На польском сайте
http://stopklatka.pl/ появилось
интервью Хью Лори, имевшее место быть на "Берлинале".
Предупреждаю: польского языка, пшепрашам, не знаю, но, немного поизвращавшись со словарями, слегка "причесала" гугловский вариант перевода до удобоваримого.
Хью Лори в роли худшего человека в мире. Актёр говорит о своей музыкальной карьере и карьере на телевидении. Он признаётся, что не мог бы жить в мире без музыки и имеет проблемы с супергероями. О Хаусе и Холмсе, высокомерии и тупости рассказывает нам Хью Лори в шутливой форме.
Диана Домбровська : Разговаривая с культовым Доктором Хаусом я не могу не упомянуть сериал и персонажей, которые приобрели огромную популярность во всем мире. Здесь, в Польше, но я думаю, что не только здесь, по ТВ постоянно крутят предыдущие сезоны. Что для вас значит успех этого сериала и персонажа, в частности? Не думали ли вы в конце сериала, что навсегда останетесь только Грегори Хаусом?
Хью Лори: Мне кажется, это одно из фундаментальных отличий между сферами кино и телевидения. Нет ничего приятнее знать, что Хаус всё ещё живёт в телевизорах. Это замечательно! На телевидении невозможно быть заложником одной роли, она не для одноразового использования. Я был связан с Хаусом восемь лет. Это довольно долго. Он всегда будет много значить для меня, и он всегда со мной.
Я до сих пор помню все эти трудные загадки, расписанные языком медицины. В общем, я любил шоу с точки зрения его структуры, содержания - я любил над ним работать. Я знаю, это звучит ужасно печально, но ничего не могу с собой поделать. Это был очень важный опыт, который вышел за пределы профессиональной сферы. Хаус стал чем-то большим для всех, несмотря на то, что он был жестоким честным мерзавцем, который избегал любой сентиментальности. Я получал сценарий следующих серий, и, должен признать, был так очарован этим человеком на бумаге, он меня смешил, иногда раздражал, - что я не мог дождаться возможности сыграть его характер, его особенное отношение к жизни. Это была настоящая честь, и я очень благодарен, что мне повезло участвовать в столь масштабном проекте, который я очень люблю. Не многим актерам так везёт, часто бывает, что актёру приносит известность роль, которую тот ненавидит... Возьмем, к примеру, такого актёра, как Дэниэл Крейг, который ходит и ноет, что уже устал от Бонда... Серьёзно, Дэниел? Действительно, больше не хочешь быть Бондом?..
А бывали ли во время съёмок "Хауса" ситуации, когда вы говорили что-то злобное, под влиянием противоречивой личности доктора? А может наоборот - воспользовались привилегией сказать "чистую правду" под личиной Хауса?
Скажем, мои отношения с женой установили некоторые ограничения в том, насколько мудаком я могу быть, изображая Хауса. А если серьезно, я не замечал, чтобы кто ожидал от меня меня чего-то такого или, наоборот, позволял мне слишком много. Или, может быть, я так вжился в роль, что не обращал внимания. Нужно проверить, сколько людей выкинули меня из друзей на Facebook, тогда скажу точно. Но я скажу вам еще одну вещь в контексте непосредственности и интеллигентности Хауса. Многие люди в Великобритании считают меня, по какой-то причине, "благословенным тупицей". Может быть, я именно такой, кто знает! Если речь идёт о моём образе в СМИ, то это вовсе не известный гениальный врач, а тупица, которых я обычно играл в сериалах, вроде "Blackadder" [принц Джордж - прим. авт.].
Это удивительно! Вам когда-нибудь предлагали роль Шерлока Холмса? В каком-то смысле, можно сказать, конечно, что и Хаус был Холмсом, так же, как Уилсон - Ватсоном. Но я имею в виду, классического Холмса, с трубкой, шарфом и кепкой.
Как-то так совпало по времени, что кроме Хауса, которого, конечно, из-за наркомании, методов работы, постоянных расследований, можно интерпретировать, как современную версию Холмса, было создано около шести различных шоу, которые более или менее точно придерживались установленной формулы. Старый Шерлок, Шерлок молодой, современный Шерлок... На любой вкус и цвет. Но когда-то в молодости я тоже был таким Холмсом-Холмсом! Я не могу вспомнить, что это было, то ли телереклама, то ли туристический буклет. Как вы знаете, в молодости, бывает, занимаешься всяким... Но одели меня в точном соответствии. Дело было в Лондоне, я поехал на примерку костюма. Парень, который меня измерял, занимался этим около 45 лет, и он сказал мне, что не проходит и недели, чтобы кому-то не понадобился костюм Шерлока Холмса, будь то для использования в шоу для внутреннего употребления или на экспорт. Кажется, лучше франшизы и не придумать, или по крайней мере проще - парень в кепке и с трубкой. Но это в первую очередь верный признак того, как неопровержимо очарованы люди этим персонажем.
Как вы себя чувствуете в шкуре "худшего человека в мире", потому что именно так отзываются о вас другие персонажи сериала "Ночной администратор"?
Это очаровательно! Мне кажется, легко впечатляться людьми, которые выходят за границы дозволенного и живут вне норм социально-приемлемого поведения, самостоятельно определяя свой путь. Наблюдение за такими людьми само по себе интересно. О чём они думают ежедневно? Чем собственно занимаются, о чём разговаривают со своей семьёй за столом? Дьявол должен обладать шармом, иначе он не далеко бы продвинулся в своём поганом бизнесе. Зло должно привлекать, очаровывать, соблазнять. Должно быть удовольствие в том, чтобы быть плохим. "Худший человек на земле" должен быть забавен, должен вызывать желание находиться в его обществе. Мой персонаж, или Ричард Ропер, является именно таким обаятельным человеком, одновременно будучи ублюдком, прогнившим до мозга костей. Нет ничего хуже, чем извлекать выгоду, причиняя смерть и страдания людям.
Скопирован ли персонаж с жизни и деятельности каких-то конкретных преступников, общались ли лично с кем-то подобным Роперу в реальной жизни?
Я нагуглил самых худших из подобных типов, провёл кастинг, но, к сожалению, не могу поделиться информацией, кто из них мой любимец! Правда в том, что я просто не мог встретиться с ними лично из-за юридических ограничений, и наши юристы были этом в пункте непоколебимы. Они подчеркнули, что если я встречусь с ними, мы автоматически получим осложнения в связи с претензиями, что шоу основано на их жизни и так далее. В лучшем случае из-за такого "использования" и "изображения" мы получим судебный иск. Я подчеркиваю - в "лучшем случае". Существует магическая формула, которая позволяет всей команде спокойно спать по ночам - "всё это художественный вымысел".
Правда ли, что в течение двадцати лет вы пытались снять сериал по мотивам романа Ле Карре? Что привлекло вас в этой истории?
Её романтическая красота. Это одна из тех историй, что поддерживает в вас идеалиста, запрятанного где-то глубоко в голове, потому что этого требует современный мир. Ровно 23 года назад я наивно представлял, что буду играть персонаж агента Пайна, который теперь достался Тому Хиддлстону. Но вскоре мои волосы начали выпадать... к сожалению. И вот, через несколько лет, мне осталась довольно неблагодарная роль лысеющего, но по-прежнему привлекательного дьявола. Но во всей этой историй, как и в целом у Ле Карре, есть чрезвычайная доля мифологичности, потому она может разыгрываться и в современном мире. Перед нами рыцарь, который борется со злом ради "доброго дела" и не остановится, пока не выполнит свою миссию. Он должен убить дракона, а монстр выглядит почти как гидра - отрезаешь одну из его голов, появляется три других и т.д. В Ле Карре соблазняет прежде всего язык, персонажи так красиво говорят, что я сразу в них влюбился. В течение 15 лет права на роман были у Сиднея Поллака, который должен был сделать фильм, но в итоге ничего не вышло. Наконец-то дождались.
Вы очень отважны, упоминая о своём облике. Многие актёры не осмелились бы упоминать о... выпадении волос. Постарались бы как-то замаскировать.
Я думаю, что новейшие технологии в сфере создания париков достигли небывалых высот, но я не чувствую необходимости что-то скрывать. Тем не менее, если бы пришлось для какой-то роли согласиться на такое, не знаю, как долго бы я продержался без смеха. Даже если выглядит так естественно, сам-то ты знаешь, что кто-то над ним поработал. В конце концов, чувствуешь себя жалким.
Возвращаясь на мгновение к "Ночному администратору" - вы упомянули мифический аспект истории Ле Карре. Как вы думаете, есть ли основания искать в этой истории шекспировские нотки? Вот на троне слепой король, который не видит, что перед его глазами разыгрывается фарс, даже его верный слуга говорит ему прямо: не не будь слепым, глупец. Но ничто не может спасти короля от неминуемого поражения.
Совершенно согласен! Образ слуги, к тому же сенсационно исполненный Томом Холландером, является примером шекспировского шута, который сочетает в себе как трагизм, так и комизм безвыходной истории. Образ майора Коркорана это хорошо сбалансированное сочетание - в нём есть что-то от Яго из "Отелло", а также отвергнутый Фальстаф. Король слеп, потому что в какой-то момент больше не хочет видеть, хочет делать вид, что не видит, он устал. Во время работы над "Ночным администратором" мы действительно провели огромное исследование. Если проанализировать, например, записи убийц, преступников, безумцев, очень часто появляется подобный элемент в повествовании - когда полиция стучится в их дверь, они спрашивают прямо: что так долго? Почему вы возились столько времени? Искренне чувствуют облегчение от того, что это конец, покой. И мне кажется, что Ропер точно знает, что происходит у него под носом, и он хочет быть преданным агентом Пайном (Том Хиддлстон). Нужно помнить, что мой персонаж также отец и своими преступными интересами он также лишает будущего своего ребёнка. Очень часто бывает так, что самые большие гангстеры являются прекрасными отцами и как раз потомство создаёт для них некую святость.
Вы сказали, что с нетерпением ждали этого проекта 23 года. За это время вы написали свою первую книгу - "Тоговец пушками" ("The Gun selller", 1996).
Да, её тематика перекликается с "Ночным администратором". Мир "шпионы против торговцев оружием". Дело в том, что когда я её писал, я не ожидал, что мне выпадет шанс поучаствовать в фильме. Но очевидно, что Ле Карре повлиял на меня. Я прочитал её ещё будучи подростком. Я не могу сравниться с ним в мастерстве пера, он всегда был важной вехой в моём интеллектуальном образовании. Я прочитал все его книги, и я не думаю, что я был в этом одинок - Ле Карре читает чуть ли не вся планета. Все эти истории и персонажи до сих пор сидят в моей голове. Он создал основы этого мира. Сегодня, создавая современные истории про шпионов, уже меньше используют Ле Карре. Мне кажется, что больший акцент делается на морали, которая пришла из вестернов и той веры в порядок. Все вращается вокруг вопросов о верности, предательстве, жертве, дружбе. А Ле Карре ввёл свои принципы и создал свою собственную микровселенную. У него граница между добром и злом не такая чёткая и очевидная.
А какова ситуация с вашей новой книгой?
"Бумажный солдат" ("The Paper Soldier")! Да, уже скоро!
Ну, раз уж зашёл разговор о ваших многочисленных талантах - есть в планах третий музыкальный альбом?
Разумеется! Правда, мы ещё ничего не записали. Но сегодня утром я обменялся несколькими электронными письмами с владельцем нашего лейбла о возможных дуэтах. Мы размышляем о чём-то новом, в том числе с точки зрения звука. Очень хочу вернуться к музыке!
После стольких лет работы в США, можете ли сказать, что работа над "Ночным администратором" была своего рода возвращением домой? Вы чувствуете себя более комфортно?
Может немного. Понятно, что свою страну я знаю намного лучше, некоторые нюансы легче вычленить. А в США я каждый день чувствовал себя иностранцем, и это тоже было нормальным. "Ночного администратора" снимали на натуре, в таких странах как Марокко, Испания, Швейцария, что был довольно продуманно. Этот сериал отличается удивительной визуальной красотой. Речь идет о местах, которые не без оснований называют раем на земле. Вспомнил ещё одну деталь времён работы над "Доктором Хаусом". Второй год работы, снимаем сцену, в которой я тушу свет. В принципе, очень просто. Я подхожу к стене, протягиваю руку к выключателю и ничего не происходит, что-то сломалось. Рядом стоит электрик и говорит: "Не в ту сторону. Чтобы выключить - жми вниз". Тогда до меня дошло: я уже два года в США и не отметил такую деталь, как выключатель, который, по их мнению работает нормально, а для меня стоит вверх ногами. Именно эти мелочи проявлялись каждый день, на каждом шагу объявлялось что-то и я осознавал, что это не мой мир. Я не понимаю, как работает система, после десяти лет до сих пор не знаю, как отправить в письмо в Америке. Есть какие-то ящики, в конце дня они опустошаются, и оно куда-то там идёт. У нас нет таких чудес! Или эти желтые автобусики, которые по утрам привозят детей в школу. Забирают молодых людей и исчезают, никто не знает, куда, а потом, как ни в чём не бывало, привозят этих детей. Откуда они знают, что, где, как и почему. Я и через сто лет не смогу понять этих мелких деталей.
На своей шкуре вы пережили фундаментальную революцию, которая в последние годы происходит на телевидении. Начиная от уже упомянутого "Blackadder", до "Хауса", который был одним из самых прекрасных явлений этих изменений. На "Берлинале" второй год подряд проходит предпремьерные показы сериалов, которые впоследствии прогремят на весь мир. Как вам это видится вблизи?
Десять лет назад это на самом деле были лишь первые шаги этих изменений, но как ускорилось в последние пять лет - просто немыслимо. Актёры сознательно экспериментировали с своими образами. Возьмем, к примеру, Джона Траволту в сериале "Американская история преступлений"... А пять лет назад такое ему бы и в голову не пришло!
Но как вы думаете, что именно спровоцировало эти изменения?
Есть много теорий. Я расскажу свою. Это всё вина или заслуга авторов. Всё началось с недовольных сценаристов, которые не были по достоинству оценены в индустрии полнометражных фильмов. Не говоря уже о тех разочарованных кинематографистах, которые даже имея отличную идею ждали от трех до пяти лет, чтобы наконец её продвинуть. Идея остывает, годы летят. А телевидение проголодалось, жаждет историй, которые оно могло бы пронзительно рассказать. И совсем другое количество времени ожидания и производства. И так пошло: сначала 30 великих сценаристов, потом 20 не менее талантливых режиссеров. На наших глазах постепенно появилось совершенно новое качество. Я не знаю точно, когда это произошло, но мне кажется, что все мы почувствовали новые стандарты в сфере самого производства, актёрской игры, создания мира как в кино. Оно перестал быть искусственной разновидностью. Можно также выдвинуть гипотезу о том, что поскольку телевидение переживает ренессанс, то кино находится в кризисе. Подозреваю, что на Берлинский кинофестиваль подбирали шедевры... Но фильмы, которые сегодня продаются и имеют общественный резонанс - это фильмы о супергероях, выдернутых из комиксов, которые владеют тайными силами. И все мы хотим обладать такими магическими способностями. Конечно, я намеренно утрирую, но мне кажется, что в целом, не считая некоторые замечательные исключения, мир кино находится в кризисе, кино утратило уверенность в себе. Но способ доставки к зрителю - не только телевизионный приемник в домашней гостиной, будущее несомненно - за веб-сериалами, за таким способом распространения контента.
В этом году на "Берлинале" в основном конкурсе был показ восьмичасового фильма с Филиппин ["Колыбельная для печальной загадки" Лав Диас получил награду им. Альфреда Бауэра за инновационность - Прим. авт.].
Но, это же сегодня?
Да, вот только что.
Мне кажется, ещё вполне можно успеть на последние три часа.
Вы так недобро отзываетесь о супергероях, и всё же вы играете с одним из них в "Ночном администраторе".
Ну, вот сейчас у Тома есть множество оснований обидеться.
А если бы вы могли выбрать какую-нибудь магическую силу...?
...Думаю...
На самом деле, я не знаю. Может, подскажешь?
Вы делали то, что на самом деле невозможно - сделали так, что что высокомерие стало почти афродизиаком.
Конечно, Хаус, несомненно, воспринял бы это как повод выпить. Думаем дальше - какие сверхъестественные силы могут быть?! Я частенько фантазирую, но о вещах вполне реальных. Я играю на пианино, как Оскар Петерсон. Я играю в футбол или крикет... Ко мне пришли с предложением дать мне суперсилу, а я ничего не смог придумать... Могу летать. Способность летать звучит вполне ничего.
Довольно прилично.
Я прыгал однажды с парапланом, это считается. Довольно неплохо прошло.
Из трёх ваших увлечений и профессий - актёр, писатель и музыкант - без которого вы не смогли бы прожить?
Я принадлежу к тому худшему в цивилизации виду, у которого господствует простой, довольно неблагодарный принцип: заниматься чем-то и в то же время жалеть, что не занимаешься чем-то другим. Играешь, и одновременно думаешь о пении, и наоборот. Но, думаю, в конце концов, я выбрал бы музыку, её бы мне больше всего не хватало. Например, если бы дали задание, что через месяц еду туда, где я не смогу слушать музыку или играть на музыкальном инструменте - я бы просто пропустил отъезд. Слава Богу, такого места на карте нет.
И в заключение: где ваши поклонники могут теперь вас увидеть, кроме "Ночного администратора"?
С некоторых пор я играю в этаком политическом сериале - "Вице-президент" на HBO. Сейчас снимается пятый сезон, мой персонаж появился в четвёртом, сейчас мы снимаем последние эпизоды. Помимо "Ночного администратора" занимаюсь производством другого сериала, который также является адаптацией литературного произведения. Проект называется «Ченс» и, что важно, опять же, я буду врачом, но на этот раз нейропсихиатром. Десять эпизодов, остальное увидим позже. Как ни крути - опять возвращаюсь к халату врача.