Бедная и даже местами нищая Украина - нынче не самое приятное место для жизни простых евреев. Большая их часть уже давно эмигрировала кто в Израиль, кто в Америку, кто ещё куда. Но есть один украинский город в котором еврейское население растёт год от года. Его название Умань. Он магнитом притягивает евреев со всего мира! Но совсем непростых, а их наиболее ортодоксальную часть - так называемых хасидов и всех им сочувствующих. Обычно они приезжают в Умань раз в год на празднование еврейского Нового Года, более известный под названием Рош ха-Шана. Но со временем многие решают здесь остаться и теперь часть города стала настоящей еврейской резервацией.
Даже не в период вышеуказанного праздника побывать в Умани обязательно стоит. Наверное, во всей Украине более нет такого необычного места, яркого и самобытного одновременно.
Давайте вместе прогуляемся по этому городу и попробуем разобраться, что же здесь такого особенного!
2.
В Умань мы попали два месяца назад на обратном пути в Киев. Напомню, что в Киев мы прилетели из Риги с помощью компании
airBaltiс, здесь взяли прокатный автомобиль и отправились в пятидневный тур по восточной Украине.
3.
По большей части Умань можно назвать вполне себе рядовым городом страны. Население - под сто тысяч, есть несколько университетов, заводов и фабрик. В туристическом плане городу повезло иметь знаменитый ландшафтный парк-дендрарий Софиевка. Именно сюда стремятся попасть круглый год тысячи туристов. Место это, и правда, уникальное, но уж слишком большое и... немного скучное что-ли.
4.
В самом городе намного интересней. Конечно, здесь на каждом шагу можно встретить традиционные украинские беды - дырявые дороги, стихийные рынки и парковки где попало. Но всё же чувствуется, что Умань побогаче большинства провинциальных украинских городов.
5.
Наверняка, свою руку к благосостоянию города приложили и евреи. Только как-то в центре города я их не увидел. Про еврейский квартал я как-то забыл, поэтому мы прогулялись по центру, осмотрели парочку старинных церквей, заглянули на рынок, сходили к бывшему василианскому монастырю, где мило побеседовали с директоршей размещённой здесь художественной галереи и уже собирались ехать в сторону Киева.
6.
Но только мы выехали из центра города, как на холме я увидел несколько недостроенных огромных многоэтажек. Причём в достроенной части явно жизнь била ключом.
7.
Свернув в крутой поворот вслед за полицейским автомобилем мы неожиданно для себя в мгновение ока перенеслись в некий псевдо Израиль.
8.
Точнее это был этакий чудовищный микс СССР, Украины и Израиля. Да-да, контраст с остальными районами города был разителен. Первое, что бросалось в глаза - огромное количество рекламы на иврите. На украинском языке здесь я не увидел ни одной надписи.
9.
В этой части города - множество отелей, закусочных и каких-то магазинчиков, которыми явно всем заправляют не украинцы. Причём сам этот район сравнительно небольшой, поэтому и концентрация еврейской символики просто огромное.
10.
Второе яркое впечатление - это чудовищное смешение архитектурных стилей. Старые советские панельки стоят здесь вперемешку рядом с недавно построенными зданиями, а также кучей непонятных заборов, сараев и непонятных конструкций явно без всякого плана и особого смысла.
11.
Единственное что весь этот архитектурный хаос объединяет - могила раввина Нахмана, основателя и главного идейного распространителя религиозного движения хасидизма! Он умер в далёком 1810 году и был похоронен как раз где-то за этими железными заборами и металлическими конструкциями.
12.
По сути все эти бесформенные конструкции - синагоги. Где-то внутри за заборами и воротами люди приходят молиться, как это не странно звучит.
13.
И третье - это люди! Была суббота - праздничный для всех евреев день, поэтому на улицах мы увидели огромное количество гуляющих семей. Еврейская хасидиская семья - зрелище очень любопытное.
14.
Сами главы семейств видны издали по нетрадиционным головным уборам, из которых ярко выделяются круглые шляпы с лисьими хвостами под названем штраймл. Добавьте к нему яркие халаты, белые чулки с туфлями и длинные пейсы - получаются очень своеобразные персонажи. Фото внизу для себя даже назвал Хотабыч и Волька!
15.
Жёны хасидов тоже выглядят подобающе. Яркие платья, бритые головы, скрытые под париками и платками - где ещё можно увидеть подобное!?!
16.
И конечно же, каждая хасидская семья - это куча детей разного возраста!
17.
На этом фоне украинские охранники выглядят предсказуемо серо и невнятно! Их, кстати, в данном районе немало.
18.
Основной же проблемой этого места в Умани являются горы мусора, которые оставляют после себя паломники на Рош ха-Шана. Но это сравнительно небольшие издержки на фоне доходов, большая часть которых, наверняка, остаётся в еврейских руках.
19.
Наверное, стоит рассказать, вкратце, кто такие эти хасиды и что они собственно делают в Умани.
20.
История этого города и живших здесь евреев наполнена противоречиями. Ведь изначально Умань был казацкой крепостью и городом. А местные казаки традиционно на дух не переносили еврейских переселенцев.
Польские же власти придерживались иного мнения. Экономическая польза от еврейских общин в крупных городах была очевидна.
21.
Около 250 лет назад Умань вошла в истории произошедшей здесь страшной резнёй. Православные казаки-гайдамаки восстали против польских властей и прошлись по территории нынешней центральной Украины с огнём и мечем. Умани досталось больше всего. Большая часть города после штурма было беспощадно вырезана.
22.
Одним из рапостраннёных методов казней тогда было повешение рядом поляка, еврея и собаки с утверждением, что вера у них одинаковая. Причём поляки в ответ так же вешали рядом православных священников, евреев и собак с аналогичным утверждением. В любом случае страдали евреи и собаки.
Именно в те смутные времена и зародилось ортодоксальное движение хасидизма, основанное на личном познании Бога путём постоянных молитв, песнопений и бесед. Вскоре оно распалось на несколько ответвлений. Похороненный в Умани рабби Нахман был основоположником и духовным лидером брацлавского хасидизма. А похоронить себя Нахван велел рядом с могилами еврейских жерт уманьской резни.
23.
И ещё! По учению хасидов истинные евреи как раз не должны возвращаться на свою историческую родину, жить в изгнании и ждать прихода Мессии. Так что, добровольная эмиграция в Украину очень даже логична и приветствуется этим учением. И Умань стала идеальным прибежищем истинных брацлавских хасидов.
24.
Кстати, не надо думать что местные евреи только молятся круглые сутки. Традиционно они занимаются торговлей и политикой. Особенно сильны их бизнес-позиции в торговле недвижимостью, строительстве, продаже драгоценностей и в финансовой сфере. Перед самой революцией на 30 тысяч населения Умани, 20 тысяч приходилось на евреев.
25.
Кто знает, что ждёт этот город в будущем, но евреи на данный момент чувствуют себя здесь рядом с могилой своего кумира вполне комфортно, а значит и Умань вряд ли пропадет. Таким вот очень необычным получилось наше знакомство с этим городом. Можно сказать даже, что оно и было по-своему самым ярким в нашем путешествии по Украине...
26.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, в
ВКОНТАКТЕ, в
Яндекс Дзене, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.