«От платка до коляски» - это история для детей о способах перемещения малышей. Как «транспортировали» младенцев в те времена, когда колясок еще не было? И когда, собственно, появилась первая коляска? А как сейчас перемещают детей в Африке? А на севере? И можно ли ездить на прогулку в... кроватке? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей книжке.
При написании книги автор узнала много нового и благодарит за это писательницу Карин Калверт («Дети в доме: материальная культура раннего детства, 1600-1900», Новое Литературное Обозрение, 2009),
слингоконсультанта Аллу Корнилову, исследователя изобретений
Александра Мицкевичуса, а также создателей википедии и других интернет-ресурсов:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-21907/,
http://www.made4mums.ru/obzory/detskie-kolyaski/vsemirnaya-istoriya-detskoj-kolyaski/,
http://ethnic-carriers.livejournal.com. Автор благодарит также Юлию Смирнову
yusia за редактирование книги, поддержку и советы.
От платка до коляски: как перемещают малышей в разных частях света
Клаудия Трембле. Народные сказки Гватемалы (Guatemalan Folk Tales)
Знаете ли вы, как вы передвигались, когда были совсем маленькими? Такими маленькими, что не умели еще ни ходить, ни бегать? Ну да, скажете вы, ползком, конечно же. Да, дома вы, наверное, ползали. Но как же вы перемещались вне дома - на прогулке или когда отправлялись с родителями в гости? Дайте-ка я угадаю. Скорее всего, мама возила вас в детской коляске. Или носила в рюкзачке или слинге.
Дело в том, что испокон веку для перемещения детей используются эти два способа. В разных точках земного шара в разные эпохи детей или носили на себе или - позже - катали в коляске. Но приспособления для транспортировки детей в разных странах использовали разные - ведь перемещать их приходилось в совершенно разных условиях. А бывало, что и не перемещали вовсе. В средневековой Европе, например, считалось, что младенцам нечего высовываться на улицу.
Самым первым приспособлением для переноски детей была тканевая перевязь, в которой ребенок находился, как на руках матери. Коляски появились гораздо позже, зато быстро завоевали популярность у молодых мам. Но некоторые народы (в Африке, в Китае, в Арктике) по-прежнему носят детей на себе.
А как у зверей?
Коалы
Должно быть, вы уже вспомнили про кенгуру, которая носит своего детеныша в сумке. Действительно, у кенгуру, коал, опоссумов детеныши рождаются настолько неприспособленными к самостоятельной жизни, что им приходится «дозревать» в материнской сумке. Но не только сумчатые звери по-особенному заботятся о своих малышах. Лебеди, крокодилы, львицы и многие другие животные переносят на себе детей в случае необходимости. А маленькие бабуины, орангутанги и шимпанзе, едва родившись, цепляются за шерсть мам-обезьян, и проводят на маминых животе или спине несколько месяцев!
Первые переноски
Давным-давно предки человека тоже передвигались на четырех конечностях и были покрыты шерстью. И детишки, как маленькие обезьянки, крепко держались за мамину шерсть и путешествовали на маме. Когда человек встал на две ноги, забота о перемещении ребенка легла на плечи матерей. Ребенок теперь рождался совершенно беспомощным и беззащитным. Он не умел ни самостоятельно передвигаться, ни держать голову. И даже шерсти, за которую он мог бы ухватиться, на теле у мам не осталось. И теперь уже матери пеклись о том, чтобы малыши не остались на съедение диким зверям, и носили их на руках. Пока ребенок был маленьким и весил всего несколько килограммов, это было совсем не сложно. Но, подрастая, ребенок становится тяжелее. А если матери нужно еще и работать - собирать корм или хворост? И матери стали использовать перевязи, помогающие постоянно держать ребенка при себе, облегчающие переноску и в то же время освобождающие матери руки. Считается, что появились они 50 тысяч лет назад.
Сейчас нам уже не узнать, какими были самые первые переноски, но делались они, скорее всего, из того же материала, что и одежда. Ведь в странах, где подобные приспособления используются и поныне, они часто являются частью костюма. Вероятно, поначалу их делали из шкур животных, а уже потом из ткани.
Самое первое изображение тканевой перевязи нашли на рельефе из гробницы фараона Хоремхеба в Саккаре, Египет (XIV век до н.э.). На рельефе изображена женщина, несущая двух детей. Один из малышей находится в перевязи.
Рельеф из гробницы фараона Хоремхеба в Саккаре
Когда трудно понять, что именно было в древности, обращаются к жизни современных нам народов, находящихся гораздо ближе к природе, чем к цивилизации. Считается, что все этносы (т.е. народы) проходят в своем развитии одни и те же этапы. Поэтому, изучая самобытные племена Африки, Южной Америки, Азиатских стран, можно понять мировосприятие тех, кто жил раньше. К тому же обычно такие народы сохраняют традиции своих предков - в том числе и традиции ношения детей.
Африка
Африка считается прародиной человечества, ведь именно здесь ученые нашли останки самых первых людей и их предков. Отсюда люди и начали расселяться на другие континенты. Одна из самых древних цивилизаций - Древнеегипетская - тоже родилась именно здесь. И как раз на Африканском континенте сохранилось множество народностей, живущих точно так же, как они жили столетия назад. Только представьте себе, маленькие коренные жители Африки не ходят в школу. Но они обучаются тому, что знали и умели их предки: выживанию в саванне, охоте, пению и танцам. Когда дети становятся старше, они проходят инициацию - специальный ритуал, после которого общество считает их уже взрослыми. Во время ритуала мальчики должны доказать, что они смелые и выносливые, а девочки - что готовы стать хорошими женами и матерями.
Племя Масаи
Одна из народностей Африки, сохранивших самобытность, - масаи, полукочевое племя, обитающее в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи - воинственный народ, верящий, что давным-давно бог дождя подарил весь скот на земле их племени. Значит, все остальные люди, обладающие скотом, когда-то украли его у масаи. Поэтому масаи могут и должны отбирать у других племен то, что «принадлежит им по праву». А соседние племена, разумеется, не согласны делиться, из-за чего не раз случались вооруженные конфликты.
Коровы дают масаи все, что нужно для жизни. Масаи готовят похлебку из молока, иногда пьют и кровь животных. А дома строят из веток, обмазывая их коровьим навозом.
Вся домашняя работа лежит на женских плечах, потому что воину масаи не пристало заниматься чем-то, кроме выпаса скота (пока дети маленькие и не могут взять на себя эту обязанность) и защиты своей семьи от чужаков. А женщины готовят, доят коров и ухаживают за ними, ходят за водой (иногда за несколько километров), при кочевье возводят жилища и чинят их при необходимости. Когда женщине нужно идти за водой или хворостом, она берет младенца с собой. Ведь ее соплеменницы тоже работают и не могут присмотреть за малышом. Ребенка сажают за спину и привязывают к себе с помощью большого платка. Середина платка оказывается под попой у малыша, а его концы завязываются спереди - на животе и груди у мамы. Тех, кто помладше и еще нуждается в частых кормлениях, носят «на бедре», то есть на боку.
Племя Масаи, Восточная Африка
Многие другие африканские племена также использовали и продолжают использовать платки и просто куски ткани для переноски детей. В жарких странах младенцев нужно кормить очень часто - несколько раз в час, чтобы избежать обезвоживания. Поэтому матери удобно постоянно держать на себе ребенка: в любой момент она может покормить его.
Самый распространенный способ переноски ребенка - такой: длинные стороны платка завязываются узлом. В получившееся кольцо из ткани продевается одна рука и голова того, кто несет ребенка. В результате образуется мешочек, где и располагается малыш. Совсем маленького кладут горизонтально - точно так же, как он лежал бы на руках у матери. Когда малыш подрастает и все больше интересуется окружающим миром, его начинают носить вертикально: на бедре - тогда его ножки обхватывают материнский бок - или за спиной, как живой рюкзачок.
Канга
В Западной Африке детей носят в тонком хлопковом платке под названием канга (khanga). Его размер зависит от роста того, кто носит малыша. Ширина должна равняться расстоянию от кончиков пальцев одной руки, вытянутой в сторону, до кончиков пальцев другой. А длина - расстоянию от шеи до колен носящего. В среднем размер канги - 1 на 1,5 метра. И его отличительная особенность от других подобных платков - надпись на языке суахили. Новорожденного ребенка заворачивают в новую кангу, считая, что это придаст ему красоты и здоровья.
Чем бы ни занималась мать - прибиралась в доме, шла за водой, искала пищу, шила одежду или делала украшения - ребенок с ней и участвует во всех ее делах. Движения матери убаюкивают его, он чувствует себя уютно и спокойно. Он засыпает прямо в перевязи, а когда просыпается, снова изучает окружающий мир с высоты маминого роста. Носят детей не только матери. Часто им помогают бабушки, сестры и старшие дети. Существует даже такая африканская поговорка - «До трех лет носят тебя, после трех - носишь ты».
Платки и шали издавна используются для переноски малышей в самых разных точках земного шара. Мексиканки носят детей в ребозо. В Гватемале подобный платок называется пэррахэ. В Индонезии для этой цели используется селенданг. В Камбодже - крама. В Уэльсе и Шотландии - шали. И везде эти платки - не только средство для переноски детей, но и часть национального костюма.
Мексика
Ребозо
Мексиканские женщины носят детей в национальном платке - ребозо. С конца XVIII века ребозо был обязательной частью женского костюма. Но простые тканые платки носились и раньше. Испанцы, покорившие Мексику, требовали, чтобы в церкви женщины покрывали голову. Вот платки и стали очень популярными. Ребозо бывают разных размеров - от небольшого, который используется как шарф, до полноразмерного (длиной до 3 метров), который подходит для переноски детей. Ребозо отличаются не только размерами, но и цветом. По преобладающим в рисунке цветам можно сказать, где соткан ребозо. В одном из штатов Мексики ткут белые, голубые и черные ребозо. В другом отдают предпочтение ярким - красным и бирюзовым - цветам. Также ребозо может многое рассказать о носящей его женщине: замужем ли она, к какой социальной прослойке принадлежит, не вдова ли.
Ребозо
Мексиканки тоже носят своих малышей самыми разными способами: горизонтально, на бедре, за спиной и спереди. Руки свободны - можно и на рынок сходить, и в церковь, и домашними делами заняться. А еще мексиканские женщины часто собираются вместе, чтобы заниматься рукоделием и воспитывать детей. Ведь под дружеские разговоры веселей и работать, и приглядывать за малышами. Только представьте себе целую группу женщин в ярких длинных юбках, у каждой из которых из нарядной шали выглядывают черные глазки или торчат смуглые ножки! В ребозо носят и новорожденных (их берегут от сквозняков и от сглаза, поэтому малыш спрятан с головы до ног), и детей постарше - до трех лет. Правда, сейчас в ребозо носят своих детей в основном бедняки. Те, кто могут себе это позволить, пользуются автомобилями и колясками.
Сейчас ребозо ткут на больших фабриках. Но до сих пор существует и ручное производство: живы мастера, которые изготавливают ребозо по старинке - но ткацких станках. К сожалению, их становится все меньше и меньше. Ведь изготовление ребозо - очень трудоемкий процесс. Сначала придумывают рисунок. Потом на нитях, из которых он будет соткан, завязывают узелки - через определенные промежутки, которые создадут неповторимый узор ребозо. Затем нити окрашивают черной краской. После высушивания узелки распускают. На местах узелков нити остаются не прокрашенными. Эти черно-белые нити станут основой (или долевыми нитями) ткацкого переплетения ребозо. А для поперечного плетения (оно называется уток) берутся цветные нити. При помощи челнока (специального приспособления) ткачи совмещают основу и уток. Когда ребозо соткано, по его краям остаются висящие нити. Из них плетут бахрому. И чем искусней, тем дороже ценится ребозо. Ребозо могут быть сделаны из хлопка, шерсти и шелка. Причем шелковые столь изящны, что проходят сквозь женское обручальное кольцо. А для ношения детей лучше всего подходят хлопковые.
Инуиты
В теплом климате носить детей на себе одно удовольствие, главное одеться полегче, чтобы маме и малышу не было жарко от тесного контакта. Но как же быть в том случае, если с океана дует ледяной ветер, а температура около 30 градусов мороза? Конечно, можно одеть малыша потеплее и примотать к себе платком из ткани или сшить перевязь из шкур. Но инуиты придумали более удобную экипировку.
Инуиты, или эскимосы, это самый северный народ, населяющий земли от восточного края Чукотки до Гренландии. Жизнь за полярным кругом требовала от них особой выносливости. Эскимосам удалось приспособиться и к холоду, и к однообразному рациону. Они придумали иглу - дом из снега, в котором так тепло, что можно спать без верхней одежды. Придумали гарпун и каяк - легкую лодочку из шкур, натянутых на каркас из костей или дерева, и смогли охотится на морских животных. Их питание сильно отличается от питания «белого человека». Инуиты едят много мяса (тюленей, моржей, оленей) и рыбы - часто даже в сыром виде. А вот овощи, фрукты и злаки они не выращивают - ведь даже летом температура в арктических широтах обычно не поднимается выше 10 градусов. Зато собирают клубни, водоросли и ягоды. Инуиты считают, что мясная диета помогает сохранить тепло и делает их тела здоровыми. Они верят, что охотясь на зверей, заключают с ними договор: животное соглашается отдать людям свою силу, и она переходит в тело человека.
Жительница территории Нунавут (Канада) с ребёнком в амаути из шкур карибу
Одежду эскимосы шьют из шкур убитых животных. А для переноски маленьких детей используют специальные куртки «амаути». В их языке есть даже специальное слово для малышей, носимых таким способом, - «амок». У амаути очень большой капюшон. Со стороны кажется, что ребенок сидит в капюшоне, но он находится внутри куртки. Обхватил ножками мамину спину, а специальные ремни удерживают его от сползания вниз. Благодаря широкой горловине и просторному верху куртки мама может перекрутить куртку спереди назад и покормить малыша. Амаути шьют из тюленьей кожи, оленьего меха или толстой шерстяной ткани. Бывают и летние амаути - из легкой ткани и с коротким рукавом. Подол амаути может быть ровным. Но есть и другой вариант - удлиненный сзади, наподобие хвоста, подол. Раньше его украшали ракушками и бусинами, которые должны были отвлекать злых духов, сверкая при ходьбе. А еще, сев на хвост и взявшись за его конец руками, женщина может удобно съехать с горки.
Путешествие в... кровати
Помните стихотворение про самоходную кровать? В нем мальчик мечтал не вылезая из постели завтракать, умываться, ездить в школу. Да что в школу, он и в морские глубины не прочь был опуститься, но только в родной кровати!
«Или лучше, чтоб кровать
Могла по воздуху летать,
Чтоб имела два крыла,
Убирать бы их могла,
А большое одеяло
Мне б кабину заменяло!» (А. Митта «Чудо-кровать»)
А вот маленькие представители некоторых народов действительно проводили все свое время в кроватях. Не летали, конечно, но и ели, и спали, и получали свои первые впечатления не выбираясь из люлек.
Коренные жители Северной Америки, северные народы России и Скандинавских стран носили своих детей в крошечных кроватках, которые называют люльками. Делались они из бересты или дерева, обшивались замшей или мехом и часто передавались от старшего ребенка младшему, являясь не только предметом первом необходимости, но и семейной реликвией. Люльку можно было нести в руках или на спине - она достаточно легкая, а ребенок прочно закреплен внутри нее.
На севере Финляндии, Швеции и Норвегии, а также в Мурманской области России живут лопари (или саамы). Этот народ до начала XX века вел полукочевой образ жизни: лопари перемещались туда, где был корм для оленей. Несколько зимних месяцев они жили на зимних стоянках, рядом с богатыми ягелем угодьями. А с наступлением весны переходили на летние пастбища или следовали за оленьими стадами. Временным жилищем при кочевье лопарям служили куваксы - конусообразные сооружения из нескольких шестов, покрытые шкурами. А лопарские детишки сразу после рождения помещались в собственные домики - люльки.
Лопарская люлька по форме напоминает лодочку, она выдолблена из дерева и обтянута тонкой оленьей кожей. В изголовье - дуга, на которую крепится маленький полог, защищающий ребенка от ветра и насекомых. Люлька с ребенком туго зашнуровывается, так что при перемещении он точно из нее не выпадет. Правда, и двигаться в таком коконе почти не возможно. А ведь детей держали в люльках порой до полутора лет. Даже для кормления лопарки не вынимали детей из люльки, а подносили к груди саму люльку.
Лопарка
На севере России, где тоже еще до недавнего времени использовались люльки, существовало поверье, что тот, кто рано начал ходить, не проживет долго. Поэтому малышей в колыбельках держали еще дольше - до двух-трех лет. У некоторых народов (селькупов, хантов, манси, орочей) были даже специальные дневные люльки - с приподнятой спинкой. В них дети могли находиться в сидячем и полулежачем положении. Селькупы, коренные жители Западной Сибири, делали для своих детей два вида люлек.
Первую, временную, сразу после рождения ребенка изготавливала мать. Эта люлька была овальной формы с плоским дном и невысокими бортиками. Она делалась из бересты - березовой коры. В такой люльке ребенок находился, пока считался «нечистым» (т.е. еще не перешедшим окончательно в мир живых из мира духов). Через два-три месяца временную люльку выбрасывали, а младенца переводили в постоянную колыбель. Ее изготавливал отец или дед ребенка. Селькупы придавали значение материалу люльки. Для мальчиков ее борта делались из ели, а для девочек - из березы. Постоянную колыбель, в отличие от временной, можно было подвешивать к шестам чума, и потом она переходила к младшему ребенку.
Селькупка
Если колыбель была новой, жители севера проводили обряды очищения. Например, помещали в колыбель молоток и нож (чтобы вырос хороший охотник), щенка или птичку (чтобы не болел). К люльке подвешивались зубы и когти диких животных, монеты, бусины. Они призваны были оберегать находившегося в колыбельке ребенка от злых духов. Когда нужно было перемещаться с одного места на другое, люльку навьючивали на оленя или ставили на нарты. Во время движения обереги позвякивали, и родители знали, что люлька с малышом на месте.
Люлька-кокон
В Северной Америке и Канаде носили детей в люльках-коконах. А индейцы племени навахо (самого многочисленного индейского народа Северной Америки) делают это до сих пор. Плоская основа из дерева или коры обтягивалась оленьей кожей или шкурой. Туда помещался ребенок, которого туго пришнуровывали. И с помощью специального ремня люлька закреплялась на спине у матери. При необходимости она могла подвесить люльку на ветки дерева или прислонить к стволу. Так что ребенок большую часть времени находился в вертикальном положении. Индейцы считали, что благодаря жесткой основе спинки ребенок будет иметь ровные ноги и сильную спину. Над головой ребенка помещался полукруглый козырек, который защищал его от ветра и солнца. К козырьку прикреплялись яркие бусины, которые развлекали ребенка. А в люльку с той же целью помещали душистые травы. Впрочем, ребенку недолго удавалось поиграть с ними: во время переходов его ручки прятали за шнуровку. Дно люльки устилалось мхом, пухом, лишайником, измельченной корой. Эти материалы впитывали влагу (ведь подгузников тогда не существовало), и по мере загрязнения заменялись на новые.
Но далеко не у всех народов принято было носить детей на себе. Там, где люди жили большими семьями, за ребенком всегда было кому присмотреть. И его оставляли дома. Так издавна поступали в Индии. Индийские семьи на удивление велики - в доме может жить до 60 человек. Молодой маме не нужно работать, о ней заботятся родственники. Поэтому и в специальных приспособлениях для транспортировки нет нужды. Если мама с малышом куда-то идет, она несет его на руках. А если устает, передает кому-то из членов семьи.
Зыбка
Жители Древней Руси тоже жили большими семьями. Конечно, не такими многочисленными, как в Индии. Но все-таки в доме было несколько женщин. Ведь молодая семья оставалась жить в доме мужа, где жили и его братья с женами. Так что если матери нужно было идти работать, младенца оставляли дома под присмотром родственников. Ребенка укладывали в колыбель, которая называлась зыбка, и подвешивали к потолочной балке.
Зыбка
Так что большую часть своего младенчества ребенок проводил в подвесной кроватке. При необходимости зыбка становилась и первым транспортом ребенка. Взрослый нес малыша не вынимая из кроватки. Очень редко младенца носили в платке или в подоле (так в некоторых местностях назывался не только край платья, но и передник). И все-таки старались не оставлять младенца без люльки. Считалось, что без нее ребенок становится беззащитным перед злыми духами. А приподнятая высоко над землей зыбка охраняла его. В возрасте одного года малыш «выбирался» из колыбельки и переходил в ведение старших братьев и сестер, которые сначала нянчили его, а потом принимали как полноправного участника в свои игры.
В мире существует еще множество способов ношения детей. В Шведской провинции Даларна использовали для переноски малышей кожаные сумки под названием боэг.
Швеция, Даларна
Некоторые народности Китая носят детей в корзинах, которые используются и для других хозяйственных целей.
Провинция Юньнань в Китае
Есть и еще один необычный для нас способ переноски - на голове. Ребенок удерживается за спиной несущего с помощью налобной лямки!
Андаманские острова Индийского океана
Так и сейчас носят детей и другие грузы дикие племена Африки, Азии, Австралии, Южной Америки. Так переносили их айны (народ, населяющий Японский остров Хоккайдо) и коряки, жители Камчатки.