 2 банки сайры получили в подарок. Дальше на пути включился режим поиска грибов, их набралось более чем достаточно. В стороне от тропы нашли странную белую коробку из пенопласта, напичканную батарейками, которые когда-то питали неопознанные устройства. Мы решили, что это какой-то передатчик. Ягель говорит - (цитирую) : » Эта штука выполнена вполне профессионально, устроена для слежения за каким-то параметром окружающей среды и дальнейшей передачи этих данных по радио. Оснащена большим количеством батарей, так что может работать автономно достаточно долго. Могла быть размещена на метеозонде и упасть с неба :) «
Нашли место под лагерь на песчаной косе, вблизи острова с шаманскими захоронениями. Пожарили рыбы, сварили грибов с пюре, всё это даже доесть не смогли.
Новый день снова тёмен и мокр. Туман заволок всю долину, гора над нами просто исчезла. Чёткой остаётся только острая расчёска из лиственниц на острове мёртвых шаманов.
Планы прогулок откладываются. Сидим весь день в лагере, у костра, что-то едим вперемешку с песком. Песок всюду - в одежде, палатке, еде и, естественно на зубах. Вечером Скади устроила праздничный ужин, испекла оладьей, набрала на болоте морошки, перемешала её со сгущёнкой и сотворила из этого всего волшебный торт. Продуктов совсем мало, но пространство покармливает - вчера нашли три свежих огурца и четвертинку апельсина. Правда, взамен где-то пришлось расстаться с трубкой, она ушла, после того, как я решился вырезать на ней разные знаки. Утром опять дождь! Тоскливо. Хочется бежать уже домой, прочь от надоедливой сырости, тумана и песка. К вечеру, всё-таки собрались и вышли. Миновали стоянку с высоким деревянным идолом, вырубленным из бревна.
Неподалёку растёт настоящее шаманское дерево - берёза, сплетённая с елью.
Сегодня удивительным образом замкнули круг, прошагав весь противоположный берег озера. Расстояние скомкалось, и нам хватило вечера, чтобы оказаться снова под Куйвой, у тропы, ведущей к перевалу. Долго не могли найти место под лагерь. Всюду палатки. Многие группы, перевалив перевал и дойдя до озера, считают свою задачу выполненной и, пожив сколько-то под Куйвой, едут домой. Встали кое-как прямо на тропе. Уже смеркается и идти не очень весело. Тут как ни в чём не бывало, проходил мимо Роберт с девушкой из компании ребят, с которыми мы знакомились, когда только спустились к озеру, 1,5 недели назад! Он уже побывал дома, в Мурманске и вернулся снова. Всю ночь горел костёр. Я пытался спать, пока меня не выманили из палатки восхищённые возгласы Скади - «Смотрите, Солнце!». Как быстро мы забыли, что бывает такое прекрасное чистое небо! Солнце с первыми лучами уже начинает греть, весь лес парит.
Спать совершенно не хочется. Вылезли на пляж.
Нельзя упускать курортную погоду. Ещё вчера я кутался во всё, что у меня было и всё равно без костра долго сидеть было холодно. А сегодня даже загорать жарко! Ходил по лесу от стоянки на пляж и обратно, с кружкой в руке и в тапках, как по большой квартире из спальни в солярий. И домой уже не так хочется. Дома квартира не так просторна…
Вечером поспали часа три и всё-таки вышли в ночь. Уж не знаю, что нас тогда подталкивало спешить, но почему-то мы все были согласны, что надо идти. Во тьме ночной несколько раз теряли тропу. На седловине только еле-еле осветилось небо. Облака складываются в таинственные письмена. Когда солнце осветило верхнюю кромку скал, поднялся ветер. Часов через 6, у рудника мы прятались в автобусной остановке, по совместительству являющейся туалетом. Ветер стал почти ураганным, над перевалом творилось что-то невообразимое, подтверждая правильность ночного перехода.
Таких облаков я ещё не видел. Второй раз небо и в том же самом месте предоставляет возможность усомниться в своих глазах. Смотришь, на всё это не можешь поверить, что так бывает! Это просто невозможно перестать фотографировать!
Мы по очереди «джемили» с ветром, играли на доступных музыкальных инструментах.
В Оленегорске постигло очередное невероятное везение - купили билеты на самый наиближайший поезд, да ещё и в одном вагоне! Через 3,5 часа мы уже будем ехать домой!
В Питере тепло и ночи уже потемнели. Можно с уверенностью заявлять - мы живём на юге.
Погружение в сказку состоялось.
Благодарю своих спутников, за столь необычный и новый для меня формат путешествия. Без марафонных забегов на выносливость. В неспешности и созерцании есть очарование и смысл. С музыкой и медитацией. В согласии, мире, понимании и взаимоуважении мы вместе прошли этот Путь.
Конец.
Ещё некоторое количество фото тут
https://vk.com/album974996_219516064