Как уже
рассказывалось, согласно заявлениям губернатора ЯНАО, сделанным в ходе недавней пресс-конференции, основным оператором строительства железной дороги в рамках проекта "Северный широтный ход" (СШХ) будет РЖД.
Однако, не только эта новость возникла в ходе данной пресс-конференции. Были и другие.
1. О возврате денег за постройку моста через Надым. Наиболее подробно тему
осветил "Коммерсантъ-Екатеринург":
"Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) может рассчитаться перед АО «Корпорация развития» за строительство автомобильной части моста через реку Надым во втором полугодии 2016 года. Об этом рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин на пресс-конференции. «1 млрд руб. мы перевели согласно договоренности. По остальным деньгам, я думаю, это будет третий-четвертый квартал. Это будет уточняться в зависимости от того, будут ли у нас деньги на это направление», - сказал губернатор. При этом он подчеркнул, что долг будет оплачен в любом случае, возможно, из «небюджетных» денег".
Это цитируют все, зато дальше любопытнее:
"Ранее сообщалось, что ЯНАО не стал выкупать допэмиссию «Корпорации развития» на 6 млрд руб., из которых 3,4 млрд руб. корпорация планировала потратить на достройку моста, остальные 2,6 млрд руб. должны были стать компенсацией собственных и заемных средств, затраченных корпорацией на прежних этапах строительства. В декабре прошлого года господин Кобылкин заявлял, что ЯНАО намерен рассчитаться за строительство автомобильной части моста, предположительно, в первом квартале 2016 года. В конце февраля депутаты заксобрания ЯНАО внесли изменения в окружной бюджет, согласно которым АО «Корпорация развития» должно было получить 1 млрд руб. в качестве оплаты за выполненные работы по строительству моста".
Таким образом, можно предположить, что невозможность выкупа допэмиссии акций "Корпорации развития" и стала причиной
отказа от строительства железнодорожной части моста через реку Надым. А отнюдь не только желание запустить проект единовременно на всех участках. Ведь те самые 2,6 млрд. руб., по сей видимости, и планировалось на это потратить.
Кстати сказать, "
открытие моста через реку Надым стало самым значимым на конкурсе «Событие года. Россия 2015» в номинации «Транспорт». Набрав 48 голосов, оно опередило запуск Алабяно-Балтийского тоннеля в Москве и ввод моста через судоходный канал в Балаково". Так вот, следует ещё раз отметить, что достройка данного моста в условиях отсутствия денег на это - достижение, и не властей Ямала, как любят говорить многие их представители, а "Корпорации развития".
2. О
строительстве моста через Обь в районе Салехарда:
"Продолжая тему, журналисты задали традиционный вопрос о строительстве моста через Обь в районе Салехарда. Ответ на него был, пожалуй, одним из самых коротких. Стоимость - 69 миллиардов, растягивать стройку даже на десять лет нельзя - максимум три-четыре года, только в этих условиях проект окупится. Сроки - конкретные. Это звено Северного широтного хода, по программе начало в 2017-м.
- Мост - капиталоемкое сооружение, будет окупаться 40-50 лет, поэтому ни один инвестор не пойдет. Это понимает президент и понимает премьер. Поэтому все мостовые переходы финансируются из федеральной целевой программы либо из Фонда национального благосостояния. Сабетта тоже возводится на деньги государства. Порты России принадлежат государству, а не частным компаниям, - подчеркнул губернатор".
Оптимистичным, но не внушающем доверия выглядит это самое "начало по программе в 2017-ом". Это лишь означает, что раньше строить точно не начнут. Хотя ранее руководство той же "Корпорации развития" предлагало начинать стройку в условиях отсутствия госфинансирования с тем, чтобы и не затягивать строительство, и подтолкнуть госорганы к более быстрому выделению средств.
Конечно, порой
высказываются весьма экстравагантные идеи, например, что "заложенные в программу "Сотрудничество" средства могут пойти на выплату процентов по кредитам для строительства моста через реку Обь".
"Об этом председатель Тюменской областной думы Сергей Корепанов сказал в ходе дебатов в рамках праймериз "Единой России" на тему "Тюмень и Ямал: пути сотрудничества", сообщили Накануне.RU в пресс-службе ямальского отделения ЕР.
По словам Корепанова, программа "Сотрудничество" очень важна для каждого субъекта.
"Договор между субъектами действует до 2020 г. Основные направления сохранятся, не исключаю, что появятся и новые. На встрече с губернатором округа была высказана идея о том, чтобы в рамках программы "Сотрудничество" гасить процентные ставки по кредитам для строительства моста через реку Обь", - сказал Корепанов".
Ничего бы в этой идее экстравагантного не было, если было бы принято решение работать по схеме, предложенной "Корпорацией развития". Тогда да, можно было бы взять кредит на строительство моста, проценты платить из программы "Сотрудничество", а тело кредита выплачивать с момента поступления денег из федерального бюджета. Но от этой схемы отказались, поэтому данное заявление можно рассматривать исключительно как подогрев интереса к теме, что, конечно, для дела тоже важно, но категорически недостаточно.
3. Строительство железной дороги "Бованенково - Сабетта", о котором недавно
высказывался генеральный директор «ВИС ТрансСтрой» Сергея Парсаданян.
"Отмечается, что при реализации проекта одновременно с дорогой будут построены целые посёлки со всей необходимой инфраструктурой, серьёзный комплекс обслуживающих новую дорогу предприятий. После завершения срока действия соглашения о ГЧП железнодорожная линия перейдёт в собственность округа и будет приносить прямую прибыль региону.
Глава «ВИС ТрансСтрой» рассказал, что проект просчитывался и готовился во многом уже в нынешних сценарных экономических условиях, поэтому в нем по максимуму учтены все имеющиеся риски. «Кризис - это самое правильное время для старта таких масштабных проектов. Они должны дать новый импульс экономическому развитию России в условиях меняющейся мировой обстановки», - считает Сергей Парсаданян".
Как видно, никакой конкретики по срокам начала работ нет. А ведь, "по условиям Соглашения до конца 2019 года, ООО «ВИС ТрансСтрой» обязуется за счет собственных и заемных средств осуществить работы по проектированию, разработке рабочей проектной документации и строительству железнодорожной линии. Объём частных инвестиций превысит 113 миллиардов рублей. После завершения строительства частный партнёр обязуется осуществлять техническую и коммерческую эксплуатацию созданной транспортной инфраструктуры. Действие Соглашения рассчитано на 21 год".
Время идёт. Заявления, исполненные сдержанным оптимизмом, делаются. А вот о реальном начале работ ничего не слышно. И это удручает.