Май 2016 года оказался небогат на события, касающиеся развития транспортной инфраструктуры. Новостей практически нет. Правда, один из старейших инфраструктурных проектов, долго находившихся в тени, в информационном плане неожиданно "выстрелил" и именно в этом месяце.
Речь идёт о проекте "Белкомур". В прошлом году уже доводилось
касаться данного проекта в связи с арестом бывшего тогда президентом республики Коми В. Гайзера. Стоит напомнить, что речь идёт о строительстве железнодорожной магистрали Соликамск - Архангельск, выводящей грузы с Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также транзитные грузы к Белому морю и Северному морскому пути.
Тогда сообщение об аресте Гайзера практически совпало с
сообщением о подписании соглашения о совместной реализации проекта строительства железнодорожной магистрали между ОАО МК "Белкомур" и китайской оборонной компанией "Poly Technologies, Inc". То есть, фактически, стройкой должны будут заниматься китайские военные.
С тех пор о проекте не было слышно. До недавнего времени. Сначала было
сообщено о подготовке концессионного соглашения:
"Проект строительства железнодорожной магистрали "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) находится на стадии подготовки концессионного соглашения, сообщил ТАСС генеральный директор ОАО "Межрегиональная компания "Белкомур" Юрий Демочкин. Ранее проект был представлен на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
"Сейчас, после того, как мы провели с китайскими партнерами целый ряд встреч в федеральных министерствах и ведомствах, в соответствии с решением правительственной комиссии по Арктике готовим предложения по реализации проекта с учетом предложений инвесторов (китайской компании Poly Technologies, Inc). В этом году начали готовить концессионное соглашение. Все идет по плану", - сказал Демочкин".
Затем, 20 мая "в Пекине завершилось очередное, уже пятое по счёту
заседание проектного комитета и технические переговоры по строительству железнодорожной магистрали «Белкомур»".
Поскольку "комплексное обоснование инвестиционного проекта «Белкомур» должно быть представлено в Правительство РФ до 25 мая 2016 года", то "итогом переговоров стало подписание протокола заседания проектного комитета, где были закреплены основные параметры реализации проекта, отражены необходимые мероприятия по представлению материалов в Минтранс России и затем - в Правительство РФ". То есть обычный рабочий процесс стал выходить на полосы интернет-изданий и официальных сайтов.
И наконец, "проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» и глубоководного района порта Архангельск обсудили на
заседании Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации и президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики":
"Губернатор Архангельской области Игорь Орлов рассказал, что проведена большая работа по подготовке к реализации проекта «Белкомур» с российскими проектными и консалтинговыми организациями, а также китайскими партнёрами.
Проработаны условия привлечения частных инвесторов к финансированию проекта, включая возможность предоставления госгарантий.
- Китайская сторона подтвердила свою заинтересованность в реализации проекта. Компания «Poly Technologies, Inc.» уже вкладывает свои ресурсы в его подготовку. Сегодня всё готово для разработки концессионно-инвестиционного проекта для представления в Правительство РФ, - подчеркнул Игорь Орлов.
Глава Поморья обратился к Дмитрию Рогозину с предложением включить «Белкомур» в перечень стратегических проектов российско-китайского сотрудничества".
На предложение
отреагировал вице-премьер Д. Рогозин:
"«Отнесусь к этому прагматично. Прежде всего, мы должны понять список заинтересованных в этом проекте. Китайская народная республика имеет большие торговые связи с Западом. Однако, пока они все перевозят южным маршрутом. Для нас это большая беда. Мы теряем транзитные преимущества. В чем тогда смысл создания Севморпути?», - сказал Рогозин.
Вице-премьер подчеркнул, что «надо создать пул интересантов и не кормить себя иллюзиями о добром дяде, который придет откуда-то из Китая или из какой-то другой страны».
«Непонятно почему не посчитали второго перспективного инвестора - крупнейшие предприятия Урала. Минпромторг должен взять на себя эту работу и посмотреть реальную структуру грузов, которые могут идти, исходя из профилей производства предприятий Урала и Сибири. Их также можно приобщить к реализации данного проекта. У нас наблюдается увлечение Китаем в качестве инвестора. Китай - не благотворитель. Добрых дядь у нас не бывает, дяди все у нас недобрые, считают каждый свою копейку и юань, доллары или евро. Инвесторы только тогда придут в этот проект, когда поймут, что он им самим нужен и нужен нам», - сказал Рогозин".
Если смысл предыдущих сообщений можно было выразить двумя словами "работа идёт", то здесь уже есть, что прокомментировать. Сначала о высказывании в целом. Смысл двоякий: 1) "надо привлекать к проекту собственные предприятия; 2) "не стоит всецело рассчитывать на иностранного инвестора".
И с тем, и с другим можно было бы согласиться. Однако любопытно, что смысл высказывания вице-премьера полностью противоречит
высказыванию Президента РФ В. Путина по аналогичному поводу. Речь, правда, касалась другого проекта - Северного Широтного Хода. Отвечая на вопрос журналиста из ЯНАО на ежегодной большой пресс-конференции в декабре прошлого года, Путин ответил следующее:
"Но вопрос в бюджетном финансировании требует, конечно, дополнительного изучения, имея ввиду бюджетное ограничение. Нужно искать разные варианты, в том числе, привлекать инвестиции наших партнёров из-за рубежа".
То есть, исходя из текущей тяжёлой финансово-экономической ситуации, Президент не считает зазорным рассчитывать и на "доброго дядю" из-за рубежа. И несмотря на то, что хотелось бы поддержать вице-премьера, в данной обстановке его позиция представляется излишне популистской. Особенно его совет привлекать предприятия Урала и Сибири - у них наверняка со сбытом никаких проблем, доходы льются рекой, только и мучений - куда бы лишние деньги пристроить...
Но есть в данной отповеди вице-премьера момент, настораживающий уже более серьёзно. А именно, тон его высказывания в отношении Китая, который сложно расценивать иначе, нежели выпад в адрес Китая, а также российско-китайского сотрудничества. Ведь речь же идёт о соглашении, подписанном на высшем уровне. Причём, стороной данного соглашения оказывается китайская оборонная компания, что является дополнительным доказательством серьёзности намерений партнёра. И если его решимость что-то и способно подорвать, так именно такие заявления, сочетающие в себе оскорбительность и популизм...
А ведь Д.О Рогозин уже получил от Президента выговор. Так что в его интересах всё-таки выбирать более дипломатичные выражения...