1975 год - Интервью: Уильям Берроуз беседует с Джимми Пейджем.
Опубликовано в журнале «Crawdaddy» в июне 1975 года.
Билл и Джимми обсуждают музыку джуджука, введение аудитории в состояние транса, беседуют о спекуляциях на тему «инфразвукового» оружия для управления поведением толпы.
Шоу Джимми и Билла
Когда меня впервые попросили написать статью о группе Led Zeppelin на основе их концерта и разговора с Джимми Пейджем, я не был уверен, что справлюсь, поскольку недостаточно хорошо знаю музыку с точки зрения музыкальной критики, чтобы давать какую-то оценку. Я решил просто сходить на концерт и поговорить с Джимми Пейджем, а статья как получится, так получится. Если вы будете рассматривать какие-либо данные беспристрастно, то сами данные скажут вам всё, что требуется.
В первую очередь меня поразила аудитория. Пока мы проходили через одну линию охраны, потом через следующую, молодежь на удивление выглядела, как единый организм - послушный чистенький ребёнок из среднего класса. Служба безопасности невозмутима и вымуштрована, «зайцев» выводят без лишнего шума. Толпа донесла нас до наших мест в тринадцатом ряду. За ненапряжным ужином перед концертом компаньон из «Crawdaddy» сказал о предчувствии, что что-то произойдёт во время концерта. Я заметил, что это может случиться, когда собирается столько людей - как на бое быков, когда ты покупаешь соломенную шляпу для защиты от бутылок и прочих ракет. Пусть опасность останется в маленьком городке на границе с Мексикой, где матадор редко оставался живым, да и несколько зрителей расставалось с жизнью. Это называется «очистить путь».
Вот мы уселись, я отказываюсь от затычек в уши, поскольку привык к громкой музыке барабанов и труб из Марокко. Если на них искусно сыграть, получится громко, что производит оживляющий и возбуждающий эффект. Когда концерт шёл полным ходом, я испытал схожее ощущение, которое проще простого контролировать. И я знал - ничего плохого не произойдёт. Место оказалось безопасным и дружелюбным, но в то же время заряженным до предела. Я прямо-таки ощущал обмен энергией между исполнителями и аудиторией, совсем не буйной и невменяемой. Спецэффекты подавались в меру и весьма умело.
Немного спецэффектов намного лучше, чем чрезмерно. Я вижу, как лазерные лучи разрезают дым из сухого льда, что вызвало одобрительный гул зрителей. Номер Джимми Пейджа с порванными струнами был воспринят с истинным драматизмом. Не меньшее влияние оказало соло Джона Бонэма и тексты, поданные с беспощадной жизненностью Робертом Плантом. Исполнители отдали всё, что имели, и шоу прошло очень хорошо. На последнем номере «Stairway to Heaven» толпа зажгла спички, тут и там горели бенгальские огни; аудитория вела себя отлично и наслаждалась концертом, создав атмосферу школьной рождественской пьесы. В общем, хорошее шоу - точно ни слабенькое, ни пресное. Уходишь с концерта, словно покидаешь реактивный лайнер.
Я набросал общее впечатление в виде нескольких мыслей, на основе которых и буду беседовать с Джимми Пейджем. «Самый главный ингредиент любой успешной рок-группы - это энергия, т.е. способность принимать энергию от аудитории и вновь отдавать её обратно. Рок-концерт, на самом деле, является ритуалом с рождением и преобразованием энергии. Рок-звёзд можно сравнить со священниками, эта тема раскрывалась в фильме Питера Уоткина «Привилегия». В фильме рок-звезда управляется реакционными силами для организации государственной религии. Вряд ли этот сценарий имеет жизненную силу. Я думаю, группа, поющая политические лозунги, растеряет аудиторию.
Шоу Led Zeppelin сильно зависит от громкости, повторения и барабанах. Наблюдается некое сходство с трансовой музыкой Марокко, магической в природе своей и целях, связанной с рождением и контролем духовных сил. В Марокко музыканты являются магами. Музыкой Гнаоуа изгоняют злых духов. Музыка джуджука пробуждает бога Пана, бога Паники, и это реальная магическая сила, сметающая всякую фальшь. Необходимо помнить, что источник всех искусств - музыки, рисования и литературы - состоит из магии и вызывает воспоминания. Эта магия всегда добивается осязаемого результата. На концерте Led Zeppelin результатом можно считать создание энергии у исполнителей и аудитории. Чтобы такая магия жила, она должна вытягивать энергию у своих источников, что очень опасно.»
Интервью
Мне показалось, что эти рассуждения могут составить основу для моего разговора с Джимми Пейджем, который должен пройти не в форме интервью. В самом формате интервью что-то не правильное: кто-то суёт тебе под нос микрофон и говорит: «Мистер Пейдж, не хотите ли поговорить о своём интересе к оккультизму? Вы могли бы назвать себя приверженцем подобных вещей?» Даже умный вопрос с «микрофоном-под-нос» побуждает дать осторожный ответ «микрофону-под-нос». Как только Джимми Пейдж вошёл в мою студию в центре города, я понял, что мы пойдём другим путём.
Мы начали разговор за чашкой чая и обнаружили, что у нас много общих друзей: агент по недвижимости Джон Мичел, который вёл переговоры по покупке дома Алистера Кроули в Лох-Нессе, эксперт по летающим тарелкам и пирамидам Дональд Кэмел, он ещё работал над фильмом Кеннета Энгера «Представление»; а также Мик и Крис Джаггеры. Тема магии возникла в связи с Алистером Кроули и фильмом Кеннета Энгера «Восхождение Люцифера», над саундтреком к которому работал Джимми Пейдж.
Поскольку слово «магия» может сбить с толку, я бы хотел точно выразить, что я подразумеваю под этим словом и магическим истолкованием так называемой реальности. Лежащее в основе определение термина «магия» - это утверждение «воли» в качестве главенствующей движущей силы этой Вселенной, т.е. глубокая вера, что ничего не случается без воли кого-либо или чего-либо. Для меня это всегда было очевидным. Стул не сдвинется, пока его кто-нибудь не подвинет. То же самое происходит с вашим физическим телом, состоящим из тех же материалов, оно будет двигаться по вашей воле. Ходьба по комнате - магическое действие. С точки зрения магии ни смерть, ни болезнь, ни несчастье, ни несчастный случай, война ли или беспорядки не являются случайными. В мире магии нет случайностей. А воля - это ещё одно имя живой энергии. Рок-звёзды жонглируют расщепляемой энергией, способной взорваться в любой момент… «Футбольный счёт исходит из столицы… нужно проявить интерес», - протянул денди Команданте, живой и невредимый, на страницах моей книги. Другая рок-звезда сказала мне: «Ты просиживаешь свою задницу и пишешь, а меня могут разорвать на части, как Орфея, толпа фанатов».
Я обнаружил, что Джимми Пейдж в равной степени обеспокоен рисками управления расщепляемым материалом коллективного бессознательного. Меня многому научили репортёры журнала «Life-Time», один из которых рассказывает эти ужасные истории: «А теперь старого Бёрнса вытащили из грузовика, и толпа содрала с него кожу. Когда мы подошли с фотоаппаратами, кровавое тело всё ещё извивалось, как червяк. А в это время другая часть репортёров делала снимки - ЩЁЛК ЩЁЛК ЩЁЛК, дабы запечатлеть вашу реакцию». За обедом в мексиканском ресторане я рассказал Джимми историю о большом беспорядке на футбольном матче в Лиме в 1964 году.
Мы вошли в ВИП-зону, декорированную в стиле «Триумфа воли». Военная музыка - длинные аллеи, застывшие полицейские с собаками на цепях - толпа нервничает под влиянием раскалённого душного и наполненного угрожающим электричеством воздуха. Над Лимой нависли серые облака, люди беспокойно посматривают на них… в последний раз в Лиме шёл дождь в год большого землетрясения, когда целые города поглотили оползни и сели. Коп пинает кого-то и толкает в сторону выхода. О, счастливчик! Собаки угрожающе воют. Игра проходит напряжённо. Ничья до конца последней четверти, а затем было принято странное решение - гол, принёсший победу Перу, отменён уругвайским арбитром. Толпа гневно заревела. А затем огромный чёрный парень по кличе Ла Бомба, до того устроивший беспорядки на трёх футбольных матчах, и в целом имеющий двадцать три инцидента в активе, выскочил на поле. Шквал фанатов последовал за Бомбой - уругвайский судья смылся с проворностью крысы (или злого духа) - полиция пустила слезоточивый газ и спустила кровожадных псов, обезумевших от страха и злости, да и слезоточивого газа. А затем раздался звук низвергающейся горы - это упало несколько капель начинающегося дождя.
"Да, я думал об этом. Мы все думаем. Важно сохранять баланс. Дети приходят послушать музыку. Наша работа состоит в том, чтобы они отлично провели время без всяких бед."
Помните группу под названием Storm? Они играли в танцевальном зале… огонь… выходы закрыты… тридцать семь человек погибли, включая всех музыкантов. Теперь любой исполнитель, не думающий об огне и панике, просто не может думать. Лучший способ предотвратить беды - предусмотреть меры заранее. Нельзя отвергать реальность. Признаки беды в том зале, должно быть, проявлялись с самого начала. Если бы артисты прислушались к ним и приняли меры, они бы точно позаботились о том, чтобы выходы были открыты.
Сперва я разлил виски на два пальца у себя в норе на Франклин-стрит и рассказал Пейджу о майоре Брюсе МакМаннауэее, целителе и экстрасенсе из Шотландии. Майор обнаружил свои необычные способности во время Второй мировой войны, когда его полк был отрезан от медицинского обеспечения, и майор начал прикладывать руки. «Да, майор, это чушь собачья, но я попробую», - сказал он себе. И выяснилось, что он является экстрасенсом. Его способности так высоко ценились в Адмиралтействе, что майора вызывали отыскивать утонувшие подлодки, и он никогда не ошибался.
Я посетил его семинар по медитации, оказавшийся фокусом с индийским канатом. Перед началом майор рассказал нам кое-что о потенциальной силе групповой медитации. Он видел, как поднимается в воздух церковный орган весом в шестьсот фунтов. Я не видел причин сомневаться в этом, так как майор не был способен обманывать. Во время сессии после нескольких предварительных упражнений майор попросил нас увидеть колонну света в центре комнаты, а затем он провёл нас сквозь свет на плато, где мы встретили прекрасных дружелюбных людей, что-то типа лестницы в небеса. Я имею в виду, мы действительно там были.
Я повернулся к Джимми Пейджу: «Конечно мы имеем дело с медитацией - тщательно продуманным введением в состояние транса некоторых людей под наблюдением старого мастера. На поверхность всплывает некая общность с рок-концертом, но движущая сила одна: человеческая энергия и её потенциальная концентрация». Я акцентировал, что момент, когда лестница в небеса становится действительно возможной для аудитории, в то же время может стать и источником опасности. Джимми тоже высказался озабоченным касательно силы концентрации массовой энергии, которая может таить в себе опасность, во избежание которой требуются навыки и баланс… словно ты везёшь тонну нитроглицерина.
«Мы несем ответственность перед аудиторией, - сказал он. - Мы не хотим, чтобы с этими детьми случилось что-нибудь плохое. Мы не хотим выпускать что-то, с чем мы не можем справиться.» Мы поговорили о магии и об Алистере Кроули. Джимми сказал, что Кроули оклеветали как чёрного мага, в то время, как магия не является ни чёрной, ни белой, ни хорошей, ни плохой. Она то, что есть: настоящая вещь - то, что люди на самом деле чувствуют, хотят и являются этим. Я заметил, что это «или/или» является смирительной рубашкой, которую придумало христианство. Тогда вся магия стала чёрной, учёные переняли данное убеждение от церкви, и западный человек задыхается в немагической вселенной, известной как «так и должно быть». Рок-музыку можно расценить, как попытку разбить мёртвую бездушную вселенную и оживить вселенную магии.
Джимми рассказал мне, что в доме Алистера Кроули хорошие вибрации, их особенно чувствуют те, кто чувствителен по природе и расслаблен. В какой-то момент дом оказался в центре огромного скандала с цыплятами, в котором косвенно оказался замешан актёр Джордж Сандерс, ему удалось избежать каких-либо обвинений по этому поводу. Сандерс покончил жизнь самоубийством в Барселоне, и мы вспомнили его предсмертную записку этому миру: «Оставляю вас в этой милой выгребной яме».
Я сказал Джимми, что ему повезло получить дом с монстром на переднем дворе. А как насчёт лохнесского чудовища? Джимми уверен, что оно существует. Я сомневаюсь, что оно может добыть достаточно пропитания - я говорю не о невозможности, а скорее об уходе за чудовищем, и это меня беспокоит. Что думал по этому поводу Алистер Кроули? По-моему, он ничего об этом не говорил.
Мы поговорили о трансовой музыке. Джимми слышал пластинку Брайана Джонса с записью из Джуджуки. Мы обсудили возможность синтеза рок-музыки с некоторыми древними формами трансовой музыки, прошедшими сквозь века. Такой синтез должен оказать мощный, местами гипнотический эффект на аудиторию. Он очистит древние формы от плесени фольклора и добавит новые приёмы в арсенал рок-групп.
Ещё мы обсудили спецэффекты, используемые на концертах. «Конечно, - сказал он. - Лазеры, свет, сухой лёд прекрасны - но нужно соблюдать баланс. Шоу не должно сильно опираться на спецэффекты, пусть и впечатляющие». Я заговорил об инфразвуке, т.е. тонах ниже 16 герц, который воспринимает человек, в то время как ультразвук выше этого уровня. Профессор Гавро из Франции разработал инфразвук в качестве военного оружия. Мощная инфразвуковая установка может, по его утверждению, убить любого в радиусе пяти миль, разрушить стены и разбить окна. Инфразвук убивает путём создания вибраций в теле, как объясняет Гавро, «вы чувствуете, как органы в теле трутся друг о друга». План этого устройства можно получить во французском патентном бюро. Генераторы инфразвука можно соорудить из недорогих материалов. Не нужно говорить, нас не волнует неограниченное военное применение инфразвука, но гораздо больший интерес представляет возможности распространения звука больше, чем на пять миль.
Инфразвук создаёт вибрации в органах и в нервной системе. Обязательно ли эти вибрации вредные и неприятные? Вся музыка при любой громкости создаёт вибрации в теле и в нервной системе слушателя. Поэтому люди и слушают музыку. Карузо, как вы помните, мог разбить бокал шампанского, находящийся в комнате. Особенно интересны ритмические пульсы инфразвука, т.е. музыка в инфразвуке. Вы её не можете слышать, зато можете почувствовать.
Джимми заинтересовался, и я дам ему газету со статьёй об инфразвуке. Судя по всему, самый смертельный диапазон находится в пределах 7 герц и даже при низкой громкости влияет на каждого. Люди нервничают, чувствуют недомогание, депрессию и в один голос восклицают: «Мне ужасно плохо!»… но на рок-концерте вам бы этого хотелось в последнюю очередь. Тем не менее, в границах инфразвука можно найти безопасный диапазон. Буддистские мантры тоже создают вибрации в теле. Но можно ли этого достичь более мощным и безопасным способом с помощью инфразвуковых ритмов, конечно же, в сочетании со слышимой музыкой? Вероятно, инфразвук даст новое направление рок-музыке.
Можно ли разработать нечто сравнимое с гидролокационным средством общения у дельфинов? То, что могло бы передавать непосредственный гидролокационный опыт без применения символического языка? Я упомянул, что разговаривал с доктором Труби, работавшим с Джоном Лилли над записью разговоров дельфинов. Доктор Труби - специалист по межвидовой коммуникации, он выиграл грант правительства. Наши дети рождаются венерианцами, мы начинаем их понимать, только когда они учатся говорить. Я предложил ему, что ВСЕ коммуникации, насколько мы в курсе, на самом деле межвидовые коммуникации, и такова природа вербальных и символьных коммуникаций, которые должны быть косвенными.
Есть ли у дельфинов язык? И что такое язык? Я называю языком коммуникационную систему, в которой данные представлены вербальными и письменными символами - символами, не являющимися объектами, на которые они ссылаются. Слово «стул» не является само по себе объектом, т.е. стулом. Поэтому любая система коммуникации всегда вторична и символична, тогда как мы можем придумать форму коммуникации, немедленную и прямую, менее нуждаясь в символах. А музыка конечно же стоит ближе к прямой коммуникации, чем язык.
Можно ли музыкальную коммуникацию отточить с помощью инфразвука и тем самым сделать второй шаг вперёд? Первый шаг был сделан, когда музыка пришла из танцевальных залов, закусочных и ночных клубов в Мэдисон Сквер Гарден и стадион Шей. Рок-музыка обращается к массовой аудитории, но не является заводью кучки ярых поклонников. Может ли рок-музыка сделать шаг вперёд? Или же это просто самоограничивающаяся форма в попытке утолить желания масс? Сколько радикально нового могут без вреда впитать в себя массы? Мы возвращаемся к вопросу о балансе. Сколько нового материала может принять массовая аудитория? Может ли рок-музыка идти вперёд, не теряя при этом фанатов?
Мы разговаривали об оргоновом аккумуляторе Вильгельма Райха, я показал Джимми планы, которые передала мне дочь Райха, как собрать такое устройство. В целом устройство очень простое, оно состоит из железа или стальной стружки внутри и органического материала снаружи. Мне кажется, это очень важное открытие. Недавно учёный из НАСА объявил об «электрическом источнике» теории заболевания рака, практически идентичной теории рака Райха, созданной 25 лет назад. Тот учёный никак не признаёт вклад Райха. Я показал Джимми оргоновый ящик, и мы согласились, что оргоновые аккумуляторы пирамидальной формы с намагниченным железом могут быть очень мощными.
Мы поговорили о фильме «Представление» и методе нарезок, использованном в фильме. Этот метод был адаптирован к литературе в 1959 году Брайоном Гайсиным, который сказал, что литература отстала на пятьдесят лет от изобразительного искусства, и применил метод монтажа к литературе. Например, если вы пройдётесь по Таймс-сквер, а затем нанесёте на холст всё, что видели, в результате получится монтаж… человека загородила машина, отражения в витринах магазинов, фрагменты дорожных знаков. Энтони Бэлч и я работали над фильмом под названием «Нарезки», в котором плёнку разрезали на части и склеили в произвольном порядке. Николас Роуг и Дональд Кэмел присутствовали на сортировке плёнки незадолго до перед созданием «Представления».
Музыкальные нарезки использовал Эрл Браун и другие современные композиторы. Что отличает форму нарезок от, скажем, отредактированного попурри, так это то, что нарезки в определённом смысле случайные. Например, если вы сделали попурри, взяв по тридцать секунд из разных произведений, и склеили эти разные части в одно целое. Под нарезками понимают зачатую более ограниченные темы, и это нонсенс. Вот например фраза, взятая из нарезки из этой статьи: «Я вижу лазерных безбилетников с благодарным восклицанием сидя в 13-м ряду» (на самом деле «зайца» вывели из переднего ряда сотрудники безопасности, об этом случае я забыл, пока не увидел эту нарезку).
За обедом в мексиканском ресторане я был удивлён тем, что Джимми никогда не слышал о Пертильо, основателе профсоюза музыкантов, который сделал больше, чем кто ни было, для улучшения финансового положения музыкантов через защиту авторского права. Интересно, смогла бы рок-музыка подняться без Пертильо и профсоюзов, которые поставили музыкантов в разряд высокооплачиваемых профессий, тем самым привлекая менеджеров, публику и массовую аудиторию?
Музыка, как и другие виды искусства, по сути магическая и церемониальная. Может ли рок-музыка вернуться к церемониальным корням, заинтересовав этим своих поклонников? Может ли рок-музыка использовать древние формы, например, марокканскую трансовую музыку? В настоящее время существует большой интерес к оккультизму и другим средствам расширения сознания среди молодых людей. Может ли рок-музыка напрямую апеллировать к этому интересу? Короче, мы видим некоторое количество несопоставимых тенденций, которые нужно синтезировать. Может ли рок-музыка выступить средством синтеза?
Порванные струны, соло Джона Бонэма на барабанах, живость Роберта Планта - когда столько людей собираются ради таких вещей, это очень хорошо. Купите соломенную шляпу у входа, потому что публика зажигает спички. Холодные организованные лазерные лучи плавно бороздили аудиторию. Россыпь искорок. Опасность для городка на границе с Мексикой. За чашкой чай мы начинаем разговор о массовом бессознательном, глядя на фото беспорядков во время футбольного матча в Лиме. Уругвайский арбитр - ещё одна рок-звезда. Звук - как падающие горы всевозможных рисков. Наша работа состоит в видении проблем и застоя на середине пути - помните лестницу в Швейцарию? Настоящий огонь. Не увидите, если не верите - как и в случае со скрытыми силами. Т.е. мы играли на танцплощадке в раю в тот момент, когда лестницу открыли для аудитории.
Слово в слово
Уильям Берроуз: Мне действительно понравился концерт. Мне кажется, у вас много общего с марокканской трансовой музыкой. На самом деле.
Джимми Пейдж: Ну да.
УБ: Мне интересно, вы сознательно используете…
ДжП: Ну, на самом деле кое-что есть на треке «Kashmir» - басовая линия - хотя никто из нас не был в Кашмире. Просто мы все увлекались подобной музыкой. Меня очень интересует этническая музыка со всех концов мира.
УБ: Ты был в Марокко?
ДжП: Нет, не был, как это ни прискорбно. Я был только в Индии и Бангкоке, ну и в других места Юго-Восточной Азии.
УБ: А я никогда не был восточнее Афин.
ДжП: Потому что тогда, когда все путешествовали, ездили в Марокко, на юг, посещали Стамбул, я в это время учился в колледже искусств, а затем занялся музыкой. Короче, я пропустил бум путешествий. Но я знаю музыкантов, которые были там, видели арабов и играли с ними.
УБ: Они думают о музыке полностью в магических смыслах.
ДжП: Да.
УБ: Их музыка используется для магических целей. Например, музыка Гнаоуа изгоняет злых духов, а джуджука вызывает Пана. Музыканты там - все маги, вполне сознательно.
УБ: Я думал о концентрации массовой энергии на поп-концертах, и если бы её передавать, скажем, через магию… по лестнице в небеса… это было бы актуально.
ДжП: Я знаю. Некоторых так хорошо осведомлены об этих энергиях, что могли бы легко… например, как-то мы играли в Филадельфии, зал там просто дыра… а в службе безопасности работают худшие уроды Штатов. Я видел, что там случилось, и меня просто скрутило. Если бы я не играл на гитаре, то разбил бы её об чью-нибудь голову. Это двухгрифовая гитара, которую невозможно заменить. Нужно ждать девять месяцев, пока в Gibson тебе не сделают новую.
Что там случилось: кто-то подошёл к центру сцены сделать снимки или что-то ещё. Другой однозначно сказал: «Убирайся отсюда». А тот не ушёл. Затем парень из охраны перелез через ограждение, за ним другой, и ещё один, и ещё… и они все столпились на вершине… было видно, как кулаки обрушиваются на беднягу. Потом они его за волосы оттащили оттуда и запинали ногами. Просто отвратительно. Я хочу сказать, что… наши фанаты, люди на наших концертах очень дисциплинированные. Совсем не как у Элиса Купера, где нужно очень постараться ввести их в нужное состояние. А потом получить рецензии в прессе. А негатив, сказанный в определённый момент, может испортить всё вокруг.
УБ: Нужно соблюдать баланс…
ДжП: В Америке, да.
УБ: Аудитория в тот вечер хорошо себя вела.
УБ: Вы используете лазеры на всех концертах?
ДжП: Здесь - да, везде.
УБ: Очень впечатляет.
ДжП: Думаю, нам нужно немного их добавить. Что думаете? Около тридцати. Вы знаете, что их видно на Луне? Их даже рассматривали… короче, их использовали для Луны. Меня весьма впечатлило.
УБ: Но эта машина не вызывает разрушения.
ДжП: Но если вы посмотрите прямо на неё, то да.
УБ: Но я имею в виду… она не может прожечь дырку в…
ДжП: Нет… её бы тогда сломали. Я жду, когда можно использовать голограммы, трёхмерные изображения. Ещё я хотел использовать генератор Ван Дер Графа. Вы его видели в старых ужастиках…
УБ: Да-да, Франкенштейн и всё такое.
ДжП: Когда мы впервые приехали сюда… призыв шёл полным ходом, и если вы остаётесь в Штатах больше шести месяцев, то вас могут позвать на службу.
УБ: Я этого не знал.
ДжП: Вот так.
УБ: Я думал, для этого нужно быть гражданином США.
ДжП: Неа. Мы едва не злоупотребили гостеприимством. Я работал здесь в студиях, продюсировал. И когда подходил срок шести месяцев, пришлось работать в авральном порядке. Хотя у меня было пару дней до окончания срока, но мне требовалось закончить пластинку.
УБ: И что, они вас поджидали?
ДжП: Не совсем так. Конечно, им бы потребовалось время сообразить, но кто-нибудь обязательно бы пришёл. Вы же знаете, они следят за людьми.
УБ: Ты слышал что-нибудь об инфразвуке?
ДжП: Угу, расскажите.
УБ: Инфразвук находится за пределами слышимости. Некто из Франции по имени профессор Гавро открыл его в качестве военного оружия. У него была инфразвуковая установка, включив которую, он мог убить любого в радиусе пяти миль. Также разрушаются стены и окна. Смерть происходит от вибраций органов в теле. И что меня интересует: можно ли ритмическую музыку на границе инфразвука использовать для создания ритмов в аудитории? Потому что, любая громкая музыка на самом деле создаёт вибрации. Отчасти так создаётся нужный эффект.
ДжП: Ммммм…
УБ: Вообще-то… сделать инфразвуковую установку не сложно.
ДжП: Я слышал об этом, но не в подробностях. Я знаю, что определённые частоты могут вызвать болезненное состояние.
УБ: Да, это так. Даже с фатальным исходом. Это не то, что ты ищешь. Но можно ведь создавать вибрации…
ДжП: Ха-ха, машина со смертельными лучами! Когда появилось радио, люди пикетировали радиостанции - не так ли? - говоря: «Мы не хотим вредных лучей» (смеётся)…В общем… определённые ноты могут разбивать стаканы. Оперные певцы звуком могут разбить стакан, так ведь?
УБ: Один из трюков Карузо.
ДжП: Это правда?
УБ: Конечно!
ДжП: Никогда такого не видел
УБ: Я тоже никогда не видел, но я знаю, что это возможно
ДжП: Я хочу лазерные ноты. Вот, что мне нужно! всех порвём!
УБ: На самом деле можно такие вещи сделать из деталей, купленных на свалке. Машина совсем не сложная. Что касается патента… он из Франции, и согласно французским законам можно приобрести патент. За очень маленькую сумму.
ДжП: Видите ли, дело в том, что трудно понять, что в данный момент происходит - со сцены в зрительном зале. Вы только можете… я имею в виду, я никогда не видел, как группа играет. Потому что я сам часть этого, я могу видеть нас только на плёнке, или послушать. Но я знаю, что я увижу. Что касается ритмов в аудитории. Я соглашусь с этим. Однозначно. И… музыка, сотканная из риффов, на самом деле, имеет трансовый эффект, в этом плане она похожа на мантру. За это на меня нападали.
УБ: Что делает мантра? Она создает в теле определённые вибрации. И вы скорее всего, делаете ту же самую вещь. Конечно, они.. совсем не похожи. Но мне всегда было интересно, что если на границе инфразвука можно сделать что-нибудь интересное.
ДжП: Ага.
ДжП: В прошлом году мы играли подряд три часа, физически это был настоящий… т.е., когда я вернулся с последнего тура, то не понимал, где нахожусь. Я даже не знал, куда собираюсь. Мы закончили в Нью-Йорке, и единственная вещь, которую я осознавал, был мой инструмент на сцене. Я просто не мог… я был полностью в ауте.
УБ: А сколько вы играли недавно? Два с половиной часа?
ДжП: Да, два с половиной часа. Раньше играли по три часа.
УБ: Я бы не смог читать три часа подряд.
http://www.spblife.info/rock_press/1975_god_-_interv_ju__uil_jam_berrouz_beseduet_dzhimmi_pejdzhem