4
БРЮН* Гийом Мари
(Guillaume Marie-Anne Brune)
Граф (02.06.1815)
13.05.1763, Бриве-ла-Гайард, деп. Коррез - 02.08.1815, Авиньон
Несостоявшийся поэт, друг Дантона. Скорее генерал Революции, нежели Империи. Ни разу не был ранен. Убит роялистами.
Отец Брюна был адвокатом и заместителем королевского прокурора в г. Бриве-ля-Гайард. Будущий маршал учился у Отцов Доктринёров в колледже в Бриве, а затем продолжил изучать право в Париже, где попутно успел перепробовать до начала революции несколько профессий, среди которых: клерк в прокуратуре, типографский рабочий, издатель и журналист.
Но, приехав в столицу, молодой человек увлекся литературой и политической деятельностью. Некоторое время работал в типографии. Его высокопарные эссе не пользовались спросом, но Гийом не сомневался, что он - литературный гений, хотя невозможность убедить в этом других вскоре начала его утомлять.
Дантон, его друг, посочувствовал молодому поэту и предположил, что просто-напросто устарели темы, которые предлагает читателю Брюн. Быть может, мудрее и злободневнее писать не о любви, а о войне?
Совет Дантона Брюн воспринял вполне серьезно, наконец разродившись брошюрой по вопросам военной тактики. Восхитившись собственным творением, он показал его некоей актрисе, которая прочла его без каких-либо комментариев. Когда же автор поинтересовался ее мнением, она ответила довольно жестко: «Ах, Брюн! Если бы сражались перьями, то вы стали бы знаменитым генералом!»
Оскорбленный в лучших чувствах молодой человек буквально трясся от ярости. На следующий же день он предстал перед теперь уже широко известным Дантоном и потребовал должности в одной из волонтерских армий. Дантон согласился посодействовать приятелю, и к утру поэт уже стал майором. Первое поручение Брюна состояло в том, чтобы сопровождать группу энтузиастов-республиканцев на юго-запад, и бывший поэт с радостью поехал его выполнять. Так он вступил на дорогу славы и вместе с тем на дорогу, на которой он в конце концов найдет гибель под ногами разъяренной толпы.
***
Благодаря политической поддержке его военная карьера была молниеносной. Как близкий друг Дантона, Брюн был в числе основателей клуба кордельеров, так же имел репутацию одного из самых решительных санкюлотов. В середине 1791 года был переведен из Парижа в действующую армию. 13 вандемьера (5 октября 1795 г.) он принимает участие в подавлении роялистского восстания - рядом с Баррасом и генералом Бонапартом. В 1796 году служил в Италии под знаменами генерала Массена, а в 1797 сам стал дивизионным генералом. В своем письме от 11 июля 1796 г., написанного после сражения под Вероной, генерал Бонапарт писал: "Генерал Брюн получил семь пуль, все они пробили ему одежду, не задев его самого. Вот что значит иметь счастье!" В бою у Тарвиса генерал Брюн "вел себя здесь с величайшей доблестью".
Брюн в 1800 году был отправлен на все еще беспокойный Запад с приказом предпринять последнюю попытку убедить храбрых и тупоголовых крестьян Вандеи, что революция - свершившийся факт и что у Бурбонов нет никаких перспектив возвратиться на престол и наказать тех, кто гильотинировал Людовика и его австриячку жену.
Чтобы придать больше убедительности доводам Брюна, Наполеон выделил в его распоряжение 60-тысячную армию. Генерал добился было некоторых успехов, но через некоторое время он был переведен в Италию, а на его место прислан Бернадот.
***
С Наполеоном у Брюна с его независимым характером сложились весьма напряженные отношения, т.к. Бонапарт не без оснований подозревал его в приверженности республиканским убеждениям. В 1808 г. Брюн был обвинен в попустительстве контрабандистам в Гамбурге. Кроме этого, 27 октября 1807 г., при встрече со шведским королем в Шлаткове он "унизил достоинство представителя великой империи и вовсе не обнаружил той привязанности, которою он был обязан Наполеону" (дело в том, что во французско-шведском договоре Брюн упомянул термин "французская армия" вместо "армия Его Величества Императора и Короля").
За все это он был подвергнут опале, отстранен от командования и уволен из армии. Более 7 лет незадачливый республиканец оставался не у дел.
***
После первого отречения Наполеона он вроде бы признал Бурбонов, но по возвращению императора немедленно предложил ему свои услуги. Он бы снова принят на службу, и назначен губернатором Прованса и командиром 9-го Варского корпуса. Брюн активно включился в работу, принял строгие меры, чтобы не допустить роялистских выступлений на юге Франции.
Наполеон возвел его в звание пэра (4 июня 1815 г.) и даровал титул графа Империи, но из-за спешки маршал так и не получил ни письменного свидетельства о дарованном титуле, ни герба. Брюн сражался с войсками герцога Ангулемского и продержал трёхцветное знамя над тулонской флотилией до конца июля 1815 г., что возможно и послужило причиной его зверского убийства. По дороге в Париж он был настигнут в Авиньоне бандой роялистов, обвинивших его в том, что он был в числе убийц принцессы Ломбаль, и убит выстрелом из карабина (пуля попала в голову). Затем, уже мертвому маршалу было нанесено 100 кинжальных ран (видимо, в память о 100 днях), после чего труп был подвешен под мостом над рекой Роной и мерзавцы в течении часа забавлялись тем, что стреляли в него, а затем бросили в реку. Так трагически закончил свой жизненный путь маршал, не получивший ни одной раны на полях сражений.
«Брюн имел известные заслуги, но в общем был скорее генералом трибуны, чем внушающим страх воином». (Наполеон)
«...я отдаю должное маршалу Брюну: он хорошо сражался в Голландии; сражение при Алкмаеpе спасло Республику от большой опасности». (Наполеон)
Брюн, библиография:
«Маршалы Наполеона», Р.Ф. Делдерфилд, 2001
«Наполеоновские войны 1799-1815. Биографический энциклопедический словарь» Залесский К.А., 2003
http://ru.wikipedia.orghttp://history.scps.ru/fr-march/http://1812.ru Портрет Брюна в мундире республиканской армии