Первый опыт полетов в Средней Азии.
Очень амбициозные планы для первого раза: 1300 км от Душанбе до озера Иссык-Куль.
Маршрут, около 1300км
Душанбе:
Наш мир не такой большой, если присмотреться, - везде есть знакомые и друзья. После непродолжительных поисков списался с пилотом-альпинистом из Душанбе
Никита Селезнев.
В Душанбе жарко, за 40. Особенности Азии начал постигать прямо с порога, по дороге из аэропорта: у таксиста за 100 м до заправки кончился бензин. Потом, заправившись, на радостях уехал далеко за город от нужного мне места. Пришлось включить навигатор. Хорошо, Никита опытный - прислал мне GPS координаты. Он радушно меня встретил арбузом и поселил у себя в комнате, в доме, который он снимает на две семьи. Никита русский, его жена - француженка (ее не было в мой приезд). Его сосед - француз, девушка соседа - украинка. Такой интернационал.
На вечер запланированы полеты - приезжают ребята из Худжанда. Старт в Душанбе, в 15 км за городом на горе Чорбед. Это рядом с карьером, где добывают сырье для цементного завода. Место называется Гарка (38.692910° 68.839231°), перепад 700 м. Заехать можно на своей машине, или нанять маршрутку от автовокзала (38.647967° 68.769397°), 50 сомони + по 3 сома с человека, если едешь не один (1 сомони = 7 рублей). Из города дорога занимает полтора часа.
Отрог горы Чорбед. Место старта обведено
Отрог горы Чорбед. Место старта обведено
Место для полетов хорошее и очень перспективное - завидую душанбинцам. Чем-то напоминает индийский Бир, только лучше: такая же стенка южной экспозиции длиной боле 150 километров. Есть возможность улететь на 60-80 километров на север в большие горы, к пятитысячному Зеравшанскому хребту и Анзобскому перевалу. Или на юг, в огромную долину к Душанбе, со множеством посадок и дорог. Даже если в горах грозы, они редко выходят в долину. Есть небольшой минус: прямо над стартом, с севера на юг, проходит воздушный коридор к аэропорту Душанбе. Поэтому выше 3500 м в радиусе 5-7 км от старта залетать нельзя. Но на такой случай есть замечательный человек
Юсуф Курбонов - авиадиспетчер. Он консультировал меня, сообщал погоду и держал в курсе возможных запретов на полеты на территории Таджикистана (хорошо, что таковых во время моего перелета не было).
Улететь сразу, как запланировал, не получилось: 3 дня ушло на ожидание разрешения в ГБАО и еще 3 в ожидании погоды.
День нулевой. 12 июля
Первый небольшой перелет на восток, с ночевкой. Здесь расположено несколько высокогорных плато, изрезанных ручьями и покрытых «альпийской» травкой. Высокогорные пастбища, пастухи, вода, полно места для посадки. Пастухи наблюдали за мной издалека, но так и не подошли. Любопытные, но осторожные - учту на будущее.
Click to view
Вечером и утром дождь. По прогнозу ближайшие два-три дня тоже дожди - нет смысла сидеть в горах. Слетел на дорогу, и в течении 2 часов вернулся в город, к
Никита Селезнев. Фальстарт перелета.
В очередной раз насладился ездой местных шумахеров: обгон на шестиполосной дороге одинокой попутной машины, с объездом разделительного отбойника через встречку: «вай, ну мне же так удобнее!» (хотя не сильно удивило после позавчерашнего проезда пункта оплаты платной дороги на въезде в Душанбе, где всего десяток машин умудрились перекрыть движение даже по встречной обочине: очень надо проехать вперед всех! При этом они же легко подбирают незнакомого человека на дороге и готовы ему всем помочь. Подвезут, накормят, напоят.
День первый. 15 июля.
Машина по дороге на старт закипела - а как же без приключений! Старт поздний. База облаков едва доходит до 3800-4000 м. Маршрут получился небольшой: 60 километров за 3 часа. Сел на высокогорном плато: высота 3300 м, альпийская травка, ручей, до старта 50 метров. Подошли пастухи - поглазеть, пообщаться.
Трек Трек
Click to view
Поставил палатку, заварил пакетик «еды», пощипал дикого лука, в изобилии растущего вокруг.
Общий вес снаряжения около 30 кг. Все для автономного существования 10-12 дней. Из них еда - 1.5 кг сублиматов, 200 г фиников и шоколадка. Больше взять не смог. В сутки выходит 1000 килокалорий - а это голодный паек. Надо как-то добывать подножный корм. Иду к пастухам в гости. Не забыв ложку и кружку!
Стоянка пастухов в паре километров, за оврагом. Два улыбчивых брата лет четырнадцати и семнадцати. По-русски не говорят вообще. Радушно встретили и накормили ужином: немного мяса и чай. Звали остаться на ночлег, но я предпочел свою старую добрую палатку.
День второй. 16 июля.
100% влажность, все вещи отсырели. А еще в солнечной панели несколько перебитых проводов - есть чем заняться утром. Вчерашние ребята пришли сказать «доброе утро» и сидели перед палаткой. Мой путь - дальше на восток. Рамитское ущелье, по которому я летел, - тупиковое. Надо перелететь на юго-восток, через долину и хребет. Вот только погода весьма странная: из-за высокой влажности быстро развившаяся кучевка не высокая, и потоки слабые. База около 3900. Облака комьями лежат на 4х тысячных хребтах - через высокие северные горы не облететь.
Бодрый пастушок
Сразу после старта перелетел долину. За час так и не смог забраться по отрогу на хребет - никак не мог выкрутить под базу - терял поток. Понадеялся: сейчас полечу по южной стенке хребта прижимаясь к склону - должно же держать! Не сработало. Вдоль склона встречный ветер и турбулентность, а ущелье глубокое и внизу без посадок. Сильно «льет». На авось, не раздумывая, приземлился на первый попавшийся небольшой хребтик в ущелье.
Трек
Click to view
Посадка получилась не очень мягкой. Цел, только чуть окончательно не угробил солнечную панель. Хорошо, что все обошлось - остался бы совсем без электричества. А ведь еще утром у меня был аварийный ветрогенератор! Да решил развернуть его в полете - в результате все пропеллеры вылетели из упаковочного мешка, а резервных у меня нет. Ха, может через год прорастут! Моторы ветрогенератора были торжественно похоронены на месте посадки - вот и минус 250гамм. Внимательнее осмотрелся: ветер восточный, прямо с гор, и небо над хребтом затянуто. Если рестартовать, то это только слив в Рамитскую тупиковую долину - если хватит глайда. И даже если долечу до нее, там нет дорог - я, скажем так, в - (вырезано цензурой) затруднительном положении. Есть другой вариант: ножками спуститься в ущелье и по его противоположной стороне подняться на хребет, отделяющий меня от большой долины, и уже оттуда стартовать на юг. Это подняться почти на километр. Вариант тяжелее физически, зато гораздо больше шансов сохранить тушку в целостности. Плюс по склону просматривается пастушья тропа.
Место посадки
До сумерек, за 4 часа прошел 200м вниз и еще 400 метров вскарабкался верх - очень неплохо. Поставил палатку в лопухах у ручья. В качестве основного блюда на ужин хотел наловить гадюк, которых днем в изобилии встречал на склонах. Да попрятались все - лень искать. Ночью выяснилось: не дошел буквально ста метров по высоте до пастухов - они светили мне фонариком, и лаяли собаками с холма. Но сил на подъем уже не было.
День третий. 17 июля
В 6:00 уже на тропе. Небо, ночью очистившееся, снова затянуто плотными облаками - зато не жарко и идти легко. К 8 утра на перевале! Зря торопился: небо начало очищаться только к 12. Из развлечений: штиль, отсутствие солнца и сидеть в телефоне, который тут поймал сеть. К часу небо наконец очистилось и смог стартовать.
За 3 часа пролетел около 30 километров в слабых и турбулентных потоках. Сел на отрог к пастухам, в сильном термодинамике распугивая овец и собак.
Click to view
Один из пастухов по имени Олег даже говорил по-русски - работал когда-то в России. Пошел к нему в гости - 200 метров вниз. Тут обитают еще двое пастухов, кроме Олега. На ужин разновидность местного блюда куротоп: суп из макарон, картошки, морковки, помидоров и хлеба. Из зрелищ: догонялки за овцами - «а я доктор Айболит, уколю вас лекарством».
Трек День четвертый. 18 июля.
Небо чистое - погода хорошая! Ровно в 9 завтрак - чай с куском лепешки - и в дорогу. Солнце яркое, жарко. Час шел траверсом на хорошее место для старта. Разложился под еще одной стоянкой пастухов. К моменту старта сверху спустился пастух со словами: «Здравствуй дорогой, ты ел? Пойдем обедать!». Во черт, ну где ты был утром? И как в таких условиях летать?! Пока готовился к старту, не заметил поводок от клеванты, запутавшейся в свободном конце правого переднего ряда, что сократило стропы на десяток сантиметров. Крыло вышло в полетное положение как-то кривовато, но полетело. А через 2-3 секунды уже было поздно - взлетел. И получил массу приятных ощущений, когда крыло постоянно складывалось. Садиться в таком виде опасно, только отлететь от склона подальше, чтоб хватило высоты на открытие запаски. Но потом сложил пол крыла и этим ослабил узел, а затем и совсем распутал. Так что все по плану - лечу дальше. База совсем низкая - 3500м. У меня по курсу широкая 15 километровая долина. Шансов перелететь ее почти нет, просто пролечу максимально далеко в сторону дороги М41 - Памирского шоссе. Там недалеко от границы с Афганистаном можно стартовать с перевала Хабурбад (38.627243° 70.717319°).
Но сегодня мне крупно везет: перелетел всю долину, чуть не сел на другой стороне - ушел буквально с 200 метров. С час выживал на северном склоне, поднабрал и перескочил на южный. Дальше лафа: сильные потоки и база 4400 м. Посадка на очередную большую поляну с ручьем и диким луком. Пастухов не застал, только помахал вслед удаляющемуся каравану из осликов. С места ночевки замечательный вид на далекие Афганские горы. Только к вечеру начался довольно сильный слив с гор. Согнал меня с поляны: испугавшись что палатку порвет ветром переставил ее в ложбину.
Трек Click to view
Кучевка над Афганскими горами.
Кучевка над Афганскими горами.
День пятый. 19 июля
Небо чистое. Старт пораньше, в 10:20. База еще не высока, решил для разнообразия набрать повыше в облаке. Зря. Не учел, что на такой высоте в облаке слишком тепло: вместо изморози по стропам потекла вода - бррр! Как только вылетел из облака, все моментально замерзло. Получились прозрачные, блестящие, очень красивые стропы. Погода хорошая, но не очень сильная. Первые 30 км пролетел по стартовому хребту на северо-восток, потом повернул на юго-восток. И вот здесь начался Памир! Горы изменились. Вместо лужайки для гольфа серьезные горы: сплошные крутые скальники и высокие пики, покрытые снегом. База подросла до 5200 - красота! За 5 часов пролетел только 70 километров - лететь на юг тяжело. Можно было попробовать пролететь еще 30 километров и перелететь 5 тысячный хребет, отделяющий меня от долины Ванч, - не рискнул, посадок дальше не наблюдается.
Сел в заранее отмеченной точке, на хорошем отроге, с уже редким в этих местах травянистым газоном, снежником в ложбине и великолепным видом на Дарвазский хребет и гору Кухигаранга. А сложный перелет отложу на завтра. Высота 3800м чувствуется: отдышка, слабость, легкая головная боль и почки ноют от дневного обезвоживания. Ночью странная смена погоды: вечером мороз, под утро оттепель.
Трек Click to view
Продолжение. Часть 2