Морская тематика мне близка с детства. Когда-то, начитавшись морских романов, я даже мечтал стать штурманом дальнего плавания (до капитана почему то не дотягивал). И хоть эту мечту не удалось реализовать, я до сих пор с особым трепетом отношусь к морю, кораблям и их историям. И если уж судьба заносит меня в морские гавани мира, я всегда стараюсь там посетить какое-нибуть историческое судно, будь то
Сан-Франциско или
Стокгольм.
Полгода назад я побывал в Таллине и посетил здесь великолепный морской музей „Леннусадам“, о чём уже успел
написать в своём журнале. Самым необычным экспонатом этого музея является первая эстонская подводная лодка „Лембит“. Я с огромным интересом излазил это судно и с трепетом изучил её необычную историю, достойную голливудского блокбастера.
Как смог этот удивительный долгожитель сохранится до наших дней и какие секреты таят его недра? Если интересно, читаем дальше!
2.
В уже таком далёком 1935 году в Великобритании на военных верфях начинают строить две необычные подводные лодки по заказу правительства Эстонии. Их конструкция базировалась на основе стандартного британского минного заградителя класса S, но с рядом важных особенностей.
3.
Корпуса этих подлодок были усилены специальным поясом обшивки для возможности навигации по замёршему Финскому заливу. Был ряд важных отличий и во внутренних отсеках и механизмах. По сути, эти две подлодки были уникальными и более нигде никогда не производились. Финляндия стояла на пороге войны с СССР, и её важная союзница Эстония также готовилась к возможному участию в ней.
4.
Эти корабли получили звучные имена „Калев“ и „Лембит“ в честь легендарных эстонских героев. Повоевать им пришлось, но волей судеб как раз за, а не против советского государства. В 1940 году обе подлодки вошли в состам Балтийского флота СССР. Командование и офицерский состав сменился, а вот многие простые моряки остались. Эти корабли очень заинтересовали советских подводников. В отличии от отечественных подводок они имели меньшую автономность (20 суток) и могли погружаться на более малую глубину (до 70 метров). Зато за счёт малых размеров эти суда обладали более высокой маневренностью и имели высокий уровень комфорта внутри. Чтобы не запутаться в квалификации, им оставили первоначальные эстонские названия.
5.
Подлодки перекинули в Кронштадт, а затем в Лиепаю, где они и встретили начало войны с Германией. Отсюда они в спешке были переброшены назад в Таллин. Во время одного из первых боевых походов подорвалась на минах и затонула подлодка „Калев“. Судьба „Лембита“ же оказалась более необычной. Эта подлодка же сумела пройти всю войну и отлично сохранится до наших дней, записав немало подвигов на свой счёт.
6.
Она участвовала в так называемом Таллинском прорыве - эвакуации Балтийского флота из Таллина в Кронштадт. Из 225 советских кораблей, вышедших на тот трагический прорыв, конечной цели достигли лишь 163. Немцы и финны силами всего нескольких минных катеров и сотни самолётов сумели почти без потерь потопить и уничтожить более 60 судов, на которых погибли почти 15 тысяч человек. Потери противника же были всего три сбитых самолёта. Виной этой катастрофы было неоправданное затягивание начала эвакуации, спешка, несогласованность действий, отсутствие авиационного прикрытия и разведки. Но „Лембиту“ повезло, причём не только в тот раз.
7.
Подлодка за годы войны совершила 7 боевых походов и потопила около 20 вражеских кораблей. Один из наиболее эмоциональных эпизодов в её истории случился в 1942 году. После успешной атаки на немецкие транспортные корабли, за подлодкой началась охота. В результате взрывов глубинных бомб, в какой-то момент сдетонировали аккумуляторы в офицерском отсеке подлодки. Начался пожар. „Лембиту” прошлось лечь на грунт и затаиться на глубине 36 метров, а в это время внутри развернулась отчаянная борьба за жизнь. Обожжённые, отравленные угарными газами моряки в течении суток на глубине спасали подлодку и свои жизни, а потом сумели без потерь вернуться в Кронштадт. Весь состав команды получил награды, командир и потомственный моряк А.М. Матиясевич был представлен к званию Героя Советского Союза. Подлодку на флоте мигом окрестили „бессмертной субмариной“. Кстати, она так же получила несколько боевых наград.
8.
Два года подлодка была участником обороны Ленинграда. А уже в конце войны по неподтверждённым данным ей удалось потопить ещё и немецкую подводную лодку во время случайного столкновения на глубине. После войны „Лембит“ продолжил службу в качестве учебного корабля, затем здесь была оборудована учебно-тренировочная станция.
9.
После 1957 года корабль отправили на военный завод с эпическим названием „Красное Сормово“ в учебного тренажёра в далёкий и неимеющий выхода к морю Горький. Усилиями ветеранов и музейщиков в 1979 году легендарную подлодку удалось вернуть в Таллин. Перед этим её полностью реконструировали и вернули первоначальный облик.
10.
Удивительно, но это подлодка оставалась на плаву аж до 2011 года. С 1991 гота она считалась символическим кораблём под номером один в эстонских ВМС. Позже её установили в знаменитых ангарах Лётной Гавани, где был организован музей Леннусадам.
11.
Удивительная история удивительного корабля, который и теперь целёхонький красуется внутри огромного помещения музея. Поверьте, спуститься в её недра дорогого стоит!
Через носовой вход, который ранее использовали для погрузки топед мы сначала попадаем в первый отсек корабля.
12.
Здесь среди десятков непонятных приборов и сотен проводов располагаются четыре торпедных аппарата.
13.
Они были главным оружием корабля.
14.
Через не лишённый своеобразной красоты круглый люк мы попадаем в офицерский отсек.
15.
Удивительно было в этом отсеке увидеть комфортное помещение кают-компании.
16.
Здесь же расположена крохотная каюта капитана и радиорубка. Свободное пространство занимают аккумуляторы.
17.
Именно во втором отсеке произошёл взрыв и пожар во время войны. Глядя на идеальный порядок здесь, трудно поверить в те события.
18.
Третий отсек подлодки занимает центральный пост управления, выход на верх, камбуз и вездесущие аккумуляторы.
19.
Здесь можно увидеть огромное количество разных прибором и устройств.
20.
Часть из них оригинальная, английского производства.
21.
Другая же в основном сделана в СССР и установлена во время многочисленных переделок и рементов.
22.
Всё выглядит очень органично.
23.
Кстати здесь же в верхней ходовой рубке, когда-то располагалась выдвижная зенитная пушка.
24.
Порядок и чистота на подлодке образцовые. Особенно это чувствуется в четвёртом отсеке субмарины. Это сердце „Лембита“.
Здесь когда-то располагались два дизельных двигателя, из которых сохранился лишь один.
25.
Как считаете в случае чего какой нужно крутить вентиль - красный или... красный?
26.
Последний пятый отсек служил матросским кубриком. Здесь располагался аварийный выход, а также управления рулями подлодки.
27.
Глядя на проходы между отсеками, кучи кабелей и множество всяких устройств, можно ощутить себя практически в космическом корабле. А ещё „Лембит“ мне напомнил легендарный жюльвеновский „Наутилус“ капитана Немо.
28.
Внешние пропорции, внутреннее убранство, а главное настоящий морской дух „Лембиты“ не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.
29.
Это, действительно, уникальный корабль! Уже только легендарной субмарины стоит приехать в Таллин. Ведь всё-таки это одна из старейших подлодок в мире. Ей повезло сохраниться до наших дней почти в первозданном виде. Одним словом, настоятельно рекомендую! Ну, а я удаляюсь в поисках новых путешествий и приключений....
30.
P.S. Подписывайтесь на мою страницу
в Фейсбуке, а также в
Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в
ТревелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.