Пеленание младенцев
В европейских странах на протяжении многих веков маленьких детей принято было пеленать. Еще в Древней Греции и в Древнем Риме новорожденных заматывали в длинные ленты, а потом оборачивали пеленкой. Пеленание было самым простым, удобным и экономичным способом сохранить тепло маленького человечка. Кроме того, считалось, что пеленание спасает ребенка от пупочной грыжи, что без пеленания хрупкие ручки и ножки ребенка могут легко повредиться. А самым важным было то, что пеленки выпрямляли тело малыша, и люди думали, что только благодаря этому он вырастет стройным и красивым, с хорошей осанкой и прямыми ножками. В Средние века и вплоть до XVIII века распространена была мысль о том, что ребенка обязательно нужно учить ходить, иначе он будет бегать на четвереньках, как дикие звери. Представляете, как пугались наши предки, когда их малыши начинали ползать? Они старались всеми способами оградить их от этого странного вида передвижения. В XVII веке в домах знати были даже специальные стульчики для стояния, куда ребенок помещался, как только освобождался от пеленок и надевал свое первое платьице!
Принесение младенца Христа в храм, 1469, Джованни Беллини
Ребенка пеленали по меньшей мере шесть месяцев после рождения, а если стояло холодное время года, то и дольше. После трех месяцев из пеленок высвобождались ручки. Для пеленания использовались свивальники - узкие льняные ленты длиной до семи метров. Испачканные пеленки не стирали, а лишь просушивали над огнем. Запеленав, ребенка помещали в кроватку с пологом или люльку. Там он и проводил большую часть времени, выбираясь только для купания, которое случалось не так уж часто. Сейчас мы можем возмущаться такому обычаю, но он был вполне оправданным. Люди жили тесно, скученно, мать не могла посвятить себя только уходу за младенцем. Так что собственный «угол» в виде кроватки защищал ребенка от многих опасностей. Ползая, он рисковал бы попасть в огонь очага или быть задавленным кем-то из взрослых. К тому же за туго спеленатым младенцем несложно было присматривать, и это могли делать и старшие дети, и слуги.
Конечно, туго свернутый кокон с ребенком неудобно было бы носить в тканевой перевязи. Но, по всей видимости, такой необходимости и не существовало. С ребенком не ходили гулять, считая, что он должен постоянно находиться в тепле. А если все-таки нужно было куда-то пойти с ним, просто носили на руках. Женщины из низшего сословия порой брали детей на работу. Спеленатого малыша можно было просто положить на землю или подвесить на ветви дерева.
Традиция пеленать ребенка просуществовала очень долго. В XVIII веке доктора начали протестовать против этого обычая. И постепенно, в течение XVIII-XIX веков высшая знать и средний класс Европы и Америки отказалась от пеленания. Но простые люди продолжали пеленать своих малышей вплоть до XX века, а кое-где и дольше.
Первые коляски
Идея выгуливать маленького ребенка в коляске не могла появиться в культуре, которая считала детей несовершенными взрослыми. А именно такой была европейская культура до середины XVIII века. Детей старались как можно скорей поставить на ноги, и родители ни за что не стали бы показывать другим людям такой серьезный недостаток, как неумение ходить своими ножками. Поэтому первые предки современной коляски создавались вовсе не для транспортировки. Это были тележки для игры и детских забав. В крошечные повозки, больше напоминавшие садовые тачки, впрягали собак, козочек, пони. Их могли катить старшие дети или слуги. То-то радости было проехаться в таком экипаже! Даже сам царевич Алексей, сын Петра I, в детстве катался в подобном «потешном возке».
Трое детей с козлом, запряженным в повозку, Франц Хальс, 1620
Первая прогулочная коляска тоже была еще не коляской в нашем понимании, а небольшой повозкой, в которую впрягался пони или ослик. Ее спроектировал в 1733 году английский ландшафтный архитектор Уильям Кент. Он выполнял заказ Уильяма Кавендиша, третьего герцога Девонширского, который был отцом шестерых детей. Коляска сохранилась и находится в экспозиции Чатсуорт-хаус, резиденции герцогов Девонширских.
Коляска Уильяма Кента
Другие знатные люди тоже стали заказывать коляски для своих детей. Делались они по индивидуальным проектам и напоминали уменьшенные копии конных экипажей. Громоздкие, тяжелые и неудобные, они были скорее произведениями искусства, чем средством транспортировки. Коляски инкрустировались дорогими тканями, кожей, драгоценными металлами. На протяжении целого века они оставались символом статуса, роскошью. И все это время их приходилось тянуть за собой за оглоблю.
Также для перевозки детей использовались простые деревянные повозки с прямыми жесткими сиденьями (они подходили и для перевозки любого другого груза), но и такой способ был редкостью. Большинство людей продолжали носить своих младенцев и малышей на руках.
Викторианская эпоха: небывалая роскошь
Лишь когда взрослые поняли, что детство - это особая пора в жизни человека, и начали умиляться детям, им пришло в голову демонстрировать своих малышей. Как раз тогда в моду вошли степенные воскресные прогулки. Нарядные родители и дети прохаживались по паркам, осматривали окрестности, раскланивались со знакомыми. Так что прогулочные коляски оказались как раз кстати. Первые коляски были очень дорогими, их могли позволить себе только обеспеченные люди. К тому же они были очень неудобными: как и тележки, их нужно было тянуть за собой. Коляски использовались и для того, чтобы продемонстрировать младенца родственникам и друзьям в гостиных, поэтому они делались из дорогих материалов и пышно украшались.
Раскрашенная гравюра, Англия, 1810 г.
Годы с 1830 по 1900 вошли в историю как Викторианская эпоха. Это было время правления английской королевы Виктории, а влияние Великобритании было столь сильным, что изменения коснулись и других европейских стран, и США. XIX век был относительно мирным временем, большими темпами развивалась промышленность, строились железные дороги и города. Большую часть общества занимал теперь средний класс - люди, которые много трудились, хорошо зарабатывали и могли позволить себе обставить уютную гостиную. В Викторианскую эпоху превыше всего ценились крепкая семья и домашний очаг, матери старались сами ухаживать за своими детьми, не перекладывая эту обязанность на слуг, нянек и кормилиц. И тон задавала сама королевская семья: Виктория и Альберт прожили вместе 55 лет и вырастили девятерых детей. Кстати, именно принц Альберт популяризировал обычай украшать рождественскую елку и дарить детям подарки на Рождество.
Конечно, в обществе царили не только радость и покой. Благонравие отдельных «джентльменов» часто оказывалось лишь показным. Ведь главным в те времена было формально соблюдать условности, принятые в обществе. А действительно ли человек добр и честен, от души ли он помогает бедным, никого не интересовало. Положение женщин и детей, как и прежде, оставалось не равным мужскому. К примеру, женщина не могла путешествовать одна, это было неприлично. Совсем не редкостью был детский труд, даже пяти и шестилетние дети работали в шахтах и на фабриках. В школе и дома могли применяться телесные наказания.
При этом дети из среднего и высшего класса воспринимались как маленькие невинные ангелочки. Родители стремились как можно дольше продлить их детство, и именно в этот период распространилось множество предметов для ухода за детьми: высокие стульчики для кормления, прыгунки, детские качели, кроватки. В домах появились специальные комнаты для детей - детские. А прогулочные коляски стали необычайно популярными.
Рисунок к патенту Чарльза Бартона
Новая эра в колясочном мире началась в 1853 году, когда английский изобретатель и предприниматель Чарльз Бартон получил патент на детскую коляску. Бартон придумал нововведение, которое стало революционным: коляску теперь нужно было толкать перед собой, а не тянуть как раньше. Модель Бартона была трехколесной и, судя по рисунку патента, могла складываться. Ребенок в такой коляске сидел спиной к везущему, и в ней можно было возить лишь подросших детей, для младенцев она не годилась.
Коляску именно такого типа приобрела для своих малышей молодая королева Виктория. Говорят, именно с ее легкой руки прогулки с малышами по паркам стали так популярны.
Трехколесная коляска, предположительно принадлежавшая королеве Виктории, Музей науки, Лондон
Толкание облегчило использование коляски, но удобство и безопасность маленьких пассажиров были, по-прежнему, менее важны, чем внешний вид. Коляски все еще стилизовали под экипажи для взрослых - фаэтоны. Их снабжали кружевными зонтиками от солнца, габаритными огнями и мягкими брюссельскими ковриками. Но только самые дорогие модели были подвешены на рессоры, благодаря чему ребенка, сидящего в коляске, не слишком трясло при езде. Многие детские коляски обивали тканью цветов, символизировавших роскошь: темно-вишневого, ярко-красного, изумрудно-зеленого. Пухлый младенец в белоснежной одежде на таком фоне «светился» словно драгоценность в ювелирном магазине. Родители с гордостью выставляли свое чадо на обозрение. Коляски, как и прежде, были очень дорогими - самым дорогим предметом в приданом малыша.
По указанию королевы Виктории в Англии открылась первая мануфактура по производству детской коляски. В 1877 году в Великобритании была основана «Silver Cross», которая по сей день является самой престижной компанией, производящей детские коляски.
В 1880-е у колясок появился свой собственный облик. Они уже не имитировали взрослые экипажи, а имели плетеный корпус.
Появилась большая корзина, а значит теперь в коляске можно было возить малышей, которые еще не умели сидеть.
Фредерик МакМонниес. Розы и лилии
В 1890-е коляска стала более удобной, благодаря усовершенствованиям американского изобретателя Уильяма Ричардсона. Раньше колеса и оси были цельнолитыми, поэтому колеса не могли поворачиваться по отдельности. В коляске Ричардсона колеса вращались независимо друг от друга, что добавило коляске маневренности. Кроме того, Ричардсон запатентовал поворотный механизм, так что теперь корзину можно было развернуть на 180 градусов и ребенок оказывался сидящим лицом к матери.
Менялся и городской ландшафт: больше стало общественных парков, дороги начали покрывать гадким твердым асфальтом, по которому удобнее было катать коляску.
И главное: производители колясок, наконец-то, стали ставить на первое место комфорт и безопасность малышей, а не красивый внешний вид. Многие модели по-прежнему были плетеными и кожаными, но постепенно они теряли свой вычурный облик. Производители отказались от ворсистой обивки и бархатных ковриков. Кружевные зонтики сменились более функциональным «капюшоном», защищающим от ветра, дождя и посторонних взглядов. Коляски стали более низкими, а значит и более устойчивыми. Колясочная корзина стала глубже. Уменьшились колеса, и появилась подножка, так что подросшие малыши теперь могли сами забираться и вылезать из коляски.
К началу XX века модели колясок уже не носили громкие названия «Принцесса» и «Герцогиня», но позволить себе коляску все еще могли далеко не все.
XX век: всеобщая необходимость
На протяжении прошлого века менялся не только внешний вид колясок, но и отношение к ним: из символа высокого общественного положения они постепенно превратились в предмет всеобщей необходимости.
Первые изменения касались материалов, из которых делались коляски, и были связаны с успехами промышленности. После Первой мировой войны вместо дерева и лозы начали применяться брезент, резина и пластмасса. Так что коляски становились более легкими, а их производство удешевлялось.
После войны в Европе и США родилось очень много малышей. Ученые называют такие всплески рождаемости демографическими взрывами. Так что рынок детских товаров содрогнулся от нашествия родителей, жаждущих одеть и накормить своих крошек. А где есть спрос, там появится и предложение. И чем больше выпускалось колясок, тем дешевле они становились. Так что вскоре их смогли покупать и те, кому раньше они были недоступны.
Вашингтон, 1938г.
Внешне коляски 1920-х уже сильно напоминали современные: глубокая корзина, капюшон, который при необходимости складывается, сравнительно небольшие металлические колеса в резиновых «покрышках».
После Второй Мировой Войны случился второй беби-бум (демографический взрыв). И теперь купить коляску могли практически все. Правда, у массового производства есть один существенный недостаток - безликость и однотипность производимых товаров.
Коляски в Вене
Следующий этап в истории колясок связывают с именем англичанина Оуэна Макларена, который в 1965 году изобрел новую складную модель. В прошлом Макларен был авиаконструктором, участвовал в разработке шасси самолета-истребителя перед Второй мировой войной. И конечно, он знал, как сделать конструкцию легкой, просто складывающейся и при этом выдерживающей большой груз. Рассказывают, что мысль создать легкую, безопасную и прочную коляску появилась у него благодаря собственному внуку. Его дочь прилетела к нему в гости из США и привезла маленького сына и громоздкую коляску. Использовав тонкие алюминиевые трубки, Макларен сконструировал коляску-трость, которая складывалась как зонтик и весила всего 3 килограмма.
Конечно, и складные, и «сидячие» прогулочные коляски были известны и прежде. Но именно изобретению Макларена была суждена долгая жизнь. Люди уже много и активно путешествовали поездами и самолетами, и коляски-трости оказались в этом незаменимыми помощниками. В 1967 году Макларен начал производство колясок. Интересно, что первая модель Maclaren B-01 Buggy в количестве тысячи штук была выпущена в переоборудованной конюшне в его имении. А позже изобретатель организовал компанию, которая и сейчас является известным производителем инновационных колясок.
Maclaren B-01 Buggy
А сейчас?
Коляска-велосипед. XXI век
С тех пор с колясками произошло не так уж много изменений. Конечно, коляски делают из современных материалов, но внешне они не слишком отличаются от колясок наших бабушек. Зато, кроме люлек, тростей и колясок-трансформеров (из лежачего положения они переходят в сидячее), можно найти совсем необычные. Например, коляски для бега - на трех больших колесах, быстрые и маневренные. Ведь наличие маленьких детей - не повод перестать заниматься спортом! Бывают и велосипедные коляски. Вы, наверное, видели коляски для двойни. А бывают варианты и для тройняшек и даже для четверняшек. Есть и коляски для разновозрастных детей: старший еще не ходит самостоятельно, а уже появился новенький младенец. Вот и соединяют в одну коляску люльку и прогулочную модель.
Современное использование амаути (Канада)
Но что интересно, в конце XX века стало распространяться слингоношение (от английского слова sling - перевязь, ремень) - использование разнообразных перевязей для переноски детей. Отчасти вследствие модной тенденции «возвращаться к истокам» (хотя бы чужим, африканским, к примеру). Отчасти - благодаря желанию продолжать полноценную жизнь с маленьким ребенком на руках. И конечно, множество людей, которые носят детей на себе, верит, что их малыши вырастут спокойными и уверенными, если как можно больше будут контактировать со взрослым.
Слинг-шарф
Для переноски детей используются слинги-шарфы, слинги с кольцами, май-слинги, эрго-рюкзаки, ребозо, даже амаути. Наши современники стремятся приспособить для себя и прочую экзотику со всех концов света, не задумываясь порой, что ребенка можно носить в любом большом платке, как это до сих пор делают в Африке.
Лопарская люлька