Так как же обстоят дела со строительством моста через Лену в Якутске? Мы
остановились на том, что в бюджете денег нет и, казалось бы, вопрос отложили в долгий ящик. Однако не тут-то было.
В 2014 году был определён некий
консорциум по строительству моста. Дальше этого дело не продвинулось.
Однако в конце 2015 года "Росавтодор и китайская компания «СиноГидро» (входит в состав госкорпорации PowerChina)
подписали меморандум о намерениях по строительству моста через реку Лену. Об этом стало известно на форуме «Транспортной недели - 2015» из сообщения министра экономики республики Якутия Валерия Максимова.
Максимов уточнил, что подписание меморандума - только начало реализации проекта: теперь китайские партнеры будут изучать проект по строительству мостового перехода через Лену, а по результатам подготовят частное предложение в адрес Правительства РФ".
Отрадно то, что "будут обсуждаться вопросы расширения проекта и возможность постройки моста, совмещенного с железнодорожным. Модель и стоимость сооружения станут известны, когда инвесторы разработают проектно-сметную документацию".
И уже в этом году, по прошествии определённого срока, который обычно охватывает порядка полугода, стали появляться сообщения о ходе реализации проекта. Так, 25 апреля пришла
новость, что "до 30 апреля (возможно, мая? - прим. авт.) 2016 года китайская строительная корпорация Sinohydro Corp. Ltd намерена сформировать предложения по базовой финансовой модели проекта строительства моста через реку Лену в районе Якутска.
Решение принято по итогам трехсторонней встречи представителей Росавтодора, правительства Якутии и Sinohydro Corp. Ltd.
На основании предварительной финансовой модели будут определены расчетные параметры будущего искусственного сооружения, а также сроки, необходимые на его возведение".
Ну а в этом месяце количество новостей стало
нарастать:
"Крупнейшая китайская проектная компания China Railway Major Bridge Reconnaissance & Design Institute Co (BRDI) приступает к проектированию строительства автомобильного мостового перехода через реку Лена в Якутии. Инженеры проектной компании в пригороде Якутска оценили место строительства будущего моста, передает ТАСС.
"Место подходящее. Мы на данный момент проводим сбор необходимых материалов по проекту. Будем делать изыскания по подъездным путям к мосту. Хотели воочию посмотреть и оценить ледоход на реке в этом месте, чтобы изучить гидрологическую обстановку", - сообщил ТАСС замгендиректора BRDI Чэнь Дэчжу. Он добавил, что проектирование мостового перехода на вечной мерзлоте в Якутии - это новый масштабный проект для компании.
Инвестором строительства мостового перехода выступает российско-китайский консорциум Sinohydro ("дочка" PowerChina) - "Вектор". Длина подъездных путей к мосту составляет 18 км, протяженность самого моста через реку Лена - 3,2 км. Зимой будут проведены совместные изыскательские работы с Институтом мерзлотоведения им. П.И. Мельникова, которые позволят рассчитать нагрузку на опоры в период ледостава на реке".
К сожалению, разговоры про совмещённый мост так и остались разговорами:
"Текущая стоимость проекта будет известна после подготовки проектно-сметной документации. "Строительство автомобильного моста обойдется дешевле, чем совмещенного железнодорожного. Заказчиком проекта (Росавтодор - прим. ТАСС) принято окончательное решение о проектировке и строительстве только автомобильного моста", - добавил Шушкевич".
Также
сообщается, что "в ноябре 2016 года начнется разработка проектной документации по строительству мостового перехода через Лену в Якутии. Работы займут около полутора лет с учетом сроков прохождения госэкспертизы, сообщили в пресс-службе агентства по инвестиционному развитию республики".
Как уточняет
Гудок со ссылкой на ТАСС, целых три компании претендуют на строительство мостового перехода:
"Три крупные китайские компании согласны профинансировать строительство мостового перехода через реку Лена в Якутии, сообщает агентство ТАСС со ссылкой на гендиректора Агентства инвестиционного развития республики Алексея Загоренко.
«В Якутск прибыли представители «Китайской железнодорожной корпорации 18 бюро», с которыми в ходе Харбинского ЭКСПО был подписан трехсторонний протокол. Они готовы за два года разработать проектную документацию и построить объект за четыре года», - сказал он.
Наряду с «Китайской железнодорожной корпорацией 18 бюро», к этому инфраструктурному проекту проявляют интерес еще два китайских инвестора: компания «Синогидро» (дочерняя компания PowerChina), представители которой также на днях были в Якутске и в сентябре в рамках Восточного экономического форума готовы представить разработанную финансовую модель проекта перед высшим руководством двух стран, и частная компания «Сириус холдинг», представители которой в ближайшее время посетят Якутск".
Печально, что от строительства совмещённого мостового перехода всё-таки отказались. Однако отрадно то, что у жителей Якутска и всей Западной Якутии появится хотя бы автомобильная связь с "большой землёй". И роль китайских инвесторов в этом сложно переоценить - без них реализация проекта попросту была бы отложена на неопределённый срок.
Соответственно, возвращаясь к
высказыванию Рогозина, "добрые дяди из Китая", разумеется, не такие уж и добрые. Но есть общность интересов, есть понимание совместных задач, есть стратегические ориентиры и есть источники финансирования. Последнее, в условиях кризиса оказывается ключевым, хотя у нас и с первыми компонентами всё далеко не так радужно. А значит, сотрудничество нужно продолжать. А вот то, что вице-премьер, по сути, солидаризировался с проамериканскими провокаторами, стремящимися рассорить нас с Китаем, настораживает...